Композиционное и содержательное значение сна




Обломова в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Значение сна Обломова - объяснение истоков черт национального русского характера на примере исто­рии детства героя.

II. Содержательная роль сна Обломова. Элементы опи­сания Обломовки, важные для выражения основной

проблемы.

1. Природа, течение времени:

- "... Оно (небо) распростерлось так невысоко над го­ловой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невз­год";

- "Все сулит там покойную долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть";

- "Как все тихо, сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!".

2. Особенности жизни в поместье:

- "Забота о пище была первая и главная жизненная за­бота в Обломовке";

- "Наступал час всеобщего послеобеденного сна"-,

- "... выпивается чашек по двенадцати чаю...",

- "После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдет к речке и тихо бродит по берегу...; другой сядет к ок­ну и ловит глазами каждое мимолетное явление"-,

- "У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабос­ти, взнос подати или оброка, лень и сон; но все это обходилось им дешево, без волнений крови" (жизнь поместных крестьян);

- "Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и са­ми обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья".

3. Особенности воспитания маленького Илюши:

- неумеренная забота окружающих –

"... няня начинает натягивать ему чулочки"; "... начиналось кормление его булочками, сухарика­ми, сливочками"; "Он не внимал запрещениям матери и уже направ­лялся к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его";

"...Напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей";

- воспитание на сказках, приметах, вере в чудесное – "И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной смысла действительности лю­бит верить соблазнительным сказаниям стари­ны...";

- отношение к труду –

"Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли";

- отношение к образованию –

"Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду".

4. История с письмом как прообраз поведения Ильи Ильича.

III. Композиционное значение сна.

1. В главе "Сон Обломова" (первая часть романа) предпринимается попытка объяснить поведение героя в начале действия.

2. Является своеобразной экспозицией последую­щих поступков героя. Таким образом, "Сон Об­ломова" становится структурным элементом, свя­зывающим все части романа.

IV. "...Он (сон Обломова) проясняет и просветляет со­бою то типическое лицо, в котором сосредоточива­ется интерес всего произведения"(A. Дружинин).

Сюжет и композиция романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. В снове сюжета романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" - конфликт поколений, перенесенный из плос­кости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев с одной стороны, и пози­цию автора по отношению к героям - с другой.

II. Сюжет и композиция романа.

1. Противопоставление - основной композицион­ный прием.

Контраст, обусловленный конфликтом, задан:

- заглавием - "Отцы и дети";

- описанием внешности героев (в завязке романа):

а) красная, обветренная рука Базарова - белая аристократическая рука Павла Петровича;

б) балахон Базарова - изысканные туалеты стар­шего Кирсанова:

"...Высокогороста в длинном балахоне с кистями, ли­цо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плос­ким, книзу заостренным носом, большими зеленова­тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум", "Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стой­кость и то стремление вверх, прочь от земли, кото­рое большею частью исчезает после двадцати годов".

2. Кульминация идеологических споров – X глава. Аспекты расхождения позиций:

- отношение к природе;

- отношение к искусству;

- нравственные основы;

- взгляды на социальную организацию общества.

3. Завязка любовной интриги, знакомство с Ситни­ковым и Кукшиной – главы XII-XIII:

- гротесковость образов "последователей" Базарова;

- портрет Ситникова: "Тревожное и тупое выраже­ние сказывалось в маленьких, впрочем приятных чер­тах его прилизанного лица; небольшие, словно вдав­ленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, дере­вянным смехом ";

- эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Бездетность Кукшиной - символ бес­перспективности идей нигилизма: "...Слава Богу, у меня нет детей ".

4. Кульминация любовных отношений - XIII глава. Эволюция взглядов и чувств героя:

- первоначальная теория: "Нравится тебе женщи­на... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не на­до, отвернись - земля клином не сошлась " (Базаров - Аркадию);

- поездка в город, впечатление от Одинцовой: "... Этакое богатое тело! - хоть сейчас в анатоми­ческий театр ";

- в усадьбе Одинцовой: "Базаров сознавал романти­ка в самом себе ";

- объяснение с Одинцовой, Базаров сохраняет чув­ство собственного достоинства: "Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал ";

- объяснение перед смертью: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет"( Одинцовой.)

5. Кульминация личностных отношений – XXIV гла­ва.

Необычное разрешение конфликта - дуэль:

- "...дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно- дворянского рыцарства, выставленного почти пре­увеличенно комически" (И.С.Тургенев);

- Базаров перестает видеть в Павле Петровиче про­тивника, а видит только страдающего пожилого человека: "Вы поступили благородно" (Павел Пет­рович).

6. Отношения Базарова с родителями – главы XX, XXI, XXVII:

- первый приезд: декларируя чувства как инстинкт, Базаров тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери);

- второй приезд: изменение отношения к родителям: "Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать ".

7. Композиционная роль эпилога - авторский взгляд на будущее России:

- упоминание о Ситникове и Кукшиной - подтверж­дение абсурдности идей нигилизма и его обречен­ности;

- жизнь Николая Петровича и Аркадия - идиллия се­мейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

- судьба Павла Петровича - итог жизни, загублен­ной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

- судьба Одинцовой - вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

- описание могилы Базарова - декларация вечности природы и жизни, временности пустых социаль­ных теорий, претендующих на вечность: "Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно гля­дят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконеч­ной... ".

8. Символическое значение смерти Базарова:

- у идей нигилизма нет будущего;

- пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибоч­ной идеей. Базаров стремится не показать своих страдании, утешить родителей, не помешать им ис­кать утешения в религии:

"И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта - как бы умереть прилично. Хотя нико­му до этого дела нет... Все равно вилять хвостом не стану"; "Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг" (Д.И.Писарев).

III. Сюжет и композиция романа "Отцы и дети" помо­гают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.

Сюжет и композиция романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Развернутый план сочинения

I. Жанровые особенности романа и их связь с сюже­том "Преступления и наказания".

II. Композиционное соотношение частей доказывает второстепенность детективного сюжета (совершению преступления посвящена одна часть, осталь­ные - поискам истины и проблемам возмездия).

1. Первая часть - подготовка и совершение преступ­ления (соотношение частей: шесть глав о развитии теории Раскольникова, собственно убийству по­священа последняя глава):

- жизнь героя;

- социальные предпосылки зарождения теории Раскольникова;

- исповедь Мармеладова;

- пьяная девочка на бульваре;

- разговор студента и офицера;

- письмо матери;

- первый сон Раскольникова - об убийстве лошади;

- совершение преступления: двойное убийство старухи-процентщицы и ее сестры;

- смерть безвинной Лизаветы - первая "трещина" в теории Раскольникова.

2. Вторая часть - анализ состояния героя после со­вершения преступления, знакомство с основными персонажами:

- болезненное состояние героя: страх, подозритель­ность. Кульминация - посещение конторы, обмо­рок;

- знакомство с "двойником" - Лужиным. Отталкива­ющая теория Лужина, введенная в стиль жизни;

- смерть Мармеладова;

- первая встреча с Соней;

- второй сон - об избиении квартирной хозяйки – отражение душевного состояния Раскольникова.

3. Третья часть - дискуссии вокруг теории Расколь­никова, ее подтверждения и опровержения:

- рассказ матери и сестры Раскольникова о Свидригайлове. Образ второго "двойника" - по­рок, введенный в принцип жизни; начало ин­теллектуального поединка с Порфирием Пет­ровичем;

- третий сон - переживание убийства заново, явле­ние жертвы;

- крайнее напряжение душевных сил Раскольникова.

4. Четвертая часть – встречи и разговоры, опровер­гающие теорию героя:

- дискуссии со Свидригайловым (противоборство дьявольского и божественного начал);

- теория Лужина – теория хозяина жизни;

- Соня и Раскольников: близость судеб и поляр­ность мировоззрений;

- значение библейской истории "Воскресение Лаза­ря" в эволюции взглядов героя;

- диалог-борьба с Порфирием Петровичем;

- признание Миколки - формальное освобождение героя от подозрений.

5. Пятая часть – жизнь опровергает теорию Расколь­никова:

- трагизм положения и духовная сила Сони;

- трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей;

- признание Раскольникова Соне (душа не выдержа­ла и ждет суда);

- Соня - судья и спаситель.

6. Шестая часть – последняя борьба живой души и мертвой теории:

- свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова. Убежденность следователя в ви­новности подозреваемого, отказ героя прийти с повинной;

- самоубийство Свидригайлова: душа, отданная аду, жить не может;

- признание Раскольникова, отсутствие раскаяния.

7. Значение эпилога – воскрешение души Раскольни­кова, окончательная победа божественного над дьявольским:

- жизнь на каторге;

- четвертый сон – мировое воплощение теории в жизнь;

- возрождение к новой жизни, любовь к Соне, воз­вращение к людям.

III. Сюжет и композиция романа направлены на реше­ние автором основной проблемы: показать преступ­ность и несостоятельность античеловеческой теории, преодоления личных и социальных противоречий за счет страдания других, проследить борьбу ада и рая в человеческой душе.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план:

- Определение места героя среди других персонажей.

- Степень участия и его роль в конфликте.

- Наличие прототипов и автобиографических черт.

- Анализ имени.

- Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

- Речевая характеристика.

- Описание предметов быта, жилища, "одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

- Оценка литературного персонажа его современниками.

- Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения.

- Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза".

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Катерина - "второй (после Татьяны) в русской лите­ратуре истинно русский образ женщины" (Аполлон Григорьев).

II. Образ Катерины.

1. Детство героини повлияло на ее характер:

- "жила... точно птичка на воле ";

- "работать не принуждала ";

- "у нас полон дом был странниц и богомолок ";

- "И до смерти я любила в церковь ходить!"',

- "...ночью встану... и молюсь до утра".

2. Принципиально, что Островский выбирает геро­иню в купеческой среде. Более патриархальной, чуждой новым веяниям. Это усиливает драма­тизм конфликта и мотивацию протеста.

3. Катерина - самый сильный характер пьесы:

а) решительность:

- "Такая я уж зародилась, горячая!"',

- "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выбро­шусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь ";

б) правдивость:

- "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу ";

в) долготерпение:

- "Уж я лучше буду терпеть, пока терпится ";

г) поэтичность:

- "Отчего люди не летают?"

д) религиозность:

- отношение к измене как греху;

- отношение к самоубийству как греху;

- "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кон­чится";

е) суеверность:

- боязнь грозы как Божьей кары.

4. Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам и в то же время сопоставим с ними:

а) противостояние Катерины и Кабанихи опреде­ляет главный внешний конфликт пьесы (проти­востояние веяний нового и патриархальных ус­тоев, домостроя);

б) сильный характер героини противостоит сла­бым характерам Тихона и Бориса - людей, сми­рившихся с властью самодуров:

- "К Борису влечет ее не одно то, что он ей нра­вится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщи­ны, и смертельная тоска ее однообразной жиз­ни, и желание воли, простора, горячей, безза­претной свободы" (Н.А.Добролюбов).

в) образ Катерины оказывается противопостав­лен и тем, кто выражает протест "темному цар­ству" - Варваре и Кудряшу. Эти персонажи приспосабливаются к жизни до времени (Вар­вара прибегает ко лжи, Кудряш ведет себя, как Дикой), а затем бегут. Сопоставление: Катери­на, Варвара, Кудряш - молодое поколение; противопоставление: Варвара - незамужняя де­вушка; Катерина - замужем;

г) образ Кулигина сопоставим с образом Катери­ны, так как он тоже протестует против нравов Калинова, но протест его выражается исключи­тельно словесно.

5. Отношение автора к героине выражается в самом построении пьесы: помимо внешнего конфликта, существует и конфликт внутренний - в душе Ка­терины - между долгом и чувством.

6. Средства создания образа Катерины подчеркива­ют ее исключительность. Особенно речь, содер­жащая множество поэтизмов. Особенно это про­является в монологах героини.

III. Историческая значимость появления такого жен­ского характера в русской литературе второй поло­вины XIX века - предвестие необходимости пере­мен в социальной жизни России.

Образ главного героя в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Цель И.А.Гончарова при создании образа Обломова – показать типические черты уходящего патриар­хального русского дворянства, раскрыть некоторые загадки русского национального характера.

II. Обломов - последний "лишний человек" в русской литературе.

1. Детство - основа формирования характера героя:

а) патриархальный уклад жизни Обломовки:

- "Это был какой-то всепоглощающий, ничем не­победимый сон, истинное подобие смерти ";

- "первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность ";

б) отношение к труду:

- труд - неприятная необходимость, тихое тече­ние жизни нарушается "болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом";

в) сказочность существования, уход в мир мечта­ний:

- "бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка ";

г) стремление родителей оградить сына от тревог и усилий жизни, преподнести все блага жизни "как-нибудь подешевле, с разными хитростями ";

д) результат воспитания:

- "ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая"',

е) учеба в пансионе:

- "по необходимости ";

- "серьезное чтение утомляло его ";

- "поэты задели... за живое ";

ж) отношение к службе:

- романтическое представление о службе как о семье;

- столкновение с действительностью – отставка.

2. Характер героя:

а) апатичность, бездеятельность, лень:

- "лежание у Ильи Ильича... было его нормальным состоянием ";

б) мечтательность, понимание своего безволия:

- "...жгучие упреки совести язвили его, и он всеми силами старался... найти виноватого вне себя и на него обратить жало, но на кого?";

в) тонкость чувств:

- "у него на лице сияла заря со дна души восстав­шего счастья ";

- "давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна ду­ши, готовая на подвиг " (Обломов слушает пение Ольги);

г) природный ум, постепенно умирающий:

- "Болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, мо­жет быть, теперь умершее...";

д) чувство собственного достоинства:

- защита Агафьи Матвеевны, когда Штольц пре­небрежительно отозвался о ней.

3. Испытание любовью - традиционно для русской

литературы. Обломов не выдерживает испыта­ния.

1) Этапы любовной истории с Ольгой Ильинской:

а) идея Штольца "пробудить" Обломова;

б) изменения в Обломове, вызванные знакомст­вом с Ольгой:

- "на лице ни сна, ни усталости, ни скуки ";

- "халата не видать на нем ";

- "сидит с книгой или пишет ";

- "лишь проснется утром, первый образ в воображении – образ Ольги";

в) счастливое ответное чувство:

- "жила и чувствовала жизнь только с Обломовым ";

г) сомнения, возникающие у Обломова:

- "Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?";

д) решение отказаться от любимой. Причина дво­яка: боязнь перемен; осознание собственной не­способности сделать Ольгу счастливой:

- "любовь - претрудная школа жизни ";

е) Ольга – об Обломове:

- "Это хрустальная, прозрачная душа; таких лю­дей мало; они редки; это перлы в толпе!"

2) Любовь Агафьи Матвеевны - обожествление Об­ломова:

- "решил, что идеал его жизни осуществился, хо­тя без поэзии ";

- потеряв всех, "она поняла... что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда ";

4. Система образов строится центростремительно: все герои располагаются вокруг фигуры Обло­мова:

- Штольц – контраст;

- любящие женщины;

- слуга Захар - пародия на барина;

- особенность отношения всех персонажей к Обломову: уважение и любовь.

5. Средства создания образа:

а) портрет:

- "человек... среднего роста, приятной наружнос­ти, с темно-серыми глазами ";

- душа "открыто и ясно светилась в глазах";

- "обрюзг не по летам ";

б) речевая характеристика:

- "примирительные и успокоительные" слова "авось", "небось", "как-нибудь";

в) отношения с другими персонажами;

г) введение образов-антагонистов;

д) введение образов-двойников.

III. Обломов - дворянин 60-х годов XIX века. В его жизни отражена судьба поколений дворян. Вывод Гончарова: дворянство, талантливое, одаренное, имеющее высокие идеалы, уходит с исторической арены, теряет жизненную силу, терпит поражение при столкновении с реальной действительностью (Обломов "готовился к поприщу", но потом пони­мает, что все члены общества - "мертвецы, спящие люди", и общественная деятельность теряет для не­го всякий смысл).

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Развернутый план сочинения

I. Раскольников - герой нового типа – альтернатива образу "новых людей", созданному Н.Г.Чернышев­ским.

II. Образ Родиона Раскольникова.

1. Детство:

- любящая семья;

- атмосфера доверия и дружбы;

- первый сон Раскольникова как отражение впечат­лений детской души: "Бедный мальчик уже не по­мнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вска­кивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку ".

2. Социальный статус:

- студент юридического факультета - принципиаль­ный факт, так как именно юристы занимаются за­конностью;

- беден, вынужден сам зарабатывать себе на пропи­тание и на оплату учебы (частные уроки, перево­ды, статьи);

- материально его поддерживает семья (мать и сестра);

- типичная судьба разночинца.

3. Черты характера:

- доброта и благородство:

а) отдает деньги семье Мармеладова;

б) спасает от преследования пьяную девочку на бульваре;

в) одна из причин убийства процентщицы - по­мочь матери и оградить сестру от постылого замужества;

- аналитический ум;

- решительность;

- тонкая душевная организация, возбудимость, нервозность.

4. Теория Раскольникова и хроника преступления:

- содержание теории: разделение всех людей на "право имеющих" и "тварей дрожащих", то есть на сильных личностей, которым многое позволено, даже "переступить через кровь", и тех, чье единст­венное "право" - быть жертвой;

- причины, побудившие Раскольникова сделать "пробу":

а) помочь семье – избавить Дунечку от унизитель­ного брака с Лужиным;

б) убить никчемную старуху и на ее деньги по­мочь многим бедным талантливым людям вы­браться из нищеты, принести пользу людям;

- события, подталкивающие героя к преступлению:

а) подслушанный разговор студента с офицером;

б) исповедь Мармеладова;

в) сцены из уличной жизни: судьба пьяной девоч­ки на бульваре, утопленница;

г) собственное бедственное положение;

д) обстановка нищеты и беспросветности - мрач­ные картины быта Петербурга;

- воплощение замысла:

а) запланированное убийство Алены Ивановны;

б) случайное двойное убийство невинной и по- детски беззащитной Лизаветы и ее нерожден­ного ребенка.

5. Несоответствие теории душе героя (композиция романа - большая часть о наказании, а не о пре­ступлении):

- Раскольников не воспользовался деньгами, взяты­ми у старухи;

- он испытывает тяжкие душевные муки: "Знаешь, Соня... если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!"',

- чувствует себя отрезанным от всего мира.

6. Система образов в отношении к теории Расколь­никова:

- образы униженных и оскорбленных, подтвержда­ющие несправедливость этого мира (Мармела­дов, Катерина Ивановна);

- образы-двойники Раскольникова - в практической жизни руководствуются теорией " все дозволено" (Свидригайлов, Лужин);

- образы, опровергающие теорию Раскольникова (Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Со­нечка Мармеладова).

7. Значение образа Сони Мармеладовой в судьбе ге­роя и конфликте романа:

- близость судьбы Сони и Родиона Раскольникова (оба преступили черту - убийца и блудница);

- принципиальное различие: идейное противостоя­ние (Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения – жертвенность; Раскольников, убив старуху и Лизавету, "убил себя", в основе его преступления - гордыня и духовное падение);

- роль Сони в покаянии Раскольникова: ее отно­шение к жизни, диалоги с Раскольниковым по­могают герою заново увидеть мир, понять, что разделение людей на две категории аморально и преступно, подвигают героя к раскаянию и пока­янию.

8. Отношение автора к герою определяется отноше­нием к античеловечной теории Раскольникова: че­ловек, подчиняющий себя подобной идее, обречен на падение в ад. Спасение - не в наказании извне, а только в искреннем покаянии и искуплении - не формальном (покаяние Раскольникова на площа­ди, признание у следователя), а внутреннем (при­ходящем к герою на каторге).

9. Средства раскрытия образа:

- портрет: "Он был до того худо одет, что иной, да­же и приличный человек, посовестился бы днем вы­ходить в таких лохмотьях на улицу ";

- поступки (помощь другим людям, убийство);

- описание психологического состояния героя (бо­лезнь Раскольникова, ощущение "отрезанности от всего мира", нелогичность поступков);

- сны Раскольникова - отражение его внутренней жизни;

- монологи и диалоги героя;

- отношения с другими персонажами.

III. Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Губительность ложных те­орий, подчиняющих и выхолащивающих души лю­дей, лишая их человечности. Образ Раскольнико­ва – прообраз всевозможных "антигероев" и идей XX века, которые провозглашали идеи возможнос­ти избранных личностей решать судьбы людей и всего человечества.

Средства раскрытия характера главного героя в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Особенности творческой манеры писателя.

"Я писал только то, что переживал, что мыслил и чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - сло­вом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало " (И.А.Гончаров).

II. Средства раскрытия характера Обломова.

1. Портрет, выделение основной черты характера:

"Это был человек лет тридцати двух-трех от ро­ду... приятной наружности, с глазами, гулявшими беспечно по стенал1, по потолку, с тою неопреде­ленною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. Ино­гда взгляд его помрачался выражением будто ус­талости или скуки. Но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, ко­торая была господствующим и основным выраже­нием, не лица только, а всей души".

2. Прямая характеристика героя другим персона­жем: "Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" (Ольга об Обломове).

3. Образы двойники и антагонисты {см. "Система образов");

4. Отношение к другим людям (история любви к Ольге Ильинской).

5. Речь персонажа: повторяющаяся фраза Обломо­ва: "Не подходите, не подходите: вы с холода!", "Что ты? Бог с тобой! Этакой холод...".

6. Авторский комментарий к действиям героя, включающий внутреннюю речь: "Легко ли? Пред­стояло думать о средствах к принятию каких- либо мер ", "Что же это я в самом деле? Надо со­весть знать: пора за дело!.. ", "..но, подумав немно­го, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте".

7. Детали-символы:

- халат - символ обломовщины: "Халат имел в гла­зах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на плечах; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движе­нию тела ");

- ветка сирени - символ зарождающейся любви;

- девиз "Теперь или никогда" как стимул для про­буждения Обломова.

8. Поступки героя (свидетельства "добрых начал", заложенных в натуре Обломова):

- пощечина Тарантьеву, когда тот дурно отзывается о Штольце;

- достойный ответ Штольцу на пренебрежительное отношение к Агафье Матвеевне.

9. Сон Обломова как объяснение истоков его харак­тера (см. "Конфликт, сюжет, композиция").

III. Новаторство Гончарова в создании образа Обломова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: