Предмет – слово – значение или ряд значений (смыслов, придаваемых людьми).




Звукоподражательная или ономатопоэтическая. Демокрит и Платон. Подражание звукам внешнего мира как причина зарождения языка. Но звукоподражать можно только звучащему – откуда взялись «имена» предметов «молчащих» - камня, дерева, неба и т.п.? И уж тем более – откуда взялись имена абстрактных предметов – не только «молчащих», но и не имеющих предметности? (верность, любовь, стихия, родина)

При звукоподражании мышление сводится к фотографии.

К тому же наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более древних или примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

Междометная теория. Эпикур, Дарвин, Гумбольдт. Речь рождалась из попытки выразить внутреннее эмоциональное состояние. Звуки – выражали эмоции, жесты – представления о предметах. Но междометных слов в языках еще меньше, чем звукоподражательных. К тому же у животных – эмоций, экспрессии – не меньше, однако язык не сформировался. И опять же: как быть с именами абстрактных понятий, рожденными рациональным мышлением, а не эмоциональной реакцией человека?

Теория трудовых выкриков. Эта теория возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов (Нуаре, Бюхер) и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но «трудовые выкрики» были только средством ритмизации труда или ритуальных действий(Кечак). Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

Деятельностная теория. Фридрих Энгельс. «Диалектика природы», гл. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Труд как основа развития руки, мышления, языка. Еще Вильгельм фон Гумбольдт писал: «Речевому звуку соответствует и вертикальное положение человека (в чем отказано животному)». Роль орудий труда.

Однако, если развитие интеллекта привело к возникновению языка, то складывается нонсенс, поскольку без языка нельзя ни выразить интеллект, ни измерить уровень интеллекта. Т.о. гипотеза появления языка вследствие развития разума необоснованна.

Теория социального договора или конвенциональная теория. Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств, и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности». Однако, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком. И опять – что делать со сложными понятиями языка, лишенными предметности?

Теория божественного происхождения языка. Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов. Вавилонская башня.

Согласно индийским Ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. В Упанишадах, религиозных текстах X века до н.э., говорится о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. все живое. Бог, входя в живое, создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

Библия (Ветхий завет, 2 глава): «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2, 15-22).

«Вначале было Слово [Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

Согласно Корану Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его «именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами» (Евангелие от Иоанна).

Многие лингвисты подразумевали под общечеловеческим языком язык еврейский в виду того, что многие собственные имена первобытного мира, сохранившиеся в языках всех народов изгнания, построены из корней языка еврейского.

Согласно традиции иудаизма «Единый язык», на котором говорили люди до разделения на народы, был «Священный язык». Священный язык – «лошн койдеш» – это язык, на котором Создатель говорил с Адамом, и люди на нем говорили вплоть до Вавилонского столпотворения. Позднее на этом языке говорили пророки, и на нем было написано Священное Писание.

На факт использования, согласно Торе, древнееврейского языка первыми людьми указывает и Писание, где обнаруживается игра слов, непереводимая на другие языки. Так, жена называется по-древнееврейски иша от иш (муж), что указывает на единство и святость брачного союза. Имя Адам (человек) – от Адама (земля), Хава (по-русски Ева) – от Хай (живое), «ибо она была матерью всего живого», Каин – от Канити (я приобрела) и так далее. Этот язык получил название иврит по имени Эвера, потомка Шема, ибо Эвер сохранил этот язык, передав его Аврааму.

Единый ностратический язык как протоязык человечества. Глоттохронология как наука - сравнительный лингвистический анализ.

В пользу «божественной» версии происхождения говорят 3 обстоятельства.

1. Синтаксис как сложнейшая система. Язык не сводим к сумме употребляемых слов. Речь невозможна без метаязыка—множества служебных слов, которые не имеют лексического значения, но определяют значения других слов. Люди никак не могли бы по чистой случайности начать употреблять и понимать эти слова.

Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям; речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам.

2. Кроме того, эволюционистам никак не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для современных лингвистов. Самые древние языки - латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский— гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. Языки никогда не становились сложнее, чем были; напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось.

3. Эволюционисты не могут объяснить множественности языков, их разнообразия. В случае эволюционного происхождения язык должен был быть один с небольшими локально обусловленными видоизменениями.

Большинство современных языков – консонантно-вокалические. (Т.е. согласная+гласная)

Но в истории письменности собственно консонантному письму принадлежит выдающаяся роль. Это древнейшая разновидность буквенно-звукового письма. Впервые отдельные консонантно-звуковые знаки появились еще в египетском идеографическом письме, а в чистом виде консонантное письмо возникло со второй половины II тысячелетия до н. э. у западносемитских народов: финикийцев, угаритян и хананеев, населявших восточное побережье Средиземного моря. Одновременно или чуть позже консонантное письмо появилось у южносемитских народов, проживавших на Аравийском полуострове в царствах Майн, Катабан, Хад-рамаут.
Довольно широко консонантное письмо распространено и в современном мире. Им пользуется примерно 10% населения Земли, в частности арабские народы, живущие в странах Азии и Африки (Ирак, Сирия, Ливан, Палестина, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ливия, Алжир, Тунис, Марокко и др.), а также евреи, живущие в государстве Израиль.

На Земле насчитывается около 5-6 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели.

На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, испанском, хинди, английском, русском, португальском и арабском.

Для того чтобы язык сохранялся, требуется около 100 тысяч его носителей. В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

 

Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность.

Одна из причин гибели языков - неравномерное распределение их по жителям. Так, 80% населения планеты знает лишь 80 языков.

При этом 3,5 тыс. языков приходится на 0,2% жителей Земли.

Основная причина процесса исчезновения языков считается глобализация и миграция. Люди уезжают из деревень в города и теряют язык своего народа.

Около половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия.

Многие языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности.

Если язык изучают менее 70% детей, он считается исчезающим.

По данным "Атласа мировых языков, находящихся под угрозой исчезновения" ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе исчезновение угрожает примерно 50 языкам.

 

Светлана Бурлак. «Происхождение языка».

 

Возникновение письменности. - https://www.youtube.com/watch?v=DwdFOB9dby8

Письменность - https://www.youtube.com/watch?v=qzAsy2FQDCg

Код майя - https://www.youtube.com/watch?v=7VGX0lIskDA



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: