Литературное краеведение




Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении городской литературно-краеведческой викторины,

посвящённой 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына,

200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения городской литературно-краеведческой викторины посвящённой 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына, 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева (далее - Викторина).

1.2. Викторина проводится в целях воспитания общей культуры подрастающего поколения и популяризации знаний по литературному краеведению

1.3.Организаторами городской интеллектуальной литературной и культурологической краеведческой викторины являются Управление образования администрации города Ульяновска и муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Детско-юношеский центр «Планета».

 

Участники викторины

2.1.Участники краеведческой викторины обучающиеся подростки и молодёжь общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования.

2.2. Категория участников: обучающиеся 9-11-х классов (15-18 лет). Участие в викторине индивидуальное. От образовательной организации принимается не более 3 (трёх) работ.

 

Сроки проведения

3.1. Викторина проводится с 14 января по 15 февраля 2019 года.

3.2. Работы принимаются не позднее 11 февраля 2019 года по адресу: город Ульяновск, улица Фруктовая, дом № 4, кабинеты № 217 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Детско-юношеский центр «Планета».

Контактный телефон: 61-61-14

3.3. Подведение итогов 15 февраля 2019 года.

 

 

Требования к оформлению материалов викторины

4.1. Титульный лист (наименование образовательной организации, название викторины, Ф.И. (полностью) участника в именительном падеже, класс (возраст), Ф.И.О. руководителя, адрес организации, учебный год).

4.2. Страницы выполненных заданий викторины нумеруются. Соблюдение нумерации заданий и вопросов обязательно.

4.3. Иллюстративный материал может располагаться в тексте или на отдельных листах.

4.4. Викторина оформляется в печатном виде, в скоросшивателе.

4.5. Работы, присланные на конкурс, не возвращаются и не рецензируются.

 

Определение результатов

5.1. Каждый вопрос конкурсной работы оценивается по трёхбалльной системе (0 – нет ответа; 1 – ответ имеется; 2 – полный ответ; 3 – полный ответ с использованием дополнительного материала).

5.2. Результат определяется по сумме баллов, набранных за правильное выполнение заданий викторины.

5.3. Победителем считается участник, набравший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов победитель определяется по полноте раскрытия вопроса, использованию дополнительного материала и иллюстраций, раскрывающих суть ответа на вопрос.

5.4. Победители определяются по каждой категории участников: 9, 10, 11 классы (15, 16, 17, 18 лет) общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования отдельно.

 

Награждение

6.1. Победители и призёры викторины награждаются грамотами Управления образования администрации города Ульяновска.

6.2. Обучающиеся, не занявшие призовые места, получают сертификаты участников викторины.

 

Приложение 2

«Симбирские перекрёстки»

Городская викторина (2019 год)

Литературное краеведение

(обучающиеся 9-11 классов)

 

«Многих людей всегда занимает тайна рождения. Почему люди рождаются с той или иной внешностью, с определённым характером? Чья воля вытаскивает гены далёких предков и вкладывает их в потомков через несколько поколений? Кто награждает новую жизнь совершенно иными, никогда не встречавшимися ранее даже в дальней родне чертами и качествами?

Может быть, учёные и дают свои чёткие, доказанные наукой ответы на эти вопросы. Очень важна среда обитания, которая сохраняет память. Самерсети Моэма сказал: «Нужно всё, что помнишь, сохранить не для себя – для всех, особенно для молодёжи». Литературные проекты, которые проходят в библиотеках, в школах возвращают в жизнь нашей молодёжи понимание хорошей литературы, удивительных возможностей нашего родного языка, пробуждает интерес к великому литературному наследию. Содержательность, великолепное творческое воплощение, энтузиазм – вот характерные черты литературных проектов.

Любители поэзии, музыки встречаются на концертах, беседах о композиторах, литературных вечерах в Торжественном зале. Вглядываясь в переплетение судеб, удивляешься, как тесно история нашего края связана с линиями жизни многих талантливых людей.

Писатель, литературовед, доктор филологических наук Мариэтта Чудакова вывела три закона чтения:

1. Нет книг, которые читать рано.

2. Есть книги, которые читать поздно.

3. Именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде навалом.

Что касается двух первых «законов», то я против обобщений. Кому-то рано читать ту или иную книгу, а кому – нет. Кому-то уже поздно обращаться к той или иной книге, а кому- то в самый раз. Согласна с тем, что есть, к сожалению, книги, которые не надо читать вообще. По поводу третьего «закона» хочется спросить: а возможно ли в отрочестве составить такой правильный список? Ведь у отрока ещё нет достаточных знаний, опыта, мудрости, осведомлённости. Думаю, главное – это любить читать. Любить классику, любить современных писателей и поэтов в этом и состоит программа по литературе. В краеведческой литературе мы называем наш край отчизной поэтов не напрасно, с ним связано немало литературных имён. Причём не только литераторы, которые родились и жили, работали или умерли здесь, но и те, кто приезжал к нам на творческие встречи, гостили у нас или были… проездом».

ВОПРОС №1

В апреле 2018 года исполнилось 170 лет со дня открытия Карамзинской общественной библиотеки. Оглядываясь назад, просматривая отчёты библиотеки, газетную и журнальную хронику, убеждаешься, что многие формы деятельности в направлении привлечения к чтению актуальны и сегодня.

- Прочитайте журнал «Мономах» №5 (107), выпишите из текста, где сообщается о том, как газета Московские ведомости» обозначила предназначение библиотеки в г. Симбирске.-

- Если нет журнала, любое высказывание о роли библиотеки. -

- В каких проектах по литературе, которые блестяще реализует Дворец книги или ваши школьные библиотеки, или областная детская библиотека им. С.Т. Аксакова вы участвовали? –

 

ВОПРОС №2

150 лет назад 29 августа 1868 года в Симбирске на Бараньем спуске в доме П.И. Снегирёва (ныне место Дворца творчества детей и молодёжи) в семье городского судьи родился Аполлон Аполлонович Коринфских. Его мать, Серафима Семёновна Волкова, умерла в день рождения сына, а в 1874 году мальчик остался полным сиротой, после чего его воспитанием занялись родственники и гувернантки. В 11 лет поступает в Симбирскую гимназию, где учится в одном классе с Владимиром Ульяновым. Печататься Коринфский начал в 1886 году в симбирских и казанских газетах. Это были заметки, фельетоны, провинциальные рассказы. С 90-х годов он деятельный сотрудник многих литературных изданий и журналов. Его причисляли к поэтам народнического направления. Его жизнь оборвалась в 1937 году в Твери. Произведения Коринфского практически не переиздавались в советское время, а главный труд – книга «Народная Русь» - увидела вновь свет в 1994 году.

 

«О, грезы- птицы! Вас ничем

Не заменить мне в эти годы…

Но – провозвестницы свободы!...

Свобода ваша мне зачем?!

 

Куда-то рвусь… Куда? Зачем?!

Порой и сам понять не в силах;

Пред сердцем – разум глух и нем,

Грёз не унять мне легкокрылых.

 

Вспорхнут, взовьются, полетят,-

Условность жизни бьют их крылья;

Всё – мимо: прах земных преград

И трезвых помыслов усилья…

 

Отдашься им – и словно нет

Ни стен, ни бездн перед тобою,

Как будто вольных чувств расцвет

Сжился навек с твоей мечтою».

 

А). К какому роду и жанру литературы относится данное произведение?

(Лирика. Эпос. Драма.)

Б). Какой куплет из этого стихотворения вам понравился больше? Почему?

В). Какими душевными качествами обладает поэт, сочинивший это произведение?

Почему?

Г). Напишите, как вы оцениваете это произведение?

 

ВОПРОС №3

Несколько раз отметился в наших краях писатель Александр Солженицын. В декабре 2018 года отмечается его столетие со дня рождения. В августе 1939 года, будучи студентом, он решил побывать на родине Ленина и отправился со своим другом Николаем Виткевичем в путешествие по Волге. Они приехали в Казань, купили лодку и поплыли вниз по течению. Позже Солженицын так вспоминал об этом: «Спускались, спускались, ночевали то по левому берегу, то по правому, пробыли несколько дней в Симбирске, потом уехали в Самару. Вернувшись в институт, он поместил в факультетской стенгазете отчёт о путешествии и собственное стихотворение «Ульяновск». В написанной по итогам поездки поэме «Дороженька» сочно описал городок Сенгилей, где они остановились перекусить. Александр Исаевич получил Нобелевскую премию «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы. В сентябре 1995 года Солженицын, добираясь из Пензы в Самару, проехал на автомобиле по югу нашей области мимо Николаевки, Канадея и Новоспасского. Поэма «Дороженька» - это автобиографическое повествование, в основу которого положены реальные события. Острый глаз молодости жадно вбирает открывающийся перед ней мир во всём его многообразии. В ожидании встречи с матушкой Волгой «ликует дух бродяжий». Лодку назвали «Волгарь – Скиталец». Название лодки выбрано, надо думать, не случайно. Писатель Скиталец (1869-1941) родился в селе Обшаровка Самарской губернии. Многие годы его жизни были связаны с Симбирском, с Волгой.

 

ДОРОЖЕНЬКА

«Что-то дед смолёный ладит топором.

С ним малыш две удочки забросил.

Нестерпимо брызжут серебром

И топор, и капли с наших вёсел…»

А) Как хорошо сказано: дед смолёный. Что вложено в добрый эпитет, за которым слышится многое, что именно?

Б) Что подчёркивает глагол «Ладит»? Объясните.

 

«А и в русле не одна дорожка:

Не гребём – теченье выбивает

В мирную воложку,

В нераспуганную тишь…»

В) Какое ласковое слово дошло до вас из той жизни? На что настраивает человека это слово?

«Звон и гуд…

И тракторы рычат у перевозов,

Кони ржут, скрипят грузовики,

Сизо- масляна идёт вода с навозом,

И толкутся волны поперёк реки.»

Г) Какой увидели Волгу молодые путешественники?

 

«Бакенщик, старик рыжебородый,

Объезжает бакены свои.

И уж на ночь, только солнце сгаснет,

Водный путь отмечен столбовой –

Там, где горный берег – бакен красный,

И – зелёный там, где луговой».

Д) Автор помогает нам увидеть жизнь одной из главных рек России. Кто обеспечивал безопасность движения по ней?

 

Путешествие – это не только встречи с людьми, но и непогода, заставляют юных странников пристать к Берегу.

«И дождь – безугомонь.

Новодевичье в лаптях тебя встречает.

И в азямах рваных Сенгилей»

Е) Дайте краткое описание города Сенгилея в наши дни.

Ж) Объясните слово «в азямах». Что оно обозначает?

 

Сенгилей Солженицын описывает очень подробно. Районный центр представлен множеством учреждений: «Райпартпрос», Райком и Райкомол, Райуполминзаг и Райзаготконтора, Раймилиция и Райплан, РайНКВД и Райтюрьма, Райсуд и Райпрокуратура.

«Закрывая полки голые, в Раймаге продают физическую карту – Африки».

З) Что напоминают эти слова студентам увлечённых изучением истории и философии?

Около трёх десятков семей было раскулачено в Сенгилее. Отобрали всё, что было нажито десятилетиями кропотливого труда, и под конвоем выслали в Сибирь. Сенгилей был богатым и изобильным местом. Когда студенты слушали рассказ рыбака дяди Миши, познакомились с другой историей. Они узнают, почему дети дяди Миши «сопрели под Карельской сосной». Каждое слово исповеди, исполненное неподдельной боли и скорби, западает в души молодых ребят. На вопрос: «Но простите, но за что же вас?»- следует ответ:

«Ты – с луны? В тридцатом-то?

Потому что был сочтён кулак,

Ну и… Ликвидировать. Как класс».

И) Что открылось перед студентами после знакомства с рыбаком?

К) Какую роль в жизни Солженицына сыграло путешествие по Волге?

 

ВОПРОС №4

Стало доброй традицией проводить Всероссийский Пушкинский праздник в селе Языково в первое воскресенье июня. И вот – новое начинание. Несколько лет назад молодёжь Карсунского района стала собираться в Языкове осенью, в исторический день приезда А.С. Пушкина. В сентябре в парке – деревья в самом пышном осеннем убранстве! В такую же осеннюю пору далёкого 1833 (185 лет) вдоль аллей языковского парка прошёл Александр Сергеевич Пушкин. Теперь эти места стали священными для нас. Нет ни одного просвещённого человека в округе, который бы не знал о знакомстве и взаимной приязни двух поэтов – Н.Языкова и А. Пушкина. 16 сентября на праздники выступали литераторы и поэты.

А.С. Пушкину.

«Вы далеко, погасли свечи

И шелест платья Натали,

Когда курок на Чёрной речке

Поэта недруги взвели.

 

И от безденежья усталость,

И зависть – бездарей черта,

И не достигнутой осталось

Поэмы новой высота.

 

Пройдут года, но будет вечным

Гранит по берегу Невы,

Поверить не могу в беспечность

Склонённой гордой головы.

 

Разлив по мостовой потоком,

Сметая всё, нахлынет вдруг;

И Медный всадник, взяв галопом,

Ночной разбудит Петербург.

 

Когда в наследие потомкам

Есть поэтический кураж,

Всегда задиристым и звонким

Они услышат голос Ваш».

(Александр Большаков).

 

А). Подчеркните, в приведённом выше стихотворении, слова, выражающие отношение поэта к Пушкину.

Б). Напишите, как вы оцениваете его отношение и как сами относитесь к Пушкину?

 

ВОПРОС №5

Гончаров И.А. о японцах.

В 2016 году, во время посещения президентом России Владимиром Путиным Токио, прошла встреча министров культуры Японии и России. Владимир Мединский выступил тогда с инициативой провести в 2018 году ряд мероприятий по культурному обмену между странами. Инициативу поддержал министр культуры и образования Японии Хирокадзу Мацуно. Правительствами двух стран 2018 год объявлен перекрёстным Годом России в Японии и Японии в России. История взаимоотношений России и Японии уходит в далёкое прошлое. Участником одного из важных этапов в становлении русско-японских отношений был Иван Александрович Гончаров. В 1852 – 1854 годах он отправился в путешествие к берегам Японии на фрегате «Паллада» в составе дипломатической миссии Е.В. Путятина. Гончаров был в числе немногих россиян, впервые ступивших на Японскую землю. Впечатления об удивительной стране писатель передал в книге очерков путешествия «Фрегат «Паллада». Объёмные главы, посвящённые Японии, стали кульминацией книги Гончарова о путешествии и восторженно приняты критикой. Вслед за журнальной публикацией они вышли отдельной книгой («Русские в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов». Спб. 1855г.) И.А. Гончарова высоко оценило правительство, наградив «вне правил чином Статского Советника за особые заслуги его по званию секретаря при генерал-адъютанте графе Путятине»,

А). Прочитайте главы о Японии в книге «Фрегат «Паллада» и запишите как Иван Александрович называет Японию.

Б). «Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религии, даже взгляда на Жизнь». Так прямо высказывается глубинно присущая книге «Фрегат «Паллада» мысль о единой природе всех людей и исконной общности всех народов. Именно эта мысль позволяет писателю нарисовать Земную Вселенную как единый мир, а людей далёкой Японии, прежде всего, как законных и правомочных обитателей этого мира, а уже только потом жителей страны с особой судьбой и разительной внешней непохожестью на другие страны. Гончаров как иностранец не мог свободно передвигаться не только по стране, но и по городу Нагасаки. Всё его внимание сосредоточилось на не созерцательном, а напряжённом наблюдении за отдельными людьми, которые посещали фрегат. Как секретарь Е.В. Путятина Иван Александрович принимал японских чиновников (в книге он называет их «бониосы») и сопровождающую их каждый раз многочисленную свиту.

В). Как описывает визиты Гончаров, которые помогают создавать коллективный портрет японского народа, как передаёт национально-специфические и этнографические приметы народа, но и свои размышления о судьбе нации?

 

ВОПРОС №6

Пётр Трофимович Мельников самобытный писатель, родился в селе Сосновка Чердаклинского района Ульяновской области. Он ещё мальчишкой в 30-е годы пережил вместе со своей семьёй тяготы ссылки, потери близких. Спустя годы он рассказал об этом в автобиографической прозе. Стихи начал писать с детских лет. Творческим итогом стали книги «Горькая трава свергузник», «Песня с зелёного луга», «Столбунцы», «Таёжные просеки» и другие.

А) Прочитайте стихотворение П. Т. Мельникова «Мои друзья».

 

«Есть жизни смысл глубокий, изначальный.

Пусть говорят, что лучше где-то там!

Нам захотелось после встреч случайных

Пошляться вместе по родным местам.

Чтоб насладиться запахом живицы.

Увидеть даль, пока она видна;

Послушать, как поют, щебечут птицы:

Узнать, какой бывает тишина.

От города вдали, вдали от сёл

Сегодня мы – бездомные бродяги.

Пырков на холм с транзистором ушёл,

В мешке спит Благов, словно в саркофаге.

Астафьев расточается в пылу –

Он и во сне не говорить не может!

Попал Артёмов пятками в золу

И голосом покой ночной тревожит!

Явился Шустов из густых лесов.

Он на сучок рюкзак повесил старый,

Чтобы начать из листьев и цветов,

Пока все спят подборку на гербарий.

Костёр потух, над озером туман.

Сижу я на пенёчке, как на троне!

Бредёт устало звёздный караван.

Заря с зарёй сошлись на небосклоне.

И пусть траву посеребрит росой:

Биологи, поэты, журналисты,

Поспите вы ещё часок, другой.

Разбудит вас пернатые горнисты».

Б) Под какой из перечисленных фамилий скрывается поэт? Расскажите кратко о нём.

 

ВОПРОС №7

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – большое благородное сердце. Он не был на Симбирской земле, но он тесно связан был с сотрудниками журнала «Современник». В эту группу входили И.А. Гончаров, Д.В. Григорович. Тургенев не был другом И.А. Гончарова. Крупнейший наш писатель бросал свои камни в новый роман Гончарова «Обрыв». Находясь в Париже, И. С. Тургенев познакомился с нашим земляком Петром Васильевичем Зиновьевым. Зиновьев дружил с семьями Ивашевых и Языковых. Зиновьев был состоятельным, хорошо воспитанным и образованным человеком. Пётр учился в Петербургском университете. Он был знаком с А.И. Герценом и В.Г. Белинским. Именно П.В. Зиновьев познакомил И.С. Тургенева с В.Г. Белинским. Между Зиновьевым и Тургеневым установились приятельские отношения. Зиновьев оказался в числе почитателей знаменитой певицы, друга Тургенева Полины Виардо и не раз навещал её в России. Тургенев хорошо был знаком с нашим земляком, композитором Владимиром Никитовичем Кашперовым. Он, в одном из писем обращался к И.С. Тургеневу с просьбой показать Полине Виардо его оперу «Цыгане». В свою очередь, Тургенев написал Кашперову несколько писем. А в письме к П.В. Анненкову, находившемуся в Италии, он писал в июне 1860 года: «Кстати, если вы не отыскали, то отыщите в Милане Кашперова и поклонитесь ему от меня». Так. Потянув лишь одну ниточку дружеских связей симбирян с И.С. Тургеневым, мы встретились с лицами и событиями, имевшими общероссийское значение.

Когда вышло произведение И.С. Тургенева «Записки охотника», И.А. Гончаров сказал: «Это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Вы воздвигли себе прочный памятник». П.В. Аннеков писал: «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир».

 

А) Вспомните рассказ И.С. Тургенева «Муму». Напишите, как относится рассказчик к барыне. Подтвердите своё мнение соответствующими словами рассказа.

Б) Актуальна ли тема: «Отношения человека к животным» в наше время?

 

ВОПРОС № 8

Кроссворд «Литература»

 

          Л              
          И              
          3 Т              
          Е              
          Р              
          6 А              
          Т              
          У              
          Р              
          А              

 

 

1. Кто в стихотворении «Мои друзья» - поэт?

2. В 1848 году в Симбирске открылась Карамзинская общественная (что?)

3. Кто автор книги «Записки охотника»?

4. Какая фамилия у автора стихотворения «Мои друзья»?

5. Писатель очерков путешествия «Фрегат «Паллада»?

6. Кто писал о рассказе «Бежин луг» такие слова: «С любовью и нежностью рисует писатель в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир»?

7. Как назвали лодку два студента-путешественника Александр Солженицын и Николай Виткевич? («Волгарь – (?)»)

8. Кто посетил наш город и имение Н. М. Языкова в 1833 году?

9. Писателю А.И. Солженицыну присущ ещё и дар поэта, который проявился в (Какой?) поэме.

10. Назовите фамилию композитора, нашего земляка, который написал оперу «Цыгане»?

 

Литература.

1. Журналы «Мономах» № 3 (105) Июнь 2018г.; №5 (107) Октябрь 2018 г.

2. «Фрегат «Паллада» И.А. Гончаров (Гончаров о японцах и Японии).

3. И.С. Тургенев «Муму».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: