Главная и основная задача режиссерской разработки - определение визуального и звукового решения фильма. И поэтому процесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского.
При разработке режиссерского сценария руководствуются следующими принципами:
1. Рекламный фильм не требует подробного показа событий, предшествующих обыгрываемой ситуации. Никого не интересует, что делал герой фильма до того, как сел, например, в рекламируемый автомобиль и почему он сел именно в него.
2. Рекламный фильм часто не требует точного обозначения места и времени действия, если это, конечно, не способствует раскрытию основной идеи. Иными словами, никого не интересует, в каком городе герой фильма сел в рекламируемый автомобиль, если, конечно, он через несколько минут не оказался в другом городе (если идея – не показать скорость автомобиля, а продемонстрировать его другие качества).
3. Рекламный фильм допускает условное обозначение обстановки в месте действия или ее полное отсутствие, если обстановка не работает на основную идею. Ничто не должно отвлекать зрителя от главного. В противном случае при рекламировании, допустим, чайника мы будем вместо этого рекламировать кухню, на которой стоит этот чайник, а сам чайник окажется просто предметом интерьера.
4. Рекламному фильму противопоказаны персонажи, не способствующие раскрытию основной идеи. Ибо любого нового персонажа необходимо представить зрителю – врезкой на среднем или же крупном плане. А усвоить кадр мы можем только в том случае, если длится он не менее секунды. Представление персонажей затягивает действие, что негативно сказывается на его восприятии.
|
5. Рекламный фильм допускает гротескное представление отдельных действий и реакций персонажей. Особенно это касается драматизированной рекламы, где конфликт лучше выражать визуально, а не через простое столкновение чувств – на них у нас просто нет времени, ибо на весь ролик нам отводится всего 30 секунд.
6. Рекламный фильм, как и любая рекламная идея - это трюк, с помощью которого внимание потребителя фокусируется на том или ином товаре. А это значит, что применение кинематографических трюков органично для рекламного фильма.
7. К рекламному фильму нельзя подходить с режиссерскими мерками художественного кинематографа, он требует динамичного развития событий и предельной лаконичности в изобразительных средствах. Т.к. в среднем в рекламном фильме присутствует не более 15 кадров, в то время как в художественном фильме их – не менее 2 000.
Таким образом, если литературный сценарий - это, в первую очередь, рекламная идея фильма, то режиссерский - это партитура, на основании которой стоится вся дальнейшая работа съемочной группы.
Исходя из общего содержания картины и замысла ее, из развивающегося в ней действия, режиссер составляет план. Он как бы разбивает целое на мелкие части — кадры. При этом заранее определяются многие важнейшие стороны будущего произведения: содержание каждого кадра, его крупность, характер декораций, характер натуры, мизансцены, темп картины, ритм, отдельные куски музыки, шумы и даже некоторые монтажные ходы.
Основные параметры – это, конечно, мизансцена, атмосфера и темпо-ритм. Это те выразительные средства режиссуры, с помощью которых создается цельное произведение. Рассмотрим их подробнее.
|
Мизансцена — (от франц. mise enscene) — размещение на сцене. Под мизансценой понимается сумма тех движений, которые по логике действия производит на сцене актер в соответствии с текстом. Актер входит, выходит, садится, встает, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним. Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене. В мизансцене обязательно должен быть смысл, должно быть классическое триединство – единство места, времени и, что немаловажно, действия. Это как бы миниспектакль в спектакле.
А если мы говорим о кинематографической или телевизионной мизансцене, то здесь важно помнить, что ее родителями являются, во-первых, мизансцена театральная, а во-вторых – вмешавшаяся в действие камера. И именно камера значительно меняет характер мизансцены. В театре зритель все время смотрит, как говорят кинематографисты и телевизионщики, на общий план сцены: он постоянно вынужден выделять из общего частное, постоянно должен анализировать. Режиссер ему в этом помогает, безусловно, расположением самих актеров (главные действующие в мизансцене лица, как правило, выходят на передний план, часто – на авансцену), а кроме того – освещением, звуковым решением спектакля, динамическими его характеристиками. Но, тем не менее, зритель все время видит действие целиком.
В кинематографе же за общими, средними и крупными планами, за различными ракурсами, в которых предстают главные герои, мизансцены особенно и не видно. Есть разрозненные куски мозаики, которые зритель уже складывает в единое целое. Режиссер как бы водит зрителя за руку и постоянно говорит ему: «посмотри на глаза или на руки этого героя» - и Вы уже не можете взглянуть на его фигуру в общем, на его одежду, на его прическу, наконец. Вы должны додумать, достроить в своем воображении недостающие элементы, выстроить свой образ этого героя и при этом следить за развитием действия.
|
Мизансцена четко выстраивается в соответствии со сценарием и в зависимости от события. Событие стоит в центре внимания зрителя, и здесь следует отметить, что до события мизансцена одна, после него другая.
На каждую мизансцену должно отводиться достаточно времени для того, чтобы зритель понял и осознал ее. В идеале в рекламном видео – не менее 3 секунд, иначе основные положения могут быть не усвоены.
Атмосфера — это материальная среда, в которой живет, существует ваш образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер, освещение, костюм, вещи и т.д. В рекламном фильме — это еще и цвет, аудиоряд (музыка), шрифт и цвет слогана.
Атмосфера – это фон мизансцены. Подобно фону на полотне живописца, она должна создать определенное настроение у зрителя для восприятия мизансцены и всего действия в целом. Настроить реципиента на определенный лад: сделать его веселым или грустным, счастливым или несчастным. А достигается это, прежде всего, колористическим решением кадра, его светотональным решением, а также звуками, музыкой, т.е. воздействием одновременно на разные органы чувств. Атмосфера порождается мизансценой и сама ее порождает. Предшествует событию и истекает из него. Причем до события атмосфера всегда одна, а после него – всегда другая.
Темпо-ритм – термин, привнесенный в театральный и кинематографический мир великий русский режиссер К.С. Станиславский. Термин вбирает в себя темп (скорость) и ритм (частота скорости).
Темп — это скорость или медленность, он является элементом ритма, характеризующим ритмический рисунок во времени.
Ритм — это соотношение движений и остановок в пространстве и времени, или ритм — это протекающие во времени действия, звуки, чувства разнообразных продолжительностей с перерывами между ними, или правильная смена движений, звуков, чувства различной интенсивности.
В темпо-ритме важно все – и движение, и остановка, акцентировка. Если остановки нет – нет и ритма, все сливается в одно непрерывное монотонное действие. Неритмичная речь усыпляет, неритмичные движения быстро надоедают.
Темпо-ритм бывает внутренним (психологическим) и внешним (физическим). Можно двигаться быстро и при этом жить в спокойном, размеренном ритме, как это делает бегун на длинные дистанции. Это внешний, физический темпо-ритм. А можно медленно двигаться и при этом жить в напряженнейшем ритме – как студент перед экзаменом, лихорадочно пролистывающий в голове конспекты лекций и пытающийся вытащить ту единственную страницу, которая спасет его от двойки. Это внутренний, психологический темпо-ритм.
Только совокупность динамики и периодических остановок в сочетании с мизансценой и атмосферой действия дает всю полноту картины, раскрывает полностью режиссерский замысел.
Все предварительные соображения записываются в режиссерском сценарии, который представляет собой как бы технический и творческий проект будущей картины.
Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы:
1. Номер кадра.
2. План. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама или отъезд или наезд и т. д.
3. Содержание кадра.
4. Аудиоряд, сопровождающий кадр.
5. Примечания. В этой графе обычно отмечаются технические средства съемки, необходимость операторского крана, тележки или каких-нибудь особых приспособлений. А также характер массовки, костюмы. Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы.
Вот конкретный пример литературного (авторского) и режиссерского сценариев рекламного ролика:
1. Литературный сценарий.
Ребенок сидит под одеялом с фонариком и читает книжку. Голос за кадром: «В детстве книга была для тебя чудом. Но книга – чудо рукотворное». Та же книга рекламируется в магазине, затем показывается процесс ее создания. Голос за кадром: «Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает книгу на рынок, пишет и редактирует текст, создает иллюстрации…». Двери аудитории, из которых выходят студенты. Общий вид здания Московского государственного университета печати. Голос за кадром: «Если будешь учиться в Московском государственном университете печати. Поверь в чудо!».
Режиссерский сценарий.
№ кадра | План | Видеоряд | Аудиоряд | Примечания режиссера |
Крупный | Ребенок под одеялом с фонариком читает книгу. Вид изнутри – видны складки одеяла, дрожащий лучик фонарика и завороженное лицо ребенка. | Легкая чуть сказочная музыка, которая будет продолжаться на протяжении всего ролика. Голос за кадром: В детстве книга для тебя была чудом. | Подсветить страницы книги, чтобы от них исходило свечение | |
Деталь | Страница книги с иллюстрацией | Но книга – чудо рукотворное. | ||
Общий | Реклама новой книги в магазине – та же самая страница, которую мы видели в предыдущем плане. | Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает | ||
Средний | Женщина подписывает у мужчины какую-то бумагу. | книгу на рынок, пишет | ||
Деталь | На листе крупная надпись: «В печать» | и редактирует текст, | ||
Крупный | Женщина за компьютером, на экране – та же самая страница книги. | создает иллюстрации. | ||
Общий | Дверь аудитории в институте раскрывается, из нее выходят студенты. | Если будешь учиться в Московском государственном университете печати. | ||
Общий | Адресный план здания МГУП | Поверь в чудо! |
Рис.12. Пример режиссерского сценария рекламного ролика
Режиссерский сценарий, перекладывая замысел на язык системы отдельных кадров, служит режиссеру постоянным ориентиром. Чем точнее запись кадров, тем лучше работает на съемке этот ориентир.