Для широкого круга - о Круге




 

 

-Миша, насколько правдоподобен эпизод из фильма, в котором Михаилу Кругу предлагалось платить криминальным авторитетам за то, что он якобы наживается на своих концертах, исполняя собственные песни, написанные на тему воровского мира, хотя сам, вроде бы как и не сидел?

-Двоякая ситуация. Во-первых, по моему опыту, никогда, тем более у мало знакомых, не требовалось петь за бесплатно. Те артисты, которые часто работают в заведениях на мероприятиях одной и той же братвы, они со временем понимают, что лучше денег не брать. Лучше вообще отказаться от денег хотя бы из элементарного уважения. Потом, тебе в благодарность устроят какие-то другие хорошие платные концерты, или даже турне. Братва никогда без внимания не оставит. Артист отработает бесплатно и потом обязательно найдётся способ, чтобы отблагодарить его. Это может быть всё что угодно – могут подарить аппаратуру, могут помочь с продвижением официальных концертов, предложить какие-то дополнительные площадки для выступлений, или что-то подобное в этом роде.

В принципе, вопрос так не стоял у тех исполнителей, которые были близки к миру, о котором они поют. Но здесь, как я понимаю, была немножко другая ситуация. Во-первых, явно проглядывал национальный вопрос. Герой фильма, исполняющий роль Михаила Круга неслучайно подчеркнул, что это – «его город», продолжая эту его фразу, можно было бы сказать: «Вы здесь гости, и с какого перепугу я для вас буду петь?!» На мой взгляд, этот эпизод говорит, скорее всего, о гражданской позиции сценариста и режиссера, нежели о правдивой, взятой из биографии ситуации. Но если наши обнаглевшие гости с Кавказа могли потребовать чтобы он спел для них бесплатно, да ещё и платил бы проценты от своих выступлений в их казну, то, я думаю, они могли бы услышать такой ответ. Вообще, брать деньги с артистов - неблагодарное дело. Вспоминаю, как в самом начале девяностых ко мне приехала группа «Амнистия» и Серёжа Бурмистров. Я тут же подгрёб их под своё крыло и поехал хвастаться ныне покойному Бобону Славе (Бауманскому). Приехал к нему, и горделиво говорю: «Слава, со мною теперь работают артисты Гена Жаров и Серёжа Бурмистров! Давай их раскрутим, закинем на телевидение и на радио». И прозорливый мудрый Слава Бобон, ещё тогда в девяносто первом – девяносто втором году мне сказал: «Миша, забудь! Артисты, это как дети, как женщины! Ты на них гораздо больше истратишь, чем заработаешь». Поэтому, например, наши отношения с Геной Жаровым, это - сугубо дружеские отношения. Я ему снимал клипы, покупал какие-то клавиши, он неоднократно работал у меня на днях Рождения, на сабантуях. Даже не хочу думать и погружаться в дебри того, кто из нас выгадал больше от общения друг с другом. Мы общаемся уже третий десяток лет, и о каких тут можно говорить крышах и поборах?!

-Если окончательно резюмировать обсуждение данного эпизода, возможно ли предположить, что основная его цель была всё-таки связана с национальным вопросом?

-Конечно, этот вопрос было бы правильнее задать непосредственно создателям фильма, но лично я это «направление» сразу почувствовал. Может быть, потому что я погружен в тему, а рядовой зритель, возможно, пропустил это мимо ушей, но судя по тому, что сегодня творится на наших коммуналках, образно говоря, я думаю, что наш искушенный телезритель правильно прочитал данный эпизод – «Нечего командовать в наших городах!»

-Не показалось ли тебе, что основная канва этого фильма, касаемо Михаила Круга, несколько пережата в сторону криминала?

-Абсолютно нет. Наоборот. Меня постоянно удивляют и умиляют по-своему и сами исполнители шансона, и их продюсеры, которые годами делая себе славу на блатняке, теперь округляют глаза, и уверяют что у них есть и другие песни… Я не понимаю, зачем они этого стыдятся?! Кто бы знал того же Александра Розенбаума, если бы не было его первых двух блатных альбомов? Ну, написал он после этого «Вальс бостон». Что ещё? Кто бы знал Шуфутинского, поющего ересь из-под пера бездарного Игоря Крутова, если бы он в нужное время не перепел бы тот же самый первый блатной альбом Розенбаума? Кстати, посвящённый памяти Аркадия Дмитриевича Северного. Александр Розенбаум потом уже говорил, что, дескать, эти песни он написал специально для какого-то студенческого спектакля или капустника, по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Но дело в том, что если это было сказано во времена Брежневского застоя или чекистского периода Андропова, возможно, так и надо было говорить, но ведь сегодня совершенно другой коленкор, сегодня у нас свобода! Как поёт нелюбимая тобой группа «Бутырка»: «Мы об это поём, значит, время и наше пришло». Чего стыдиться? Скажите как есть: «Да, я блатарь! Я пою о преступном мире!». О шахтёрах же песни есть? Есть. Про людей в белых халатах есть песни? Есть. О милиционерах – есть? Да сколько угодно! Даже есть – «Не кочегары мы не плотники, (оба-на!), а мы монтажники-высотники…», даже такая песня есть! А почему у нас, где страна прославлена своими преступными традициями, эта тема должна быть завуалирована или закована в смирительные вериги? Помнишь, как у Высоцкого:

 

«…Зато мы делаем ракеты,

и перекрыли Енисей,

а так же в области балета

мы впереди планеты всей…»

 

А что сейчас? Гламурные особи из «Большого» поливаются «балетной кислотой», запускаемые ракеты постоянно падают, вот и получатся, что единственное, чем нам сегодня остаётся гордиться, это нашим преступным миром. Почему об этом не петь, и почему это нужно отрицать?

Так же сегодня существует немного завуалированный подход, когда кто-то начинает вставать в позу и уверять, что, дескать, эти песни не о блатных, а о репрессированных кровавым Сталиным. Давайте тогда посмотрим кого он репрессировал? В этом списке: Тухачевский, Каменев, Зиновьев... Да у них у всех, у этих репрессированных, у половины, если не у большей части руки по локоть в крови. Чекисты! Уншлихты, Ягоды, Уборевичи - кровавые палачи русского народа! Сколько они крови русского народа пролили, а теперь кто-то начинает оправдываться, что, дескать, песни эти все о репрессированных. Не надо стыдиться, шансонщики! Пойте о преступном мире! Он этого достоин!

 

-В сериале, Михаил Круг, как-то постоянно, словно оправдывается и говорит о том, что у него не только блатные пени, но есть и лирика, и вроде бы даже готовит новые песни, которые будут чуть ли не в роковом стиле? Понятно, что сценаристы могут для излишней «торжественности» придумать и не такое. Что известно тебе по этому поводу?

-Его роковых композиций никто не слышал. Может быть его близкие об этом что-то знают, но я лично по этому поводу никаких сведений не имею. К слову сказать, ты прекрасно знаешь, что я в отличных отношениях с его многолетней бэк-вокалисткой Светланой Терновой. Никогда ничего подобного она мне не рассказывала ни о каких-то там роковых делах, хотя сама она прекрасная джазовая певица. Думаю, она при случае всегда нашла бы и время и повод об этом рассказать. Дальше, что касается лирики. Ну да, наверное, песню «Мадам», или песню о городе Твери, которая прозвучала в фильме, вполне можно отнести к категории лирических и гражданских. И ещё вот какой момент, самое главное, это конечно потрясающий вокал Круга. Его вокал действительно позволяет исполнять песни любого жанра. За моё многолетнее знакомство с шансоном я пожалуй, знаю только два таких вокала из известных исполнителей, кто бы по чистоте и красоте тембра мог бы сравниться с Кругом. Это Геннадий Вяземский и Жека, который ныне именует себя Евгением Григорьевым. Возвращаясь к лирике, да, можно назвать эти вещи лирическими, но если мы остановим несколько прохожих на улице и попросим их назвать песни, которые исполнял Михаил Круг, то я уверен, в первую очередь назовут: «Жиган лимон», «Владимирский централ», но никак не «Мадам», хотя, в общем-то, достаточно хорошая песня.… Но, мы же говорим о том, что определяет лицо.

-Миша, я в данный момент реально потрясён твоими положительными отзывами именно о вокале всех перечисленных исполнителей, включая самого Круга. Потому что мне всегда казалось, что именно вокальными данными Михаил Круг не особенно обладал. Да, у него был реально красивый тембр, но назвать это вокалом я, Лично, затрудняюсь. То же самое я могу сказать и о голосовых тембрах Геннадия Вяземского и Евгения Григорьева. В основном это – тембр, мощный звук, замешанный на искусственном хрипе. Без музыкального сопровождения, без микрофонных эффектов, слушать такие вокалы бывает не всегда комфортно. Но при этом, голос Круга был бы приятен на слух и без аккомпанемента. Я за то, что у Круга, в первую очередь, был замечательный тембр голоса.

-Да Володя, возможно, ты прав, это вопрос терминологии. Я всё-таки не профессиональный музыкант, поэтому, может быть я не совсем правильно выразил свои впечатления, и конечно я с тобою соглашусь, что многие шансонщики в основном хрипят, начиная от моих друзей Гены Жарова и Ильдара Южного, и заканчивая Сергеем Наговицыным и «Бутыркой». Круг поёт. Круг именно поёт, и я не измерял по октавам его голос, но, представить Круга, поющего какую-нибудь лирическую комсомольскую песню в семидесятые годы, я могу влёгкую! Представить Круга, поющего репертуар выдающегося нашего эстрадника Валерия Ободзинского – влёгкую! То есть этот его вокал - универсален! Он ложится на любой жанр. Кроме петушиного.

-В фильме были показаны кадры пропускной системы на зону во время гастрольных поездок Михаила Круга по лагерям: шмон на вахте, отобранные запасные струны, показан сам концерт, точнее то, что сумели придумать сценарист с режиссёром. Я сам принимал неоднократное участие в аналогичных поездках и ничего общего с тем, что я увидел на экране, я не видел в реальной жизни. Не знаю, может быть то, о чём я скажу, это «военная тайна», но нас никогда не шмонали, и у меня лично никогда не изымали запасные струны. Для тебя, как для человека видевшего лагерную жизнь изнутри, какая может быть оценка всех этих сцен на экране и в частности, оценка самого концерта в лагерном клубе?

-Оперетта! От начала до конца! Да, можно в теории предположить, что есть какая-то «чёрная зона», на которой там во второй ряд усядутся все блатные, будут спокойно подходить к артистам, снимать с себя и дарить им какие-то мифические перстни! Кто бы дал ЗеКу перстень носить в лагере? Я таких случаев не знаю. Оперетта от начала и до конца, начиная от оскорбления артиста. Каторжане - благодарный народ! Однообразная серая жизнь и приезд любого артиста, будь это последний ремесленник-фокусник, это - радость и праздник! Никаких оскорблений он не услышал бы. И поднятие руки какого-то брутального главшпана, типа «Ша, я всё сказал!», это тоже перегиб, потому что лагерь, это, по-хорошему – демократия, там нет никаких подобных единоличных лидеров. Невозможно быть первым среди равных! Не может такого быть. Всегда есть круг от десяти до пятидесяти человек, чей ранг примерно одинаков, если только это не Вор. Но Воры, как известно, отличаются своей скромностью и они себе никогда бы не позволили себя так вести.

Я расскажу о том, как это действительно было. Про шмоны ничего не расскажу - это мусорские дела, я же не нахожусь там, на вахте; шмонают – не шмонают, это могут знать только артисты. Да ты и сам говоришь, что такого не было. Я о другом. У меня есть близкий – Костя Костыль, Вор, ты его знаешь, я вас знакомил, который в своё время сидел на Владимирском централе. Установил там обалденное положение, где действительно был «зелёный» для всего того, чего он хотел. Я к нему туда ездил вместе с Ильдаром Южным. Мы все располагались в огромной комнате свидания. Вместе с ним, выходили его близкие, знаменитые «слоны» (рязанские), приезжала Костина невеста, Ильдар пел под гитару свои песни, фотографировался, набирался впечатлений для будущих своих альбомов. Вот так это выглядело. К слову, сейчас они общаются, и благодаря Константину Ильдар имеет достаточное количество концертов. К примеру, сейчас он поёт за границей на дне Рождения у одного из Костиных собратьев. Точно так же когда Круг приехал во Владимир, к нему подошли и спросили: «Не хочешь навестить арестантов? Есть возможность зайти, пообщаться с Вором». И Круг зашёл. Пообщался, попел. А Трофим, кстати говоря, ехать отказался, когда также был с гастролями во Владимире, и к нему подошли с предложением заехать на централ. В целом, этот эпизод из фильма абсолютно неправдоподобен, на мой взгляд, чистой воды художественный вымысел. Но пусть это останется на совести сценариста и режиссера.

Да, вот ещё что, единственный момент, которому нужно отдать должное – морды классные подобрали! Вот этот со шрамом «спонтом под зонтом авторитет», это – артист, я его видел в каком-то фильме. А остальные? Где они их набрали? Конечно, остаётся непонятным тот факт, что если это был концерт в лагере, а в лагере обычно сидят от пятисот до полутора тысяч человек, то почему на концерте в клубе так мало народа, всего-то человек пятьдесят от силы?! Это что – актив? Может быть я немного опережаю события, но характерная черта этого сериала, это вообще – скупость в плане массовки. Они там и на День города собрали полтора землекопа, которые изображали, что Михаил Круг выступает перед половиной населения Твери.

 

-Ты упомянул Ильдара Южного. Каково твоё мнение о его «Ретро Шансоне», в котором он перепевает песни известных исполнителей двадцатого столетия, включая Аркадия Северного, Леонида Утёсова и Петра Лещенко?

 

-Я не могу быть объективен, потому что Ильдара я люблю и ценю в любом виде, в любом преломлении жанра, но могу сказать, что эти песни, в принципе, может быть не очень удачно подобраны. Я даже по телефону ему заводил песни, которые, на мой взгляд, ему нужно было бы спеть. Ильдар сделал свой выбор. Не думаю, что все песни однозначно удачно подобраны, но они прекрасно ложатся на его вокал. Второй момент - нужно смотреть по количеству концертов – больше их стало, или меньше. Я знаю, например, что с помощью Константина он попал на телевидение города Курска. При этом, я думаю, что с его откровенным блатняком, который он пел до этого, вряд ли можно было бы его туда продвинуть. А сейчас у него достаточно композиций чтобы выступить в любом зале, для любого слушателя. В тоже время, я был на его недавнем концерте в трактире «Бутырка» (новое название - «Изолятор») и, к сожалению, народу там было удручающе мало. Я не знаю, и для себя самого не могу дать ответ – то ли это неудачный переезд, неудачное расположение обновлённой «Бутырки», то ли всё-таки, публика отреагировала на то, что Ильдар несколько сменил песенный вектор. Я очень надеюсь, что причина, всё-таки, в не очень удачном переезде самого трактира, и если когда-нибудь у меня в «Неве» вновь возродятся концертные программы, то Ильдар Южный однозначно будет одним из первых, кого я приглашу к себе с концертной программой.

 

- Я вспоминаю, когда на «Ля-миноре» разговаривал за него, по поводу его участия в прямом эфире, мне откровенно сказали, что Ильдар не подходит по формату. При этом рассматривались не столько его песни, сколько его внешняя экипировка: кепка восьмиклинка, прохоря – всё то, что рисовало в его образе блатные оттенки.

 

-Я знаю, что Ильдар уже кардинально поменял свой имидж, теперь он в туфлях и костюме, и я даже подарил ему на день Рождения трость! Если новая атрибутика поможет ему открыть большее количество дверей

концертных залов, я буду за него только рад, и уверен, что не только один я.

 

-Продолжая блатную тематику фильма. Как ты прокомментируешь эпизоды, изображающие легендарного Сашу Севера?

 

-Я ждал этот фильм после анонсов. И, к своему позору, не стыжусь в этом признаться, даже включил передачу Малахова, из-за того что там было обсуждение этого фильма. С радостью увидел там и Свету Тернову, и Таню Тишинскую, и Галину, жену Саши Севера, которую я глубоко уважаю, и с которой я знаком, не говоря уже про её супруга. Поэтому ожидания от фильма были весьма интригующие. Первый тревожный звоночек для меня прозвенел, когда появился актёр Владимир Зайцев, который сыграл роль Саши Севера. Простосердечный Малахов у него спросил: «Ну а вы знакомы со своим прототипом, довелось ли вам встречаться с Сашей Севером?». И ничтоже сумняшеся Зайцев заявил: «К счастью не довелось». Я оторопел. Саши Севера в студии не было. Была его супруга. И так, в общем-то, недоброжелательно отозваться о возможности общения с её супругом, которому многие за счастье сочтут пожать руку... Лично у меня этот эпизод вызвал реакцию недоумения…

 

-Он вроде бы оправдал своё высказывание тем, что, дескать, ему хотелось попытаться самостоятельно проникнуться духом возложенной на него роли…

-Может быть, я как-то пропустил эти слова, но, по идее, тогда нужно было добавить: «Я знаком с другими Ворами!», и если он этого не добавил, то возникает вопрос о его профессионализме. Как он собирается играть представителя чёткого такого социального цеха, замкнутой группы таинственной во многом, со своими законами, своими устоями, со своими табу, и при этом бахвалиться тем, что он не знаком с этим человеком, которого он играет. В общем, ничего хорошего. Кроме того, я не люблю патентованных отрицательных персонажей. Я знаю этого актёра, он всегда играет мерзавцев, предателей, в лучшем случае главарей ОПГ. В итоге, моё негодование практически сто процентов подтвердилось, как по известному сценарию –«Предчувствия его не обманули!». Все что он играл в фильме, это не актёрская игра, по правде говоря. Четыре серии этот человек кривлялся, изображая Сашу Севера. Обсуждать даже не хочется. Было это не правдоподобно, всё как-то опереточно… Не видел я Воров, которые себя так ведут. Если бы это показали в «Ка́меди клаб», я бы, возможно, не удивился, но для биографического фильма – нет. Опять-таки, на мой взгляд – промашка в подборе артистов.

 

-Как ты считаешь, что является актёрской удачей?

-Всегда интересно наблюдать за человеком, который много лет на экране. Как в примере с Анатолием Кузнецовым. Ведь он переиграл несколько десятков главных ролей, и навсегда остался бы актёром третьего эшелона, если бы не вытащил счастливый билет с фильмом «Белое солнце пустыни». Ближе к нашей теме, это, конечно - Лев Борисов, который долгие годы, лет сорок, если учитывать что с двадцати лет он на экране, оставался в тени своего гениального старшего брата Олега Борисова. И, вот, на закате жизни, на седьмом десятке, ему дают сыграть «Антибиотика». И так как он сыграл человека, а не вурдалака, не монстра, какого например изображал Джигарханян в «Место встречи изменить нельзя», сыграл человека с юмором, с прибаутками, с какими-то своими слабостями… И он полюбился всей России! Вплоть до того, что были серьёзные нарекания к создателям картины, что их отрицательный персонаж стал для народа самым любимым, и новый сценарист, для последнего отрезка серии, написал для него специально такой сценарий, где он бегает и кланяется там какому-то банкиру, специально смикшировали, принизили как бы образ «Антибиотика». И, конечно, ожидалось, что Вора сыграет другой артист, на котором не стоит вот этот штамп отрицательного героя. Вот какой момент ещё интересен - актёр Юрий Кузнецов (я помню его по другому фильму, в котором он играл какого-то прапорщика, и, как я понимаю, «Таёжным» он стал за неделю до того, как стали компоновать титры), интересно, он вытащил свой «счастливый билет» или нет? Ведь тоже, мужику пятый десяток, ничего толком не сыграл и вот - такая роль, которая сделала его известным на всю Россию. Интересно, как у него дальше пойдёт?! Я с Кругом был знаком, но очень коротко, и ничего как о личности я о нём не знаю. Я немного боялся лакировки действительности. И, когда я прочитал о том, кто там будет задействован в фильме, то, конечно, я был уверен, что Круга будет играть Домогаров, и нам представят этакого красавца, русского исполина «Григория Мелихова с берегов Волги». И когда я увидел немного смешного пузатого дядьку, мне сразу стало как-то вот по-хорошему уютно, приятно. Ну, куда деваться, да, Круг был толстяком, и очень хорошо, что создатели фильма избежали соблазна представить нам какого-то другого, не похожего на Михаила Круга картинного мачо. Опять же, не знаю, насколько точно актёр попал в образ, но меня не ломало, у меня не наступало никакого раздвоения, и через двадцать – тридцать минут после начала фильма я видел перед собой Михаила Круга.

-Тебе не показалось, что некоторые моменты были до неприличия абсурдны? Например, в эпизоде на бензоколонке, Александр Домогаров, исполняющий роль друга Михаила Круга, говорит нанятому сценаристу: «Это у вас в Москве Пинк Флойд слушали, а у нас за сто первым километром всё больше Аркаша Северный, Братья Жемчужные, Лёша (!!!) Новиков в цене, Высоцкий…». Героиня, исполняющая роль Ирины Круг, почему-то говорит о том, что познакомилась с Михаилом, когда ему было уже за сорок… Тот же Домогаров, уже в другом эпизоде, зайдя в церковь, почему-то целует батюшке руку, взявшись за неё своею рукой, что выглядело немного комично – словно встреча была не с батюшкой в храме, а с попадьёй на тайном свидании «в полночь у амбара».

-По поводу эпизода в церкви, Володь, без комментариев, я Родновер, и для меня целовать руки незнакомому мужчине это вообще дикость. В остальном, честно говоря, я как-то пропустил эти моменты, или не акцентировал на этом внимание.. О чём я хочу сказать, раз уж мы говорим об этом фильме в целом. Сначала, конечно о положительном. А то мы сейчас размажем… Всё-таки, Володь, согласись, мы два вечера, вся Россия, благодаря центральному, самому популярному каналу, два вечера подряд мы слушали прекрасные песни Михаила Круга. Наверное, это извиняет всё. И продолжая разговор, я хочу сказать всем, кто будет читать нашу с тобой беседу – это разговор доброжелательных критиков. Потому что, в первую очередь, я хочу снять шляпу перед создателями этого фильма, за сам факт создания этого фильма. И в тоже время, тут же возникает вопрос – как бы было здорово, если бы на подпевках у него стояла не приглашённая какая-то неизвестная актриса, а живая и здравствующая Света Тернова. Не знаю, может быть есть какие-то вопросы по правообладанию, вопросы технические, а не творческие, но как было бы хорошо перебить этот фильм эпизодами с живым Михаилом Кругом, например – в кадр входил бы актёр Юрий Кузнецов, и плавно бы перевоплощался в архивную хронику видеозаписей. Ведь это никакое не новшество, а давно уже апробированный многими режиссёрами приём. На мой взгляд, это было бы значительно лучше. Почему бы не пригласить в сцену о Дне города близкого к Михаилу Кругу Гену Жарова, Таню Тишинскую?! Я уверен, это придало бы фильму ещё большую документальность и правдоподобие. И ещё, многие песни для него написал живой и невредимый Игорь Слуцкий, который в фильме никак не упомянут:

 

«Возле пивной мужик

Кружку поднёс к губам,

И на руке взмахнул

Крыльями Магадан…»

 

Шикарная песня, дуэтом записанная со Слуцким. Вот почему бы в фильме не перепеть её с живым Слуцким? Можно по-разному относиться к этим отношениям, но я знаю, что в последние годы Михаил Круг очень дружил с супругами Цыгановыми. Почему никаким боком? Могли бы изобразить, как актёр Кузнецов-Таёжный приезжает к ним домой на чаепитие, и тут же перебить эти кадры клипом «Приходите в мой дом»…

 

-Может быть, это связанно с недостаточным бюджетом?

-А какие тут могут быть затраты? Что там, Тишинская или Цыганова, или Гена Жаров запросили бы каких-то денег? Я не думаю…

Хочу сказать вот ещё что - о Домогарове. Домогаров шикарный русский актёр, с харизмой. Молодец он, что согласился сыграть, что поддержал своим именем и своим обликом этот фильм. Но эта пара – Домогаров и вот этот задрот, который там изображает журналиста, это как - Пат и Паташонок. Не могли нормального журналиста подобрать. Что это за плевок в сторону профессии? Об известнейшем русском певце такого жанра, с тяжелой судьбой, с трагически оборвавшейся жизнью, дают поручение написать о нём сценарий какому-то двадцатипятилетнему мажору. И вся суть их взаимоотношений была в том, что журналист-мажор знакомился с людьми, знавшими Михаила Круга, каждый открывал для него что-то новое, а Домогаров в эти моменты, с мудрым прищуром глаз, снисходительно и как бы по-стариковски усмехался в усы. Вот и всё что приходилось в этом фильме играть Домогарову. Не думаю, что ему понадобилось более трёх минут перед зеркалом для стопроцентного погружения в роль, в которой он изображает всезнающую всепонимающую усмешку, типа: «Ну, вот видите?! Я же вам говорил?!»

 

- Если провести параллель между фильмами «Легенда о Круге» и «Спасибо, что живой», нет у тебя такого ощущения, что и в том и в другом фильме как-то с особым смаком заостряются именно отрицательные стороны героев: Высоцкий – наркоман, Круг – закоренелый певец криминала?

-В отношении Высоцкого, то, что он был наркоманом, для кого это сюрприз я не знаю. Для меня это не сюрприз. Другое дело – стоит ли об этом говорить?! Наверное не стоит. Пусть эта тема уходит в небытиё, и давайте вспоминать его гениальные песни. Что касается Круга, то тут от этого никуда не денешься. Круг – певец преступного мира. Лично моё нарекание к нему, это только то, что слишком много в его песнях было хулиганского. То есть, он был певец не очень серьёзного преступного мира. В основном он «дрался с участковыми», «подстерегал кого-то в подворотне», «со смаком бил под левый глаз», «крал какие-то булочки с изюмом», разве что из рогатки не стрелял. Поэтому, он никогда для меня не был певцом «номер один». Хотя, я принимаю и абсолютно ответственно заявляю, что он стал певцом шансона «номер один» в девяностые года. Но не для меня. На первое место претендовали – Михаил Круг и Иван Кучин. Я был уверен, что после трагической гибели Михаила Круга певцом шансона «номер один» станет Иван Кучин. И по каким-то причинам, медицинским, или клиническим, я уж не знаю, Иван Кучин просто сошёл с пробега. Ну а что касаемо меня, я всегда ценил «Магаданское небо», Федю Карманова, люблю Ильдара Южного, Славу Медяника, сейчас часто слушаю Тюменского, есть ещё такой Александр Чусовитин, хороший парень из Казахстана. Мне симпатичны эти исполнители.

 

-На твой взгляд, причина гибели Михаила Круга изначально построена на комбинации «ограбить и убить», или это чистой воды случайность и роковое совпадение? Я, например, до сих пор думаю, что убийство запланировано не было.

-Абсолютно с тобой согласен. Но вот какой момент хотелось бы подчеркнуть - творческому люду, вероятно, в силу профессии свойственно романтизировать преступный мир и своё место в восприятии этого мира. Понимаешь, мы вот сами для себя придумываем какую-то тему, что вот мол, Михаил Круг весь такой-растакой, да не поднимется на него рука... Я вспоминаю одного актёра, Владимира Новикова, который сыграл в своё время чекиста в сериале «Государственная граница», а до этого он же в «Опасных друзьях» сыграл суку, козла. То есть он был отрицательно настроенный осуждённый, а потом, после разговора с администрацией, он проникся, надел повязку и стал бороться с нарушителями дисциплины под девизом «Я сегодня поймал чифириста, запишите меня в СПП». И вот, в одном интервью он рассказывает, как его уважают блатные. Полная чушь! Кто там тебя уважает? Сыграл козла! Что ты плетёшь?! Тебе ещё лишний раз пинчару отвесят за то, что козла сыграл. Очень многие мои коллеги по ремеслу смеются над всеми этими байками. Для них, что Круг, что Анастасия Волочкова… Это обыкновенные персонажи, которые выходят на сцену, кто в балетной пачке, кто в бабочке, вследствие чего имеют много денег и большие коттеджи. Имеешь – поделись. Конечно, убивать его никто не хотел. Там же не было контрольного выстрела. Но когда они на него нарвались, а он там за сто килограммов веса, плюс две собаки, вот они и начали стрелять, чтобы самим уйти без несчастья. Убийство, однозначно, случайное. И вопрос только в том, кто это сделал? То ли профессионалы, которые не посчитали нужным отнестись к Кругу как к иконе (ну и что, что он исполняет блатные песни?!). Для них он, в первую очередь, обыкновенный шансонье, мягко выражаясь. То ли какие-нибудь гастарбайтеры, для которых он по определению не мог представлять ничего святого. Не знаю, почему об этом не говорят, но ведь территорию охраняли две серьёзные собаки - во дворе находился кавказец, а в доме дежурил стафф. Вопросов много, но похоже, что ответы на них мы уже никогда не получим. Если тебе интересно моё мнение, таких артистов, как Михаил Круг мы должны ценить и оберегать. Не уберегли.

 

-Как ты думаешь, о ком бы еще из ушедших шансонье стоило бы сделать киноархивный фильм?

-Об Аркадии Северном. Равной ему фигуре я сейчас никого не вижу. Потому что ведь всё его творчество было вопреки. Конечно, сегодня кто-то может упрекать его в некачественных аранжировках, в непрофессиональном вокале, но не надо забывать, что всё это было – вопреки! Какой сценарий может быть, я не знаю. Я не знаю, что было в его жизни. Знаю только что была она у него нелёгкой. Не богатой. Тогда и преступного мира не было такого, чтобы его действительно могли как-то серьёзно поддержать. Среди ныне здравствующих, таких фигур не вижу. Да и, положа руку на сердце, Круг-то стал такой фигурой благодаря своей смерти. Если бы он сейчас был живым, вряд ли кто-то стал бы тратить на него киноплёнку. Про Ивана Кучина, никто же не собирается снимать кино. Но то, что Круг достоин этого фильма, лично у меня, нет ни малейшего сомнения. И, как это не парадоксально звучит (не замахиваясь на великое), но ведь он, получается, повторил судьбу всех наших знаменитых поэтов от Пушкина до Высоцкого.

 

-Кого бы ты ещё мог выделить из списка рано ушедших?

-Сергея Наговицына, Сергея Бурмистрова. Серёжа Бурмистров был моих хорошим приятелем. Но он такой рафинированный музыкант, который привык общаться в другом кругу музыкантов – рок-н-рольщиков. Бывало, в «Неве» «накидаемся», я отойду куда-нибудь потрещать, или на дальняк, Бурик тут же вылезает на сцену и кричит: «Орского нет? Тогда – рок-н-ролл!!!».

Вот кстати, тоже интересный эпизод. Наговицын должен был прилететь в Москву. У меня в это время была семикомнатная квартира в Зеленограде. Организатор его концерта, небезызвестный Юра Мамочка спросил: «Можно он у вас в офисе переночует?», я ему говорю, мол, зачем в офисе, вези его ко мне домой, пусть располагается, у меня же вон - заблудиться можно в количестве комнат. А он умер. Умер на тех гастролях, с которых должен был прилететь в Москву. Кстати, сейчас его супруга Инна Наговицына иногда появляется на музыкальных фестивалях, поёт Серёжины песни, очень такая милая, не пафосная, не амбициозная, приятная дама. В Светлогорске я с ней встречался на фестивале «Добрая Песня».

 

-Я тоже считаю Сергея Наговицына одним из самых талантливых авторов-исполнителей современного шансона.

-Вот ещё на что я хотел обратить твоё внимание - на интересное направление в шансоне, которое я называю «дунц-дунц». Это что, на синтезаторе всё играется? Начал Кучин, на высочайший уровень поднял Наговицын, а группа «Бутырка» и Мафик довели уже до окончательного совершенства, до доброкачественного диско-шансона.

 

-За «Бутырку» я, наверное, ничего положительного не скажу, а вот Мафик, он – да, реально интересен, и для меня в первую очередь с точки зрения поэзии. После Сергея Наговицына псевдопродолжатели буквально расплодились всевозможными группами и отдельными исполнителями, увлечённые этим «дунц-дунцовским» стилем, но дело в том, что все они мало понимают, что Наговицын умел при этом ещё и стихи писать, настоящие. Поэтому я и выделяю в этом направлении, после Наговицына, пожалуй, только одного Мафика. Остальные мне совершенно непонятны, особенно когда кто-то, стоя на сцене с умным лицом, под «ун-ца-ца» бросает в публику куплеты, типа: «Скажи подельник, почему над зоной пролетают журавли?». Так и хочется ответить – где хотят, там и летят!

 

-В последнее время я немного отошёл от активного изучения и мониторинга жанра. Я сейчас в основном слушаю тех авторов, которых давно знаю, с которыми дружу, которые приносят мне свои диски…

-Отсюда вопрос. У меня есть очень хороший друг по жанру и по жизни, зовут его Михаил Грубов. Я знаю, что вы между собою тоже знакомы, и мне интересно твоё мнение о его творчестве.

-Я не побоюсь пафоса – открыл для себя Михаила Грубова! Такой, прямо скажем, далеко неартистической, неказистой внешности человечек, при этом, в нём бездна харизмы, бездна энергетики; от него реально прёт! Мне нравится его слушать, мне нравится его вокал, тембр голоса. Единственное, он всё-таки немного такой бытописатель, и условно говоря, из десяти его песен, я переписываю три – четыре. Потому, что очень много идет каких-то бытовых зарисовок, и это уже – на любителя. А любимая вещь у меня, конечно, просто пронзительная вещь – «Я потихонечку спиваюсь», пробивает буквально до слёз. Эту песню можно было бы запросто вставить в какой-нибудь фильм о потерянном человеке, и рейтинг фильма был бы поднят десятикратно.

Я бы хотел сказать ещё об одной тенденции, возвращаясь как бы к политике шансона. Либеральным борзописцам никак не даёт покоя наш жанр. Сейчас такая тенденция, такая мода обвинять, и лишний раз пощипывать Кремль, включая далеко нелюбимого мною Путина, типа того, что – «Путин, окруживший себя шансоном, властвует страной! Кремль и шансон над Россией!». И в качестве доказательства, что Путин и шансон закабалили Россию, называют для примера Стаса Михайлова, Григория Лепса и Елену Ваенгу. Обращаюсь к журналистам, которые об этом пишут - ребята, не пишите о том, чего не знаете! В шансонной среде, ни одного, ни второго, ни третью не считают исполнителями шансона. Общее с шансом у них только то, что их крутят на «Радио шансон». Но «Радио шансон» с таким же успехом крутит и Макаревича, и Газманова, и, условно говоря, Алёну Апину. Григорий Лепс это жанр мужской песни «а-ля Джо Кокер, Крис Ри». Стас Михайлов для кого-то добротная, для кого-то халтурная эстрада, дело вкуса, достойный продолжатель Валерия Ободзинского. Елена Ваенга вообще отдельный случай в нашей музыке, в искусстве, это – Богом поцелованная девушка, с бешенной энергетикой, с прекрасным вокалом, с талантливыми стихами, и, единственное её слабое место, это когда она начинает говорить. Вот, лучше бы она не говорила. Что касается ощущений от неё, как от певицы, я был на пяти её концертах, и на каждом из них я получил культурологический шок. Сравнить могу только с Жанной Агузаровой, которую я впервые услышал, будучи на тюрьме, по местному радио, примерно в восемьдесят третьем году. Это был какой-то неповторимо ангельский голос! Это было в тот период, когда у неё ещё не было никаких скандалов, никаких полётов на Марс… Я хочу сказать, что Елена Ваенга, не смотря на то, что она истовая христианка, но для меня она скорее языческая Мадонна. Что-то вот такое первобытное в ней есть, что-то шаманское. Критически настроенные люди, которые шли со мной на концерты, буквально на третей песне уже откровенно рыдали из-за переполняющих их души эмоции. Если совсем коротко, то обращаясь к журналистам, я бы сказал им – оставьте жанр в покое!

 

-Возвращаясь к теме шансона, как ты смотришь на ситуацию, в которой одни стоят на стороне блатняка, а другие ратуют за эстраду? Но при этом, и те и другие утверждают, что именно их направление и называется шансоном.

-Сегодня мы становимся невольными свидетелями деградации жанра. Такова политика основной радиостанции «Радио Шансон». Я никому не навязываю своего мнения, но для меня шансон, это – блатняк. А всё что не блатняк, это что-то другое. Блатняка на «Радио Шансон» нет. Что касается разных мнений на одну и ту же тему, то, извиняюсь за сравнение, но до какого-то там пятьдесят третьего года, питбуль и стаффордширы, это была - единая порода. Тогда владельцы тоже разделились. Одни кричали, что эта собака рождена для боёв, а другие к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: