Об авторах:
Коршунов Илья Алексеевич, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, руководитель группы по непрерывному образованию, заместитель директора Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Соавтор книг:
Гапонова О. С., Коршунов И. А. Организационное управление предприятиями ранних фаз развития. М.: ИНФРА-М, РИОР, 2016.
«Глобальная конкурентоспособность российского образования». Материалы для дискуссии» / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
«Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры» - Вып. 1: Факты образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
«Формальное, неформальное и информальное образование и обучение в формировании компетенции «решение проблем» у россиян (по данным исследования PIAAC)» - М.: ФГБУ РАО, 2018.
Гапонова Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Соавтор книг: «Менеджмент». М.: ИНФРА-М, РИОР, 2019;
«Глобальная конкурентоспособность российского образования». Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
«Самоучитель по менеджменту: начальный уровень» Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2017.
«Организационное управление предприятиями ранних фаз развития» М.: ИНФРА-М, РИОР, 2016.
Пешкова Вера Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Непрерывное образование – это постоянное развитие человека, целенаправленная деятельность по получению знаний, умений, навыков, совершенствования себя в течение всей жизни. Оно является процессом, длящимся всю жизнь, так как получение образования не заканчивается с получением диплома.
|
В современных условиях важнейшей характеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помогающим человеку эффективно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации. Непрерывное образования может осуществляются в следующих формах:
а) повышение квалификации;
б) стажировки;
в) профессиональная переподготовка;
г) самообразование.
Книга «Век живи – век учись» посвящена именно данной теме. Авторы книги проводят анализ состояния системы непрерывного образования взрослого населения в России.
Непрерывное образование взрослых в нашей стране реализуется в виде дополнительного профессионального и досугового образования. Образование взрослого населения способствует социальной устойчивости территорий и регионов.
В первой главе авторы аргументировано отвечают на вопрос: почему взрослые должны учиться? Высказывают мысль о том, что в начале XX в. Сформировалась научная основа для представления образования как непрерывного аспекта повседневной жизни.
Основным фактором непрерывного образования считается образование взрослого население в возрасте от 18 до 70 лет и старше. В главе говорится о том, что в англоязычной литературе непрерывное образование понимают как различные формы образования и обучения, связанные и не связанные с профессиональной деятельностью. Здесь особое внимание уделяется пожилым и молодым людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Например, инвалидам или потерявшим работу. В странах ЕС, ОЭСР, в Российской Федерации — рассматривают его как образование взрослых.
|
Участие населения в непрерывном образовании стало рассматриваться как один из показателей уровня экономического развития страны. Получение знаний в течение всей жизни способствует трудовой адаптации, личной самореализации взрослого населения страны, повышает качество человеческого капитала экономики и социально-политическую устойчивость.
Рассмотрены виды и основные функции системы непрерывного образования взрослых в контексте исторического развития и современных взглядов на этот вид образования. Предлагаемые выводы сделаны на основании анализа научных обзоров и справочных материалов международных организаций, посвященных вопросам непрерывного образования.
В книге при рассмотрении новых подходов к феномену непрерывного образования акцент сделан на том, как возникали его основные компоненты, как они закреплялись в повседневной жизни, преодолевали изменения в российском обществе.
Авторы привлекают внимание к внутренним механизмам реализации учения как органической составляющей образа жизни современного человека.
В контексте обеспечения непрерывного образования автор формулирует фундаментальную философско-педагогическую задачу удержания человеческого качества, возникающую на фоне развития обучающих систем, построенных на интеграции человека и механизма, объединения природного и искусственного интеллектов.
|
В главе также речь идет о проекте «Национальные стратегии навыков», который нацелен на укрепление национальных систем устойчивого использования навыков и распространения в обществе принципа «пожизненного трудоустройства».
Рассматривается вопрос об обучении населения в дореволюционной России. Обучение постепенно становилось неотъемлемой частью активности всего российского общества. Элементы дополнительного образования видны на любом из этапов исторического развития нашей страны, возникает и развивается оно вместе с основным образованием.
В развитии системы непрерывного образования в Советском союзе рассматриваются шесть периодов:
первый период становления непрерывного образования в послереволюционной стране (1917 — середина 1920-х годов);
второй период становления непрерывного образования (конец 1920-х — конец 1930-х годов);
третий период (1941 — конец 1940-х годов);
IV период (1945–1960-е годы);
V период (1960-е — 1990-е годы);
VI период (начало 1990-х — начало 2000-х годов).
Вторая глава книги ведется анализ основных тенденций в сфере непрерывного образования за рубежом. В странах с высоким уровнем Высоким валовым продуктом (Норвегия, Дания, Люксембург, Германия, Франция, Великобритания, Финляндия) и странах с низким валовым продуктом (Литва, Румыния, Болгария, Швеция, Швейцария и т.д). Анализ развитых систем непрерывного образования показывает, что в этих государствах огромное внимание уделено образовательным программам. Правительство же является активным участником в процессе непрерывного образования взрослого населения. В этих странах учебные заведения имеют серьезную финансовую и правовую поддержку со стороны государства.
Вниманию читателя представлены лучшие международные практики для повышения охвата взрослого населения непрерывным образованием. Важной частью системы непрерывного образования в развитых странах является самообразование и взаимное обучение.
В третьей главе представлены профессиональные образовательные организации – лидеры рынка, которые обучают по программам профессионального обучения, а также дополнительного образования взрослых. В главе описаны составляющие успешной стратегии профессиональных организации по обучению взрослых граждан.
Авторы считают, что главным мотивом получения непрерывного образования является стремление быть востребованными специалистами, то есть конкурентоспособными.
Представлены образовательные организации для взрослых, куда они могут пойти учиться, имея высшее и среднее профессиональное образование. Вниманию читателя представлены новые форматы электронных образовательных ресурсов.
А также авторы рассматривают место и роль корпоративных университетов в обучении взрослых. Которые являются наиболее активными в дополнительном профессиональном образовании взрослых. Проводится Анализ рынка онлайн-курсов для взрослых. Также речь идет о российских ресурсах навигации.
Уделено внимание организационно – правовым формам.
В 4 главе проводится сравнительный анализ статистических данных по охвату взрослого населения непрерывным образованием с экономическими показателями развития территорий. Авторы отмечают, что основным фактором обучения взрослых является создание новых производств, развитие новых инвестиционных проектов. Так как они предполагают у работников высокие знания и высокий уровень квалификации. Проводится анализ ситуации в регионах, показано влияние образования взрослого населения на экономический рост страны. Авторы заострили своё внимание на следующих факторах:
- Образование взрослого населения увеличивает объем человеческого капитала, что повышает производительность труда;
- Инновационный потенциал экономики может повысить образование, знания о новых технологиях, продуктах и процессах будут способствовать росту.
- Образование может помогать распространению и передаче знаний, необходимых для понимания и обработки новой информации. Все это, по мнению авторов книги ускоряет экономический рост.
В пятой главе речь идет о том, как стимулировать обучение взрослых. Обучение взрослых работников в течение жизни осуществляется как самим работником до его прихода на работу, так работодателем в процессе работы для получения необходимых навыков.
Авторы книги пришли к выводу, что если реализуются описанные в главе меры, то это позволит сформировать в стране «новый сегмент образования». «Если к 2025 г. ежегодно обучение по программам дополнительного образования на постоянной основе будут проходить до 25 миллионов человек, показатель охвата населения образованием и обучением достигнет среднеевропейского уровня (около 40% всех граждан). В среднем на протяжении всей жизни взрослый человек потратит на обновление квалификаций до одного года, что повысит место Российской Федерации в Индексе человеческого развития ООН».
В заключении книги говорится о том, что российская система непрерывного образования взрослых имеет неоднородный характер. С одной стороны, по – мнению авторов, она сильна в формировании узкопрофессиональных знаний и умений, а с другой стороны не обеспечивает конкурентоспособной кадровой поддержки, масштабных производственных, инвестиционных процессов. Но всё же образование взрослых может стать одним из важнейших компонентов обеспечения экономического роста и социальной устойчивости в Российской Федерации.
Анализ авторов показывает, что для этого складываются все предпосылки. Профессиональные мотивы к участию в непрерывном образовании выступают как внутренний движущий фактор развития карьеры. Система непрерывного образования все больше сочетает заинтересованность, с одной стороны, работника и работодателя, а с другой — государства.