У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.
Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.
Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности
При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.
Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но
быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь.
Все дети с задержкой психического развития любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов.
Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.
Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например, при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.
Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми с задержкой психоречевого развития
Рассмотрим рекомендации по каждому из этих направлений.
Коррекция речи
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
• Формировать коммуникативные функции речи.
• Учить дифференцировать звуки речи.
• Совершенствовать просодическую сторону речи.
• Расширять пассивный и активный словарь.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать навыки словоизменения, словообразования.
• Формировать диалогическую речь.
• Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
• Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция памяти
• Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
• Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
• Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения информации.
• Развивать прочность запоминания.
• Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
• Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
• Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
• Работать над увеличением объема памяти.
• Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия предполагает
• Проведение работы над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
• Развитие целенаправленного восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащение чувственного опыта детей.
• Необходимо учить детей соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
• Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
• Осуществлять работу по развитию слухового и зрительного восприятия.
• Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
• Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
• Развивать тактильно-двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным образом.
• Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
• Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
• Развивать глазомер.
• Формировать целостность восприятия образа предмета.
• Учить анализировать целое из составляющих его частей.
• Развивать зрительный анализ и синтез.
• Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
• Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
• Развивать зрительно – моторную координацию.
• Работать над темпом восприятия.
• Коррекция мышления
• Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
• Учить выделять главное, существенное.
• Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
• Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
• Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
• Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
• Активизировать мыслительную творческую деятельность.
• Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя).
• Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
• Коррекция эмоционально-волевой сферы
• Вырабатывать умение преодолевать трудности.
• Воспитывать самостоятельность, ответственность.
• Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
• Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
• Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
• Развивать критичность мышления.
• Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
• Вырабатывать положительные привычки поведения.
• Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
• Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.