Д/З прочитать с.260 – 268, 284 -289. два стихотворения наизусть по выбору.




Литература 11 класс

Тема. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Полемика новокрестьянской поэзии с

Пролетарской поэзией.

Цели: познакомиться с жизнью и творчеством Н.А.Клюева, рассмотреть полемику новокрестьянской поэзии с пролетарской поэзией.

 

 

План урока.

  1. Слово учителя.

Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937). Родился в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вологодской области).

Мать Прасковья Дмитриевна из семьи старообрядцев, знала множество народных песен, духовных стихов, обладала незаурядным даром вопленицы – импровизвтора. Почитание матери поэт пронес через всю жизнь. Ей посвятил цикл стихотворений «Избяные песни», поэму «Заозерье».Будучи уже известным, поэт неоднократно напоминал о древности своего крестьянского рода.

До Клюева в русской литературе была уже четко определившаяся, сложившаяся крестьянская традиция. Но крестьянские поэты второй половины Х1Х века чаше всего выступали выразителями угнетенного состояния самого многочисленного сословия России. Скорбь и грусть – основные мотивы их творчества. А у Клюева другие мироощущения и другая интонация. Молодой поэт не собирался петь грустную песню о тяжкой доле, что делали его литературные отцы – крестьянские поэты Х1Х века. Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации. В 1905 году Клюев был привлечен жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции Кусково Московско – Нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания.

В 1906 году был арестован за агитационную деятельность. Около шести месяцев провел в тюрьме. Все тяготы жизни были отражены в стихотворении «Прогулка» (1907г.) В 1918г вступает в партию большевиков. Но партию он понимает по-своему.

!920г. его исключают из партии. 2 февраля 1934г.Клюев был арестован, причиной его ареста стала поэма «Погорельщина», а расстрелян в Томске в период 23-25 октября 1934года.

Подготовить сообщение на тему: «Николай Клюев и Александр Блок».

Николай Клюев и Сергей Есенин.

Ответить на вопросы:

  1. В каком году Н.Клюев получил письмо от Сергея Есенина?
  2. О чем говорится в этом письме?
  3. Что было общего в поэзии Клюева и Есенина?
  4. Что объединяло поэтов?
  5. Какими приемами пользуются поэты?
  6. Назовите стихотворения, написанные Н.Клюевым?
  1. Составить план статьи «В спорах с пролетарской поэзией» стр. 251-254. Учебник «Литература» 1 часть.
  2. Прочитайте стихотворения Н.Клюева. Сделайте анализ одного стихотворения. Назовите образы? Каково содержание этих образов?
  3. Подобрать интересные сведения о жизни поэта.

Литература 11 класс

ТЕМА. С.А.Есенин. Жизнь и творчество поэта. Лиризм – специфика поэзии Есенина.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством С.А.Есенина, раскрыть волшебство есенинской поэзии, главные мотивы творчества.

План урока

  1. Подготовить сообщения о С.Есенине по плану.
    1. Есенин – русская художественная идея.
    2. Годы жизни (1895-1925). Певец «Голубой Руси».
    3. Жизнь в Петербурге и дружба с А.Блоком.
    4. Первый сборник стихотворений «Радуница»
    5. С.Есенин и Айседора Дункан.
    6. Женщины в жизни Сергея Есенина.
    7. Тема любви к родине, природе родного края.
    8. Тема сострадания и милосердия «ко всему живому».
    9. Выучить два стихотворения С.Есенина (по выбору) с последующим анализом их идейно-художественного содержания.
  2. Слово учителя.
  3. Поэт чувствует природу по-народному. Деревенская Русь «Радуница» светится радостью земледельческого труда и весельем праздничного досуга с хороводами, тальянками и припевками «девчоночек лукавых».

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения, у него природа как бы растворена в лирике «Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет» - это и сожаление о минувшей молодости, и картина природы одновременно.

4.Чтение стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…», «Я снова здесь, в семье родной…».

1.Какой изображена Русь в этих стихотворениях?

2. Как лирический герой называет свой край?

3. Чего он не может забыть, что останется с ним навсегда, куда бы не забросила его

судьба?

  1. Найдите примеры инверсии, определите ее роль.
  2. Чтение стихотворения «Не жалею, не зову не плачу».
    1. Какую роль в стихотворении играет цвет?
    2. Что оплакивает лирический герой? О чем сожалеет?
    3. Найдите художественные средства – инверсию, метафору, сравнение.
    4. Почему «я» лирического героя Есенина сменяется на «мы»?
    5. Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения?

Слово учителя.

Животный мир у Есенина – часть природы живой, одушевленной, разумной. Его звери переживают те же чувства, что и люди, у них свои думы и заботы, свои горести и радости. Поэт говорит о животных с нежностью, сочувствием. Более того, Есенин обвиняет людей в бездушии и жестокости по отношению к «зверью», которое он сам «никогда не бил по голове».

  1. Чтение стихотворений «Песнь о собаке». «Собаке Качалова».
    1. Что вам известно об истории создания стихотворения?
    2. С какой просьбой обращается лирический герой к собаке?

Д/З прочитать с.260 – 268, 284 -289. два стихотворения наизусть по выбору.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: