Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




 

Статья 40. Сохранение статуса адвоката

 

Комментарий к статье 40

 

1. Для того чтобы адвокаты сохранили свой статус после вступления в силу комментируемого Закона, необходимо было, чтобы они одновременно соответствовали двум условиям: а) состояли членами коллегий адвокатов, образованных в установленном законом порядке; б) отвечали требованиям ч. 1 и 2 ст. 9 комментируемого Закона.

Под законодательством СССР и РСФСР, в соответствии с которым были образованы коллегии адвокатов, действовавшие до вступления в силу комментируемого Закона, подразумевается Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "Об адвокатуре в СССР" <1> и Положение об адвокатуре РСФСР (утв. Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.) <2>. В статье 3 ныне утратившего силу Закона СССР "Об адвокатуре в СССР" было сказано, что "коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью".

--------------------------------

<1> См.: Ведомости ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 846.

<2> См.: Ведомости ВС РСФСР. 1980. N 48.

 

2. До вступления в силу комментируемого Закона (1 июля 2002 г.) в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действовавших на территории России нормативных правовых актов коллегии адвокатов образовывались по заявлению группы учредителей, состоявшей из лиц, имевших высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа Совета народных депутатов. Предложение об образовании коллегии адвокатов направлялось в Министерство юстиции союзной республики, которое при согласии с ним представляло его в Совет Министров союзной республики, не имевшей областного деления, автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.

3. Согласно действовавшему до вступления в силу комментируемого Закона законодательству список, направляемый в территориальный орган юстиции, должен был содержать фамилии, имена и отчества адвокатов, сведения о которых представлялись для внесения в региональный реестр. В союзных республиках, не имевших областного деления, и в автономных республиках формировались республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях - краевые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре союзной республики, - городские коллегии адвокатов. С согласия Министерства юстиции СССР, когда это было необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

4. Положения, содержащиеся в ч. 4 - 6 комментируемой статьи, в настоящее время реализованы и в комментарии не нуждаются.

 

Статья 41. Проведение учредительных собраний (конференций) адвокатов

 

Комментарий к статье 41

 

Положения, содержащиеся в статье, в настоящее время реализованы и в комментарии не нуждаются. О порядке проведения собраний (конференций) адвокатов см. комментарий к ст. 30.

 

Статья 42. Проведение первого Всероссийского съезда адвокатов

 

Комментарий к статье 42

 

Положения, содержащиеся в статье, в настоящее время реализованы и в комментарии не нуждаются. О порядке проведения Всероссийского съезда адвокатов см. комментарий к ст. 36.

 

Статья 43. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Комментарий к статье 43

 

1. Комментируемая статья направлена на обеспечение бесперебойной работы адвокатуры в период перехода адвокатов из ранее существовавших коллегий в новые формы адвокатских образований, установленных комментируемым Законом.

2. После регистрации адвокатской палаты субъекта РФ коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу комментируемого Закона, не вправе осуществлять предусмотренные данным Законом функции адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

3. О формах адвокатских образований см. комментарии к ст. 20 - 24. В комментируемой статье оговорено, что адвокатские образования, созданные до вступления в силу комментируемого Закона, должны отвечать признакам некоммерческой организации. Тем самым положен запрет реорганизации в адвокатские образования различных фирм, оказывающих правовые услуги в порядке, установленном для коммерческих организаций.

4. В части 6 комментируемой статьи закреплено право адвокатов, которые ранее работали в юридической консультации, на свободу выбора организационной формы. Комментируемым Законом признается право адвокатов, работающих в юридической консультации, требовать ее выделения из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу комментируемого Закона, с преобразованием данной юридической консультации в некоммерческую организацию одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Законом.

5. Права и обязанности реорганизуемой коллегии адвокатов, созданной до вступления в силу комментируемого Закона, переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом.

6. Разделение коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу комментируемого Закона, на два или более адвокатских образования осуществляется по требованию не менее половины адвокатов, являющихся членами реорганизуемой коллегии адвокатов, оставшихся в составе коллегии после удовлетворения требований, предусмотренных в п. 6 и 9 комментируемой статьи.

7. Коллегии адвокатов и адвокатские бюро, возникшие в ходе реорганизации, являются правопреемниками коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу комментируемого Закона, в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом. Закрепленное в ч. 16 комментируемой статьи правило гарантирует правопреемство вновь возникшим в ходе реорганизации коллегиям адвокатов и адвокатским бюро по отношению к имуществу, ранее принадлежавшему коллегиям адвокатов и иным адвокатским образованиям, созданным до вступления в силу комментируемого Закона.

8. Согласно ч. 18 настоящей статьи, общее собрание коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу комментируемого Закона, обязано в течение трех месяцев со дня получения требований, предусмотренных в п. 6, 9 и 13 данной статьи, утвердить разделительный баланс или передаточный акт и представить в течение 45 дней со дня вступления в силу комментируемого Закона списков адвокатов, являющихся ее членами, с приложением необходимых документов, указанных в ст. 40 комментируемого Закона, в территориальный орган юстиции. В противном случае арбитражный суд по иску территориального органа юстиции назначает внешнего управляющего указанной коллегией адвокатов и поручает ему провести ее реорганизацию.

9. Государственная регистрация юридических лиц, возникших в результате приведения в соответствие с комментируемым Законом коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу данного Закона, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Контроль над соблюдением законодательства при проведении реорганизации возложен на территориальные органы юстиции. Последние не должны ограничивать свободу волеизъявления адвокатов относительно их участия в тех или иных формах адвокатских образований. Подробнее о взаимоотношениях адвокатуры и государства см. комментарий к ст. 3.

 

Статья 44. Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также юридической помощи по назначению

 

Комментарий к статье 44

 

1. Статья 48 Конституции РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи.

Конституция РФ 1993 г. (раздел "Права и свободы человека и гражданина") и Уголовно-процессуальный кодекс РФ укрепили позиции адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве. Кроме того, с принятием Конституции РФ 1993 г. адвокат стал активным участником новых видов судопроизводства - конституционного и административного, а также производства по экономическим спорам в арбитражном суде.

Согласно Конституции РФ некоторые конституционные права и обязанности касаются только граждан России (избирательное право, обязанности военной службы). В статье 48 Конституции РФ используется слово "каждый", поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения граждан России, лиц без гражданства (апатридов), иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая чрезвычайное положение.

Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который ныне переживает юридическое образование). Мошеннические "пирамиды", массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х годов имели общую причину - юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнена, что даже наличия юридического образования недостаточно для защиты своих прав, а в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод. Поэтому, возможно, не случайно в конституционном регулировании права на юридическую помощь (ст. 48) и других прав человека обнаруживаются различия. Например, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, но указание на ее качество отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь должна оказываться бесплатно, что следует рассматривать как исключение из правила.

До 1988 г. государственные расценки на услуги адвокатов были столь малы, что адвокаты отказывались вести дела без заключения соглашения с клиентом, ибо такое соглашение в соответствии с Положением об адвокатуре 1980 г. (далее - Положение 1980 г.) позволяло им получать дополнительную оплату (так называемый микс - максимальное использование клиента). По мнению руководителя международной службы Межтерриториальной коллегии "Гильдия российских адвокатов", заведующего адвокатским бюро "Международное" В.Б. Зимоненко, несовершенство Положения 1980 г. усугублялось тем, что помимо него действовало еще около 100 подзаконных актов, включая нормативы, разъяснения, не всегда и не во всем соответствовавшие закону <1>. Так, до 1988 г. специальными нормативами самый высокий заработок адвоката устанавливался в размере 400 руб., что объяснялось идеологическими мотивами: 500 руб. в месяц получал первый секретарь райкома партии, и, конечно же, адвокат не должен был зарабатывать больше своего партийного руководителя. После 1988 г. адвокатам было разрешено устанавливать самостоятельные расценки, но это сразу же ограничило доступность юридической помощи.

--------------------------------

<1> См.: Грудцына Л.Ю. Адвокаты свои и чужие: адвокаты делятся впечатлениями // Адвокат. 2002. N 7.

 

В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту в ст. 22 Положения 1980 г. предусматривалось оказание бесплатной юридической помощи нескольким категориям граждан:

а) истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

б) гражданам по жалобам на неправильные записи в списках избирателей;

в) депутатам Советов народных депутатов при даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;

г) членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

И такую юридическую помощь коллегии адвокатов оказывали бесплатно на протяжении 22 лет (с 1980 г. до 1 июля 2002 г.). Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, орган предварительного следствия, прокурор и суд (в производстве которых находится дело) были вправе, исходя из имущественного положения гражданина, полностью или частично освободить его от оплаты юридической помощи. При освобождении гражданина от оплаты труд адвоката должен был оплачиваться из средств коллегии, а если гражданин освобождался от оплаты юридической помощи органом предварительного следствия, прокурором или судом, расходы на оплату труда адвоката относились в установленном порядке на счет государства.

Статья 26 комментируемого Закона до внесения в нее изменения Федеральным законом от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ <1> устанавливала два императивных условия, при которых гражданам оказывалась бесплатная юридическая помощь. Во-первых, такая помощь оказывалась тем гражданам Российской Федерации, чей среднедушевой доход был ниже величины прожиточного минимума, установленного законом субъекта России (поправки касались этого условия). Во-вторых, к таким гражданам относились:

--------------------------------

<1> Российская газета. 2003. 31 октября.

 

а) истцы - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

б) ветераны Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

в) граждане, пострадавшие от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

г) граждане, которым требовалось составление заявлений о назначении пенсий и пособий.

При сравнении ст. 22 Положения 1980 г. и ст. 26 комментируемого Закона можно сделать по крайней мере два вывода. Первый: в новом Законе осталась норма, касающаяся таких категорий споров в судах первой инстанции, как взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного смертью кормильца и увечьем. Как и прежде, адвокаты обязаны бесплатно составлять заявления о назначении пенсий и пособий (презюмируется, что эта категория граждан является малообеспеченной и не в состоянии платить за оказанную юридическую помощь). Однако если в Положении 1980 г. категории граждан, претендующих на бесплатную юридическую помощь, просто перечислялись, то комментируемый Закон прибавил обязательное условие: среднедушевой доход этих граждан должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного законом субъекта Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Бадретдинов А. Защита по назначению - только для малоимущих // Российская юстиция. 2003. N 2. С. 14.

 

Второй вывод касается появления новых категорий граждан, которые вправе претендовать на помощь в порядке ст. 26 комментируемого Закона, - ветераны Великой Отечественной войны и репрессированные граждане, но осталось в прошлом оказание юридической помощи (хотя бы консультирование по вопросам законодательства) депутатам местных законодательных органов, членам товарищеских судов и добровольных народных дружин. Это весьма разумный шаг хотя бы потому, что по логике бесплатная юридическая помощь должна относиться только к малообеспеченным гражданам. Сейчас невозможно представить использование, например, депутатами (лицами, наделенными властными полномочиями) бесплатной помощи адвоката, поскольку комментируемый Закон (ст. 3) четко разграничил систему органов государственной власти и адвокатуру как институт гражданского общества.

Итак, Федеральным законом от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", вступившим в силу с 31 октября 2003 г., абз. 1 п. 1 ст. 26 изложен в новой редакции: "Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях..."

Целесообразность принятия этой поправки обсуждалась на заседании Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 17 сентября 2003 г. Тогда представитель Минюста С.А. Самойлов высказал мнение о том, что сама попытка словосочетание "среднедушевой доход" дополнить словом "семьи", а слово "законом" заменить словами "органом исполнительной власти" направлена на "уменьшение круга "бесплатников", поскольку семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного уровня намного меньше, чем лиц со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Грудцына Л.Ю. Комиссия Федеральной палаты адвокатов уточняет поправки к Закону об адвокатуре // Адвокат. 2003. N 10. С. 5.

 

Действительно, такое мнение вполне логично и обоснованно. Безусловно, подобное сужение круга лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, негативно. Однако оно с формальной точки зрения не противоречит общей конструкции нормы: "В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно".

Другой вопрос. Упомянутым ранее совместным Приказом Минюста и Минфина России был утвержден Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Это важнейший шаг в урегулировании адвокатской деятельности, поскольку вводит в действие механизм компенсационных выплат. Отсутствие таких выплат адвокатам, безусловно, нарушало бы ст. 130 Трудового кодекса РФ, согласно которой государство гарантирует работнику минимальный размер месячной оплаты труда (таким образом, презюмируется, что за малообеспеченных граждан адвокатам за их труд должно платить государство). Однако, хотя этот вопрос четко урегулирован законодательно, на практике действие механизма компенсации адвокатам за их бесплатный труд оставляет желать лучшего.

2. В части 2 настоящей статьи установлена ответственность коллегий адвокатов, которые были образованы до вступления в силу комментируемого Закона, за оказание гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также за участие адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов, осуществляющих предварительное расследование, прокурора и суда. Эта ответственность распространяется на все время вплоть до момента принятия решений, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, т.е. до разработки порядка оказания соответствующих видов помощи.

Следует признать, что адвокаты по-прежнему сторонятся бесплатной помощи, пытаясь избежать общения с гражданами, добивающимися назначения им бесплатного адвоката. Вполне объясним с логической точки зрения тот факт, что качество юридической помощи, оказываемой по соглашению, и бесплатной помощи существенно различается.

Помимо адвокатов, юридическую помощь по гражданским делам могут оказывать и другие лица. Согласно ст. 49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (доверенность). Таким образом, адвокат не единственный представитель гражданина в рамках гражданского судопроизводства. Вопрос об оказании бесплатной юридической помощи не стоит замыкать на адвокатах. За последние несколько лет в России получили развитие общественные неправительственные организации по защите прав человека, как правило, специализирующиеся на определенных делах и помогающие малообеспеченным гражданам бесплатно. Государству следовало бы обеспечить благоприятный режим, в том числе налоговый, для работы этих общественных (благотворительных) организаций. Вместе с тем необходимо создать государственные юридические приемные, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи.

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 45

 

1. Комментируемый Закон вступил в силу с 1 июля 2002 г., за исключением подп. 6 п. 1 ст. 7 об обязанности адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, который вступил в силу четыре с половиной года спустя, 1 января 2007 г.

В статье 19 комментируемого Закона сказано, что "адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи". В настоящее время такого Закона не существует.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ действие подп. 6 п. 1 ст. 7 приостановлено до дня вступления в силу Федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6233.

 

По словам председателя коллегии адвокатов "Вэтта Лигал" К. Саранчука, "принятие Закона об обязательном страховании профессиональной ответственности адвокатов пойдет на благо страховому рынку. Он повысит защищенность клиентов от случайных ошибок адвокатов и позволит развить новый вид страхования, распространенный в странах с развитыми правовыми системами" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Адвокаты предлагают страховать свою профессиональную ответственность // https://ibk.ru/blog/insurance1/27248-1-advokati-predlagaut-strahovat-svou-professionalnuu-otvetstvennost.html, 30.01.2007.

 

Концепция и проект указанного Закона разработаны рабочей группой совета Федеральной палаты адвокатов РФ, однако сроки рассмотрения Закона пока не названы.

2. Пункт 2 признает утратившим силу в связи со вступлением в силу комментируемого Закона следующие нормативные правовые акты:

а) Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" <1>;

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

 

б) Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1560-1 "О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям" <1>;

--------------------------------

<1> См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 977.

 

в) Закон СССР от 30 ноября 1979 г. N 1165-X "Об адвокатуре в СССР" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 846.

 

3. В данном пункте речь вновь идет об обязанности адвоката страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности по подп. 6 п. 1 ст. 7. Однако в нем закрепляются переходные положения. До вступления его в силу адвокат вправе осуществлять добровольное страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности. Но при этом страховые взносы, уплачиваемые адвокатом страховщику по договору страхования, относятся к средствам, отчисляемым адвокатом на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов, на содержание адвокатского образования, страхование профессиональной ответственности и на иные расходы, связанные с адвокатской деятельностью.

4. Федеральная палата адвокатов России - общероссийская негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ, образуемая Всероссийским съездом адвокатов, создаваемая как орган адвокатского самоуправления в России в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, являющаяся юридическим лицом, имеющим смету, расчетный и иные счета в банках согласно законодательству России, печать, штампы и бланки со своим наименованием, устав которой принимается Всероссийским съездом адвокатов. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации. Необходимо отметить, что решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, запрещено <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рудаков А.А. Федеральная палата адвокатов России // Юридическое бюро ООО "Компания открытых систем", https://sir35.ru/Legal_agency/Federal_chamber_27113.htm, ноябрь 2003 г.

 

Органами, составляющими Федеральную палату адвокатов, являются:

а) Всероссийский съезд адвокатов - высший орган Федеральной палаты адвокатов, созываемый не реже одного раза в два года и считающийся правомочным при участии в его работе не менее двух третей делегатов съезда;

б) совет Федеральной палаты адвокатов - коллегиальный исполнительный орган Федеральной палаты адвокатов, избираемый Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек и обновляемый им же один раз в два года не менее чем на одну треть.

Полномочия совета Федеральной палаты адвокатов:

а) избрание из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов на два года;

б) определение полномочий президента и вице-президентов;

в) представление Федеральной палаты адвокатов в органах государственной власти, органах местного управления, общественных объединениях и в иных организациях в России и за рубежом;

г) координация деятельности адвокатских палат;

д) содействие повышению профессионального уровня адвокатов;

е) разработка единой методики подготовки и переподготовки адвокатов, стажеров адвокатов и помощников адвокатов;

ж) защита социальных и профессиональных прав адвокатов;

з) участие в экспертизе проектов федеральных законов о вопросах, относящихся к адвокатской деятельности;

и) организация информационного обеспечения адвокатов;

к) обобщение дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах, и разработка необходимых рекомендаций;

л) методическая деятельность;

м) созыв не реже одного раза в два года Всероссийского съезда адвокатов и формирование его повестки дня;

н) распоряжение имуществом Федеральной палаты адвокатов согласно смете и назначению имущества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Регламент совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (принят Всероссийским съездом адвокатов, протокол от 31 января 2003 г. N 1) // Адвокат. 2003. N 7.

 

Однако в течение полугода с момента вступления комментируемого Закона в силу не было совета Федеральной палаты адвокатов, который был сформирован Всероссийским съездом адвокатов лишь 31 января 2003 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Регламент Всероссийского съезда адвокатов (утв. Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Правотека, https://www.pravoteka.ru/pst/103/51001.html.

 

До его формирования советы адвокатских палат субъектов РФ осуществляли:

а) разработку и утверждение временного Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также Перечня вопросов, предлагаемых претендентам <1>;

--------------------------------

<1> См.: решение совета Федеральной палаты адвокатов от 25 апреля 2003 г. "Об утверждении Перечня вопросов для экзаменов и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката" // Адвокат. 2003. N 7.

 

б) утверждение форм бюллетеней для голосования по поводу решения квалификационной комиссии о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката; по поводу заключения квалификационной комиссии о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей (п. 6 и 7 ст. 33 комментируемого Закона).

5. В последнем пункте комментируемой статьи предложено Президенту РФ и поручено Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с комментируемым Законом. Это положение подчинено интересам соблюдения одного из основополагающих принципов российского законодательства - законности. Он заключается в недопустимости противоречий между предписаниями законов и подзаконных актов, принимаемых в целях уточнения и разъяснения тех или иных законодательных формулировок. Иными словами, подзаконные нормативные правовые акты (к ним относятся, в частности, акты Президента и Правительства РФ общенормативного значения) не должны противоречить законам, во исполнение которых они действуют.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: