1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа содержит:
• введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
• перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
• описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
• характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.
5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 ч) для каждого класса, во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающим 340 ч) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули, например, такой, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности старших подростков.
Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
Пример структуры рабочей программы внеурочной деятельности
Структурный элемент | Требования (комментарии) |
1. Общая структура рабочей программы | - титульный лист; - пояснительная записка (планируемый результат); - содержание курса (формы и виды учебной деятельности); - тематическое (в качестве приложения –календарно-тематическое планирование) |
2. Титульный лист | - наименование ОУ - где, когда и кем утверждена программа; - название программы внеурочной деятельности; - направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу; - возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности; - срок реализации; - фамилия (фамилии), должности автора (авторов); - год разработки. |
3. Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности | Цели и задачи реализации программы как условие достижения планируемых результатов. Используемый УМК, другие источники информации, ресурсы, необходимые условия |
3.1 Цели и задачи | Цель должна соответствовать требованиям к личностным и метапредметным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи должны раскрывать логику достижения цели, а соответственно планируемых результатов при организации деятельности обучающихся, прежде практико-ориентированной. |
3.2 Результаты | Ожидаемые результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные. 1. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. 2. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. 3. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя: а) специфические знания, умения и навыки по изготовлению некоторого продукта (открытию социально-культурного знания); б) опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению продукта (проектирование изменений социально-культурного знания); в) опыт презентации индивидуального продукта |
4. Содержание программы | Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий, подлежащих освоению, с указанием форм организации учебных занятий и видов деятельности обучающихся и описанием предполагаемого результата. |
5. Тематическое (календарно-тематическое) планирование программы | Тематическое планирование программы внеурочной деятельности должно содержать: - перечень разделов и тем; - количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий (при необходимости). Календарно-тематическое планирование содержит информацию о сроках проведения занятий. Эту функцию может выполнять составленное учителем расписание. В плане мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности, могут быть указаны название и форма мероприятий, сроки проведения, фамилия и должность ответственного лица, ресурсы и предполагаемый промежуточный результат |