Часть 5.Особенности обучения детей с задержкой психического развития




У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.

Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности

При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но

быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь.

Все дети с задержкой психического развития любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов.

Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.

Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например, при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми с задержкой психоречевого развития

Рассмотрим рекомендации по каждому из этих направлений.

Коррекция речи

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

• Формировать коммуникативные функции речи.

• Учить дифференцировать звуки речи.

• Совершенствовать просодическую сторону речи.

• Расширять пассивный и активный словарь.

• Совершенствовать грамматический строй речи.

• Развивать навыки словоизменения, словообразования.

• Формировать диалогическую речь.

• Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

• Способствовать преодолению речевого негативизма.

Коррекция памяти

• Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

• Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

• Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения информации.

• Развивать прочность запоминания.

• Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

• Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

• Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно-следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

• Работать над увеличением объема памяти.

• Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Коррекция ощущений и восприятия предполагает

• Проведение работы над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

• Развитие целенаправленного восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащение чувственного опыта детей.

• Необходимо учить детей соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

• Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

• Осуществлять работу по развитию слухового и зрительного восприятия.

• Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

• Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

• Развивать тактильно-двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным образом.

• Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

• Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

• Развивать глазомер.

• Формировать целостность восприятия образа предмета.

• Учить анализировать целое из составляющих его частей.

• Развивать зрительный анализ и синтез.

• Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

• Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

• Развивать зрительно – моторную координацию.

• Работать над темпом восприятия.

• Коррекция мышления

• Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

• Учить выделять главное, существенное.

• Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

• Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

• Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

• Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

• Активизировать мыслительную творческую деятельность.

• Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя).

• Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

• Коррекция эмоционально-волевой сферы

• Вырабатывать умение преодолевать трудности.

• Воспитывать самостоятельность, ответственность.

• Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

• Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

• Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

• Развивать критичность мышления.

• Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

• Вырабатывать положительные привычки поведения.

• Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

• Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: