Беседа “Мои чувства и желания”.
Упражнение “Прислушайся к внутреннему голосу”.
Формулирование Я-мыслей о себе на языке положительных Я-высказываний.
Релаксация по Джейкобсону.
Как помочь дошкольнику найти свое “Я”.
Разработать систему развивающих занятий “Я такой”.
1. “Моя внешность”. Цель: обратить внимание ребенка на его внешность, помочь составить собственное мнение о том “на кого он похож”.
2. “Мое имя”. Цель: помочь осознать понятия: день рождения, именины, тезка.
3. “Моя семья”. Цель: помочь детям осознать понятия: семья и семейные отношения, расширить представления ребенка о человеческих отношениях от семьи до рода.
4. “Мое тело”. Цель: сделать осознанным и бережным отношение ребенка к своему телу.
5. “Мои органы чувств”. Цель: познакомить ребенка с органами чувств и ощущениями, получаемыми телом из внешнего мира.
6. “Мои чувства и настроения”. Цель: привлечь внимание к различным душевным состояниям окружающих людей, расширить словарный запас ребенка в сфере человеческих чувств.
7. “Я человек”. Цель: помочь ребенку сделать сознательный выбор чисто человеческого образа жизни, выделить признаки, отличающие человека от животных (человеческая речь, человеческая рука, человеческая культура, создавшая свой рукотворный мир).
Предварительная самостоятельная подготовка:
Спланировать темы для бесед с родителями по различным вопросам воспитания детей раннего возраста, разрабатывать содержание бесед.
Аннотирование статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Детский сад от А до Я» и др. по проблемам семейного воспитания за последние 5 лет (законспектировать одну из них).
Определить отношение к воспитательному процессу с акцентом на самовоспитание родителей.
Выявить различные виды реакций родителей на поведение ребенка.
Определить наиболее оптимальные виды и стили семейных взаимоотношений.
Подготовить буклеты по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми.
Создание «копилки» пословиц о семье и домашнем воспитании, доступных пониманию старших дошкольников.
Прочтение и анализ художественных произведений, в которых дается характеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отношений. Подготовка докладов.
Принести на занятие следующее оборудование: альбомы, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, цветную бумагу.
Практическое занятие 3
Тема. Семья в системе воспитательных институтов. Методы изучения семьи
Вопросы для обсуждения:
1. Семья и другие воспитательные институты.
2. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
3. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов.
4. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей.
5. Современные подходы к изучению семьи.
6. Изучение семейного опыта воспитания.
7. Семья глазами ребенка.
8. Анализ семейных взаимоотношений (опросник для родителей АСВ).
9. Использование результатов педагогического исследования семьи в организации индивидуальной и коллективной работы с родителями.
Предварительная самостоятельная подготовка:
Составить таблицы: «Положительные и отрицательные стороны воспитания ребенка в семье и в детском саду»
Эссе «Семья незаменимый фактор развития человека» на основе ретроспективного анализа собственного детства.
Изучить особенности работы педагога по выявлению семейных взаимоотношений, наметить пути работы с различными типами семей.
Определить методику изучения отношения родителей к дошкольному учреждению. Объяснить, почему педагог должен представлять себе, как родители воспитанников относятся к дошкольному учреждению, что ждут от общественного воспитания.
Доказать целесообразность использования разных методов изучения семьи и домашнего воспитания (конференция).
Подобрать различные методики изучения семьи.
Практическое занятие 4
Тема. Пути повышения педагогической культуры родителей
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о педагогической культуре.
2. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.
3. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи.
4. Рациональные условия отношений родителей и детей.
5. Создание благоприятного психологического климата в семье.
6. Семейные конфликты.
7. Пути выходов из конфликтных ситуаций.
8. Задачи и условия работы детского сада с семьей.
9. Формы работы дошкольного учреждения с семьей.
10. Дифференцированный подход к работе с семьей.
11. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи.
12. Зарубежный опыт.
Предварительная самостоятельная подготовка:
Разработать: беседу с родителями на тему “Ваш ребенок”, консультации для родителей на темы “Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка”, “Индивидуальный подход к ребенку”.
Подготовить материалы к пригрупповому стенду на тему “Такие разные дети” и материалы для папки-передвижки на тему “Характер ребенка зависит от нас”.
Примерные планы бесед и консультаций с родителями.
Изучить зарубежный опыт организации семейных материнских центров (например: ФРГ. Материнские Центры.//Дошкольное воспитание. - 1990.- № 11).
Составить таблицу «Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями». Выделить новые направления сотрудничества педагогов и родителей.
Дискуссия «Какой я вижу совместную работу детского сада и семьи сегодня».
Составить библиографию по вопросам работы детского сада с семьей за последние 5 лет, законспектировать статью о нетрадиционных формах работы.
Подготовиться к проведению круглого стола на тему: Семья и дошкольное образовательное учреждение.
Подготовить презентации по темам:
1. Специфика педагогического общения с полными, однодетными семьями, двудетными, трехпоколенными, неполными, повторнобрачными.
2. Психолого-педагогические последствия распада семьи и их отражение на эмоциональном состоянии ребенка.
3. Особенности педагогических контактов воспитателя с конфликтными и распадающимися семьями.
Составить схему «Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей».
Сформулировать типичные трудности педагога в общении с родителями.
Разработать план работы дошкольного учреждения или группы с семьей.
Подготовить к защите проект:
1. «Технология сотрудничества педагога с семьей».
Рассмотреть формы и методы совместной работы воспитателя детского сада с семьей.
Овладеть технологией проведения целевых посещений семьи, педагогических бесед, индивидуальных консультаций.
Охарактеризовать наглядно-практические методы сотрудничества с родителями (организация практикумов, открытых просмотров, дней открытых дверей, телефона доверия, клубных форм общения, ролевых игр с родителями и др.).
Определить место наглядно-текстовых средств в общении с родителями (стенды, переносные ширмы, библиотека для родителей, журналы и др.).
Выявить: задачи и формы проведения фронтальных занятий с родителями; подготовку педагога и родителей к фронтальной встрече; структуру фронтального занятия, методы активизации родителей на занятии; моделирование программ занятий с учетом потребностей родителей. Способы приобщения родителей к самостоятельному чтению литературы по семейному воспитанию.
Составить планы, сценарии проведения фронтальных встреч с родителями.
2. «Организация коллективной работы с родителями».
Обсудить поступки детей, влияющие на жизнь родителей.
Определить установки родителей.
Рассмотреть и обсудить положения, которые могут изменить сложившиеся установки. Определить права родителей.
Проработать основные пункты установки “Равноправные взаимоотношения”.
Индивидуальная беседа с родителями.
3. «Индивидуальные формы сотрудничества детского сада и семьи».
Цели посещения детей на дому, конкретные задачи.
Психолого-педагогические требования к беседе с родителями.
Учет особенностей семейного воспитания во взаимодействии с родителями.
Методика контактного взаимодействия и ее этапы.
Ролевая игра “Посещение дошкольников на дому. Беседа с родителями”.
Моделирование взаимодействия педагога с родителями в разных педагогических ситуациях.