Анархистское течение в русском народничестве. П.А.Кропоткин




 

Одной из наиболее оригинальных и глубоких фигур в рамках анархисткого течения в народничестве был Петр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921). Он происходил из древнего княжеского рода, считавшего своим предком легендарного Рюрика. Образование он получил в привилегированном Пажеском корпусе в Петербурге (1857 – 1862 гг.), где был организатором выпуска рукописной газеты «Отголоски из корпуса», в которой доказывал необходимость конституции для России, писал о важности правового порядка.

После окончания Пажеского корпуса Кропоткин служил в Сибири на различных государственных должностях, но, видя ограниченность царских реформ, засилье бюрократии, уходит в 1867 г. в отставку и обращается к революционному движению. Весной 1872 г. он присоединяется к народническому «кружку чайковцев », который вел агитацию среди рабочих в Петербурге. В марте 1874 г. Кропоткин был арестован, через два года бежал из тюремного госпиталя и выехал из России. Возвратиться на родину ему удалось только в 1917 г.

Находясь почти сорок лет эмиграции, он всецело посвятил себя революционной борьбе и пропаганде, а также написанию разнообразных научных трудов. В эти годы он создал свои основные произведения: «Речи бунтовщика» (1885), «В русских и французских тюрьмах» (1887), «Хлеб и воля» (1892), «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), «Записки революционера» (1902), «Идеалы и действительность в русской литературе» (1905), «Великая Французская революция 1789 – 1793» (1909), «Современная наука и анархия» (1913).

Кропоткин принадлежал к числу ученых – энциклопедистов, знакомых со всеми новейшими открытиями как в естествознании, так и в обществоведении. Он был географом, геологом, биологом, историком, политологом, философом, что позволило ему использовать свои теории о развитии природы для изучения процессов развития общества. Главная идея Кропоткина (применительно и к природе, и к обществу) состоит в следующем. Обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждает всех живущих существ объединяться для защиты общих интересов. Тот вид, который способен организовывать свою деятельность на солидарных началах, оказывается в более выгодных условиях для выживания и долголетия. Поэтому прогресс прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимопомощи. Исходя из этих установок, Кропоткин формулирует основные положения своего политико-правового учения:

 

1) Общечеловеческим законом на всех стадиях развития общества является солидарность и взаимопомощь;

2) В то же время формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи – ибо в истории были времена, когда некоторые учреждения (прежде всего государство) не способствовали развитию начал солидарности, и тем самым мешали прогрессу;

3) В другие времена, напротив, максимальное соответствие общественной организации началам взаимопомощи обеспечивала человечеству резкий рывок вперед;

4) В современном капиталистическом обществе господствующие учреждения – государство и законодательство – явно не соответствуют началам взаимной помощи;

5) Для устранения этого несоответствия требуется социальная революция, расчищающая дорогу «социального прогресса»;

6) Для исторического развития общества характерны цикличность и прерывистость. Каждый из исторических циклов проходит через определенные фазы развития: от первобытного племени – через сельскую общину и вольный город – к государству;

7) Возникновение государства знаменует собой начало конца цивилизации, после гибели которой все повторяется вновь. При этом у разных народов государство может исчезать и возрождаться вновь;

8) Государственная стадия развития общества является нарушением принципов взаимопомощи и солидарности, поскольку государство совершает преступления и подавляет свободу людей (ибо его деятельность это «бесконечно – длинный ряд преступлений» и «поддержка эксплуатации и порабощения человека человеком»);

9) Происхождение государства определяется экономическими и классовыми причинами («Само историческое развитие государства было вызвано не чем иным, как возникновением земельной собственности и желанием сохранить ее в руках одного класса, который таким образом стал бы господствующим»);

Другие факторы возникновения государства – психологическое желание правителей господствовать над массами, «необходимость обезопасить себя от насилия чужестранцев; церковь, которая требовала повиновения власти» и др. – были второстепенными и вспомогательными.

10) Смысл существования государства заключается в том, чтобы мешать всякому естественно складывающемуся союзу людей, препятствовать развитию «местного почина» и личной инициативы, душить существующие вольности и мешать возникновению новых («Это – организация, выработанная и усовершенствованная медленным путем на протяжении трех столетий, чтобы поддерживать права, приобретенные известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс, чтобы расширить эти права и создать новые, которые ведут к новому закрепощению обездоленных законодательством граждан»);

11) Осуществление государством любой из его функций на деле оказывается вредоносным: с помощью налогов оно «экспроприирует бедных в пользу богатых», с помощью внешней торговли – обогащает чиновников, с помощью армии – уничтожает свой и чужие народы, и т.д.;

12) Сущностью любого государства неизбежно являются насилие и эксплуатация над людьми (ибо всякое государство – «это отрицание свободы, абсолютизм, произвол, разорение подданных, казни и пытки»);

13) Законы, установленные государством, мешают развитию взаимной поддержки и равенства, неизбежно порождают злоупотребления («Много законов – много преступлений»; «Всякий свод законов есть кристаллизация прошлого, написанная, чтобы помешать развитию будущего»);

14) На протяжении всей истории борются государственно-бюрократическая и федералистская (самоуправленческая) традиции, и выбор одной из них определяет историческую судьбу народа: «Или государство раздавит личность и местную жизнь завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесет с собой войны и внутреннюю борьбу за обладание властью… Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникает в тысяче и тысяче центров, на почве энергетической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения»;

15) Государство устраняется со сцены с помощью социальной революции, которая предполагает не только разрушение, но и активное строительство народом новой жизни: «Народ – крестьяне и городские рабочие – должен будет начать сам строительную и воспитательную работу на более или менее широких коммунистических началах, не ожидая приказов и распоряжений сверху»;

При этом диктатура пролетариата для нового строя категорически неприемлема: «Рабочее государство, управляемое выборным собранием, одно из самых зловредных мечтаний, внушенных нам воспитанием, признающим власть и авторитет»;

16) Формой послереволюционного общественного устройства станет анархия, при которой отношения между людьми станут регулироваться «взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками, также свободно признанными».

В этом обществе не должно быть никакого владычества человека над человеком, обеспечены условия для развития личности, для реализации всеобщего равенства в правах.

17) При этом модель анархии установится не сразу, но после своеобразного переходного периода, в течение которого допускалось существование государственного федерализма (эту идею Кропоткин вместе с Плехановым отстаивал на Государственном совещании 1917 г., предлагая объявить Россию федеративной республикой по примеру США и Канады);

 

Особенности «федеративной республики»:

 

а) Экспроприация богатств и уничтожение частной собственности («возврат обществу того, что принадлежит ему по праву»);

б) Обобществление не только орудий производства, но также жизненных припасов, одежды и жилищ («Общая собственность на орудия производства неизбежно приведет и к пользованию сообща продуктами общего труда»);

в) Народ самостоятельно займется распределением продуктов труда, руководствуясь при этом «простым чувством справедливости».

 

18) По окончании переходного периода общество вступит в стадию анархии, где все вопросы будут решаться путем свободного соглашения без центрального правительства;

По форме она будет представлять собой коммуну, состоящую из ряда самоуправляющихся общин, которые добровольно объединяются в свободные федерации.

19) Россия должна превратиться в добровольный союз областей и народов, с широкими правами органов городского и земского самоуправления, с решением всех вопросов самими гражданами: «Оно (новое обществом – прим.авт.) должно быть делом всех, но должно быть создано творческим умом самого народа: коммунизм нельзя навязывать свыше».

 

Следуя этим принципам, Кропоткин жестко оппонировал большевикам до и после их прихода к власти. Еще до октября 1917 г., споря с Лениным, он отмечал: "Если бы общество, основанное на государственном коммунизме, когда - нибудь возникло, оно не могло бы продержаться и должно было бы под влиянием всеобщего недовольства или распасться, или перестроиться на началах свободы».

Именно поэтому Кропоткин с большой тревогой наблюдал за послеоктябрьскими событиями, деятельностью большевистской власти. Эту тревогу он выразил в обращении к рабочим Западной Европы, где предупреждал о пагубности строительства коммунистической республики «по принципу строго централизованного государственного коммунизма, под железным правлением партийной диктатуры». По его мнению, это неизбежно вело к краху страны, ибо государственная власть портит даже самых лучших людей и неизбежно вырождается в произвол и деспотизм.

Вместе с тем, Кропоткин положительно оценивал возникновение Советов, считая, что идея Советов «неизбежно ведет к пониманию того, что эти Советы должны объединить всех, кто на деле, своим собственным трудом участвует в производстве национального богатства». Однако «до тех пор, пока страной правит диктатура партии, Советы рабочих и крестьянских депутатов не будут иметь значения». Жизнь показала правоту многих кропоткинских опасений и прогнозов. И неслучайно, что в Советской России Кропоткин и единомышленники оказались политическими изгоями, подвергались репрессиям со стороны ВЧК.

Кропоткин – один из ярчайших представителей российского и международного анархизма. Вместе с тем, в отличие от бакунистов, он пытался сгладить крайности анархической доктрины, придать ей научный характер, сделать ее более гибкой и реалистичной. Однако, несмотря на это, избавиться от свойственного анархической мысли утопизма, указать реальные пути достижения свободы он не сумел: критическая сторона его программы явно сильнее позитивной. Ему удается примирить в своей доктрине анархизм и коммунизм, пути которых вскоре разойдутся. Учением Кропоткина завершается эволюция классического западного и русского анархизма Х1Х в., и одновременно он служит мостом к анархическим учениям ХХ в. (анархо-синдикализму, анархо - биокосмизму, анархизму - универсализму, «новым левым» и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: