Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства? (Учащиеся размышляют над поставленными вопросами) (Слайд 33).
Таким образом, мы выяснили, что Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но сыновей долг – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия (Слайд 34). И Гамлет чувствует свою надломленность, он не приемлет убийство, но понимает, что зло должно быть наказано. Но как? Мир подлости и коварства диктует свои правила игры (Слайд 35). От этого и мучается Гамлет, внутренне не принимая этот мир. Месть за отца Гамлет воспринимает шире, для него это борьба с несправедливостью мира (Слайд 36).
Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его (Слайд 37-38).
Век расшатался – и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
Эта задача непосильна для человека (Слайд 39).
В трагедии решается ещё один вопрос о бесполезности, тщетности всего живого на земле (Слайд 40). И сцена с могильщиком в V акте является центральной в решении этого вопроса. Череп королевского шута приводит Гамлета к мысли, что любой человек, будь то прославившийся в веках Александр Македонский или бедный Йорик, превратится во прах, из которого вышли. Так к чему же тогда все победы, деятельность и свершенья? (Слайд 41). К тому же память человеческая так коротка, ведь и его отец забыт через два месяца самыми близкими людьми (Слайд 42-43).
|
Вопрос учителя: Изменился ли мир после смерти Гамлета? (Слайд 44).
Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: “век расшатался”. В этом состояла его миссия (Слайд 45).
Перед вами стихотворением Давида Самойлова «Оправдание Гамлета». Раздаточный материал №3.Вот как поэт воспринимал образ Гамлета:
Врут про Гамлета,
Что он нерешителен.
Он решителен, груб и умен.
Но когда клинок занесен,
Гамлет медлит быть разрушителем
И глядит в перископ времен.
Гамлет медлит.
И этот миг
Удивителен и велик.
Миг молчания, страсти и опыта,
Водопада застывшего миг.
Миг всего, что отринуто, проклято.
И всего, что познал и постиг.
Ах, он знает, что там за портьерою,
Ты, Полоний, плоский хитрец.
Гамлет медлит застывшей пантерою,
Ибо знает законы сердец,
Ибо знает причины и следствия,
Видит даль за ударом клинка,
Смерть Офелии, слабую месть ее,—
Все, что будет потом.
На века.
Бей же, Гамлет! Бей без промашки!
Не жалей загнивших кровей!
Быть — не быть — лепестки ромашки,
Бить так бить! Бей, не робей!
Не от злобы, не от угару,
Не со страху, унявши дрожь,—
Доверяй своему удару,
Даже если себя убьешь!
IV. Углубление знаний. Тема нашего урока шире, чем Образ Гамлета в шекспировской трагедии. Наша задача понять, какие аспекты проблем, поднятых Шекспиром, берёт Пастернак? (Слайд 46).
Как и Шекспировский герой, Гамлет Пастернака не сомневается в том, что существует жизни после смерти, для него жизнь и смерть – две страны, где смерть – «неоткрытая страна». Жизнь дается человеку одна (Слайд 47). Неизвестно, что будет после смерти, поэтому на земле необходимо достойно пройти отведенный тебе путь несмотря ни на что. «Жизнь пройти – не поле перейти» – так заканчивает пастернаковский Гамлет (Слайд 48).
|
Вопрос учителя: Как он переосмысливает образ Гамлета? С кем Пастернак сближает Гамлета?
Пастернак переосмысливает образ шекспировского Гамлета (Слайд 49). Сцена, художественный текст для поэта является истинным миром, ему противопоставляется ложный миру, царящий за рампой и дверным косяком. Этот мир переполняют несправедливость и фарисейство (т.е. лицемерие, ханжество). Герой пастернаковского стихотворного текста цитирует евангельское моление о чаше, сближаясь в молитве с Христом: «Если только можно, Авва Отче,/Чашу эту мимо пронеси». Но, тем не менее, для себя герой четко понимает, что обречен на гибель, что вокруг него полное непонимание и одиночество (Слайд 50): «Но продуман распорядок действий/ И неотвратим конец пути./ Я один, все тонет в фарисействе./ Жизнь пройти – не поле перейти».
Интересно отметить, что Высоцкий, играя Гамлета, своей игрой добился несколько иного эффекта (Слайд 51). Гамлет Высоцкого также понимает, что он не может ответить на мучающие его вопросы, и он обречен на гибель. Но этот герой – бунтарь, он погибает с высоко поднятой головой, до конца оставаясь самим собой, не сломленным никакими обстоятельствами (Слайд 52). Гамлет Высоцкого действительно сильная личность, вызывающая уважение. В этом моменте происходит соединение судеб литературного героя Гамлета с реальной жизнью и судьбой великого актера и поэта Владимира Высоцкого.
|
V. Итоги урока
Сегодня на уроке мы вспомнили о талантливых личностях, к творчеству которых хочется обращаться не раз, хочется брать пример с них, преклоняться перед их стойкостью и верностью своим убеждениям, перед их честностью и порядочностью. Мы говорим о XX веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников.
Вопрос учителя: Так зачем нам нужен именно Гамлет? Как мог далекий образ из английской драмы XVI века объединить и людей из середины XX века, и нас, живущих уже в XXI веке? (Слайд 53).
Ребята, на уроке мы анализировали шекспировский образ. Обращались к литературному наследию Бориса Леонидовича Пастернака, который не только поэтично перевел мировую трагедию, но и в своем лучшем литературном произведении «Доктор Живаго» обратился к образу Гамлета. Ведь это было не случайно. Поэт сравнивал своего героя с героем шекспировского текста, искал в размышлениях Гамлета и ответы на вопросы своего героя, а вместе с тем на свои вопросы. Режиссер Ю.П. Любимов вместе с актером В.С. Высоцким в постановке берут за основу шекспировский образ, но четко обозначают связь с пастернаковским героем. Все это дает нам ясное представление, что в центре искусства стоит литература. И изучая на уроках именно художественную литературу, мы обращаемся к первооснове. Мы начинаем понимать, откуда берут начала и театральные постановки, и телевизионная продукция, и связь между поколениями.
На сегодняшнем уроке мы обратились к разным видам искусства, и везде прямо или косвенно перед нами возникал образ Гамлета. Выдающихся людей искусства чувствовали свою близость к этому образу. Гамлет – это первооснова, благодаря которой лучше понимаешь других классиков. Образ Гамлет являлся значимым, символическим. Он связывает временной нитью культурное наследие.
VI. Домашнее задание (Слайд 54).
Домашнее сочинение по одной из предложенных тем:
1. В чем трагедия Гамлета?
2. Актуален ли сегодня литературный образ Гамлета?
3. Есть ли выбор у Гамлета?