Гипотезы происхождения языка: деятельностная, междометная, теория звукоподражания, теория трудовых выкриков и др. Выготский о становлении человеческого языка.




 

Коммуникация — от лат. «communicatio» — означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать.

Научная дисциплина (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже — коммуникология (И. Яковлев, Ф. Шарков), коммуникативистика.

В западно-европейском и американском наименованиях — communication studies, или просто — communications – тогда, когда речь идет о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодействия/интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты.

Под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не просто связь или передачу информации или перенос «семантических» содержаний (смыслов)от одной обладающей ими психической системы к другой.

Коммуникация — это conditio sine qua non: неисключимое, непременное условие жизни человека и порядка в обществе.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.)

Коммуникация суть универсалия всего эволюционного процесса. Разнообразие средств и способов коммуникации в живой природе: химические соединения, запахи, звук, свет и т.п.

Системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими и определяются как ‘биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое, в частности, сигнализацией’ (И. Горелов).

Инстинктивные механизмы, как считается, развиваются в трех направлениях:

• сохранение вида (сексуальное поведение, забота о потомстве и т.п.),

• сохранение индивида (удовлетворение голода и жажды, поиск пропитания, заготовка запасов и т.п.)

• обеспечение более или менее постоянной безопасности (защита от плохих погодных условий, врагов, разъединения с собратьями и т.п.). Роль коммуникации в обеспечении этих механизмов.

Еще на дочеловеческой стадии коммуникация проявляет свои основные черты:

- интерсубъектность;

- деятельностный характер;

- обучаемость как предпосылка (наряду с природными, врожденными, инстинктивными основаниями) коммуникативной деятельности.

Версия: именно категория «коммуникации» может помочь решению 3-х глобальных вопросов человеческой науки:

После вопроса - как из неживого возникло живое? -

в вопросах - как из живого возникло сознательное?

- как у существ, обладающих сознанием, возникла речь как универсальное средство коммуникации?

Гипотезы возникновения языка или проблема глоттогенеза (греч.- γλώσσα язык, γήνεσις происхождение).

Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы.

По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы - сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».

Теория"фюсей" (fusei - греч. «по природе») отстаивала естественный,"природный" характер языка и, следовательно, закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и структуры. В частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считал, что имена даны от природы. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Сторонники теории "тесей" (thesei - греч. «по установлению») среди которых были Демокрит из Абдер (470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э), утверждали условный, не связанный с сущностью вещей характер языка и, следовательно, искусственность, в крайнем выражении - сознательный характер его возникновения в обществе. Имена происходят от установления, согласно обычаю, договоренности между людьми. Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: