Деревянные жилые кварталы Казани, Старотатарская слобода: история и современность
Аннотация
Статья посвящена вопросам преемственности традиций деревянной жилищной архитектуры в формировании Старотатарской слободы как музея-заповедника, как места локального проживания казанских татар на протяжении ряда столетий. Рассмотрены особенности формирования деревянных кварталов, связанные с традиционным социально-национальным укладом жизни, составом усадебных строений, объемно-планировочным решением, системой декоративного убранства. На протяжении ряда веков изменялась структура, плотность, типология застройки кварталов. Формирование татарского жилого квартала включает несколько периодов: русско-татарское средневековье; период российской империи; советский период, постсоветский период. Значительные утраты деревянной городской жилищной архитектуры ставят задачи разработки историко-архитектурных обоснований для сохранения, изучения и воссоздания архитектурно-градостроительных типов деревянной жилых домов. Новая жизнь Старотатарской слободы связана с развитием туристской инфраструктуры, с практическими вопросами и методами воссоздания утраченных жилых домов, организации общественных пространств, нового строительства в условиях существующих регламентов и др. Предложены рекомендации по развитию архитектурной среды музея-заповедника.
Ключевые слова: деревянные жилые кварталы, музей-заповедник Старотатарская слобода, реновация исторической застройки.
Для цитирования: Айдарова Г.Н. Деревянные жилые кварталы Казани, Старотатарская слобода: история и современность // Жилищное строительство. 2018. № … С. 00-00
|
G.N. AIDAROVA, Doctor of Sciences (Architecture) (aidagalnik@mail.ru);
Kazan State University of Architecture and Engineering (1, Zelyonaya, Kazan, 420043, Russian Federation)
Wooden residential quarters of Kazan, the Old Tatar settlement: history and modernity
The article is devoted to the issues of continuity of the traditions of wooden housing architecture in the formation of the Old Tatar settlement as a museum- sanctuary, as a place of local habitation of Kazan Tatars for several centuries. The features of the wooden neighborhoods formation associated with the traditional socio-national way of life, the composition of the estate buildings, space-planning solution, a system of decorative elements were considered. Over the centuries, the structure, density, and typology of residential quarters have been changing. The formation of the Tatar residential quarter includes several periods: the Russian-Tatar Middle Ages; the period of the Russian Empire; Soviet period, post-Soviet period. Considerable losses of wooden urban housing architecture set the task of developing historical and architectural substantiations for the preservation, study and reconstruction of architectural and town-planning types of wooden houses. The new life of the Old Tatar settlement is associated with the development of tourist infrastructure, with practical issues and methods of recreating lost houses, organizing public spaces, and new construction under the existing regulations, etc. As part of this publication, recommendations on the development of the architectural environment of the museum-sanctuary were proposed.
Keywords: wooden residential quarters, the Old Tatar Settlement museum-sanctuary, the renovation of historic development.
For references: Aidarova G.N. Wooden residential quarters of Kazan, the Old Tatar settlement: history and modernity // Zhilishchnoe Stroitel’stvo [Housing Contraction]. 2018. No. …, pp. 00–00. (In Russian).
Исследования деревянной народной архитектуры составляют солидный корпус литературы [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], городская профессиональная деревянная архитектура XIX века пристально изучается преимущественно в последние два десятилетия в связи со значительной утратой массовой деревянной застройки в ходе реконструкции исторических центров городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Самара и др. В советский период отдельные исследования деревянных жилых домов, мечетей Казани и сел Татарстана предпринимались в рамках выявления и сохранения памятников истории и культуры [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. Специальные комплексные исследования деревянной архитектуры Казани немногочисленны. Еще в меньшей степени изучены вопросы адаптации исторической деревянной жилой застройки к условиям современности.
|
Вместе с тем актуальность дерева как материала, относящегося к возобновляемым ресурсам, возрастает, проблемы гуманизации архитектурной среды усиливают значимость сохранения наследия деревянного зодчества, продолжения его традиций в современных условиях. Наглядным примером служит широкое применение дерева в жилых и общественных комплексах зарубежных стран (Швейцария, Германия, Болгария, Финляндия, Норвегия и др.).
Дерево – уникальный материал, способный долгое время сохранять свои свойства. Известны самые старые деревянные строения, сохраняющие свое первоначальное назначение или музеефицированный облик на протяжении столетий. Деревянный мост в Люцерне (XIV в.) продолжает служить по первоначальной функции, сохраняются с XVI-XVIII веков музеефицированные жилые дома и церкви русского севера (Кондопога, церковь в Кижах и др.). В Татарстане старейшей деревянной постройкой является Троицкая церковь в Свияжске XVI-XVIII в.), сельские деревянные мечети и байские дома XVIII-XIX веков (мечеть в деревне Асан-Елга, дом купца Даутова в деревне Большая Атня).
На рубеже XX-XXI веков проблемы сохранения и использования деревянных жилых домов не нашли своего адекватного решения. В условиях отсутствия финансирования и соответствующих методик сохранения деревянной жилой застройки реставрировались отдельные объекты республиканского значения (музей-усадьба В. И. Ленина, музей в селе Тукай-Кырлай и др.), появлялись отдельные новоделы (дом по ул. К. Насыри, 26). В настоящее время происходит процесс осмысления и поиска новых подходов к сохранению и использованию наследия деревянной архитектуры, развитию региональных традиций деревянного зодчества.
|
Казань – один из крупнейших городов на Волге – исторически формировалась под влиянием множества факторов. Из них основные: климат (умеренно континентальный); обилие лесных массивов; историко-культурный фактор (восточная окраина Европы, северо-западная окраина исламского мира). Особенностью жилищной архитектуры Казани издревле являлись деревянные конструкции: стоечно-балочные, срубные, каркасно-щитовые. Археологические данные свидетельствуют о широком использовании в Казанском Поволжье срубных конструкций, начиная еще с глубокой древности. Морфология деревянной застройки складывалась на протяжении многих столетий в местах активного рельефа и прибрежных зонах. Несколько слобод, сформировавшихся за пределами крепостных стен Казани: Суконная Старотатарская, Адмиралтейская, Игумнова, Ягодная, Козья, Архангельская почти полностью были застроены деревянными жилыми кварталами. Деревянная массовая застройка в разных частях города имела свои различия в зависимости от этно-социального состава жителей (структура квартала, типы усадебных комплексов, наружная отделка домов).
Старотатарская слобода образовалась на месте старинного татарского предместья периода ханско-татарского средневековья. После вхождения Казани в состав Московского государства (1552 г.), слобода оставалась местом локального проживания казанских татар вплоть до середины ХХ века. Ее расположение на западном берегу речки Булак и западном берегу озера Кабан постепенно определило развитие новых планировочных зон Закабанной и Забулачной, ставших местом расселения разных социальных сословий (купцов, мещан, духовенства). Основные периоды их преобразований связаны со сменой государственности. В рамках русско-татарского средневековья (казанское ханство, Московское государство) структура квартала носила нерегулярную планировку и застройку. Типологию планировочных элементов выявил в свое время В. В. Егерев на основе анализа традиционных татарских деревень, в которых отдельные планировочные элементы средневековья сохранялись еще в первой половине XIX века [15]. Подтверждение тому мы выявили по архивным топосъемкам татарских деревень 1796 года (план деревни Малые Тоябы, Каргала Тож, Тетюшского уезда) [16]. Планировка деревень отличалась скученностью, запутанностью связей, кустовым принципом организации пространства. Каждый куст (квартал) имел свой центр в виде мечети или жилища основателя рода, вокруг которого без видимой системы в свободном порядке разбросаны жилые дома, хозяйственные постройки родственных семей. Принцип организации пространства включал три элемента: магистральные дороги, связывавшие кварталы, переулки и тупики внутри кварталов. Такие кварталы находились на некотором расстоянии друг от друга, окружались высокими заборами, жилые дома в них были сориентированы своим расположением и окнами не к улице, а к мечети или родовой усадьбе в центре квартала. Улиц как таковых не было, на проезжую коммуникацию выходили высокие заборы, за которыми располагались надворные строения и огороды.
В процессе урегулирования застройки центральных улиц Казани, а затем и деревянных жилых кварталов, начало которому было положено на рубеже XVIII-XIX веков и продолжено вплоть до конца XIX века, Старотатарская слобода была преобразована в красных линиях. Кварталы были застроены усадьбами, в каждой из них жилой дом располагался в глубине от улицы, в окружении надворных строений, сада с чайными беседками. На улицу выходили высокие дощатые заборы с ажурными решетками и нарядными воротами, из-за которых был виден только фронтон дома.
Во второй половине XIX-XX веков происходило уплотнение периметра квартальной застройки, вытеснение огородов и садов, выдвижение на красную линию жилых домов, и более регулярное расположение надворных строений: флигелей, амбаров, сараев. Типология деревянных жилых домов включала усадебный дом, особняк, многоквартирный дом, доходный дом. Изменяется система проектирования и строительства, по профессиональным проектам возводятся все деревянные жилые дома Казани. Особенностью татарского деревянного домостроения было участие артелей из татарских мастеров на стадии завершения строительства и украшение фасадов народным декоративным орнаментом. Появление масляной краски дало возможность для татарских заказчиков вернуться к традициям полихромного декора, известным по архитектурным артефактам булгаро-татарского средневековья (город Булгар). Все элементы усадебного комплекса: углы, фронтоны, наличники украшались своеобразным накладным декором: дощечками различной геометрической формы с последующей раскраской в определенные цвета: синий, зеленый, охристый [17] (рис.1,2,3,4,5).
В советский период деревянные кварталы Старотатарской слободы еще достаточно сохранялись вплоть до 1980 годов. Степень износа таких домов составляла 75 и более процентов. Многие без капитального ремонта продолжали служить более 100 лет. На охрану были взяты отдельные деревянные дома, но спасти удалось единицы. Массовому сносу деревянная застройка подвергалась с 1996 года в ходе выполнения программы ликвидации ветхого жилого фонда, затем при подготовке к тысячелетию Казани (2005 г.). В целом в разных частях города было снесено порядка 24 деревянных кварталов: такие деревянные улицы как Тельмана, Свердлова, Тукаевская, Волкова и др. Особенно пострадала Старотатарская слобода.
С развитием туризма после крупных спортивных событий Всемирная Универсиада (2013). Чемпионат мира по футболу (2018) стало очевидно, что потеря деревянных кварталов нанесла значительный ущерб туристическому потенциалу Казани. В последние десятилетия взят курс на сохранение деревянной архитектуры, реставрацию и воссоздание утраченных объектов. Исследования деревянной архитектуры Казани, проведение конференций, издание альбомов-атласов способствовало пробуждению общественного интереса к наследию, появлению спонсоров, бравшихся за сохранение деревянных жилых домов.
В настоящее время реновации Старотатарской слободы уделяется большое внимание. Создание в 1992 году историко-культурного заповедника «Старотатарская слобода» предполагало создание музея под открытым небом. Проблема заключается в том, что после массового сноса остались штучные аутентичные деревянные дома. К музейной части можно отнести в большей степени кирпичные мечети и особняки. Не уцелело целиком ни одного деревянного квартала, нет уже тех типов деревянных жилых домов и усадеб, которые могли бы составить музейную часть заповедника. Проблема заключается и в том, что значительная территории (88 га) мало включена в общественную жизнь, не отвечает современным требованиям комфорта города-миллионника. Современные подходы к управлению историческим наследием включают сохранение, исследование и воссоздание [18, 19].
Метод воссоздания получил достаточное признание в условиях значительных утрат достоверной исторической среды. Прецеденты реставрации с воссозданием отдельных фрагментов были запланированы в разных частях города (дом Дружининой, Дом Дротоевского, дом по ул. Гладилова, 46). В Старотатарской слободе в план воссоздания вошли сгоревший дом Валина с флигелем по ул. К. Насыри, дом, где жил Шигабудтин Марджани (ул. Каюма Насыри, 10), татарская усадьба по ул. Ш. Марджани, 8 дом Бегаева по улице Парижской Коммуны, 18, сгоревший дом Авдеева на Юнусовской площади. В настоящее время на улице К. Насыри и набережной Кабана развернуто туристическое обслуживание в жилых дворах: уютные рестораны, сувенирные лавки с народными промыслами. В оформлении использованы типичные для этнотуризма объекты народного быта (телеги, полотенца, колеса, муляжи лошадей и утвари), предусмотрены возможности организации народных праздников посреди пешеходной улицы К. Насыри.
В Татарстане приняты к внедрению типовые проекты деревянных жилых домов XIX века для малых исторических поселений как продолжение традиций жилищного строительства в России по типовым альбомам (тетрадям). При этом учтены требования современного комфорта во внутренней планировке и интерьере домов, которые должны отвечать современным требованиям удобства. Для дальнейшего формирования музея-заповедника необходимы более взвешенные, научно обоснованные подходы к воссозданию объектов деревянной городской архитектуры казанских татар. Можно было бы восполнить в штучных экземплярах отдельные типы утраченных деревянных жилых домов XIX века: жилые усадьбы, усадьбы с той или иной производственной функцией, многоквартирные и доходные дома. Их в первую очередь следует выявлять в архиве, как достоверно существовавшие на территории слободы, имевшие своих владельцев и вновь построенные на другом месте, но в той же Старотатарской слободе.
Воссоздание деревянных жилых домов по архивным чертежам может отчасти компенсировать потери и явиться обоснованием к формированию концепции музея-заповедника. В нем могут найти место научно воссозданные модели (макеты) жилых кварталов разных периодов, отражающие историю развития Старотатарской слободы, ее быт, повседневную предметную среду татарского интерьера, прикладное искусство горожан. Функциональное наполнение воссоздаваемых деревянных домов должно отвечать современным требованиям. Необходимы отели, специальные магазины с традиционными для татар продуктами, почта, аптека, поликлиника, художественные мастерские. Их можно размещать в воссозданных деревянных домах. Традиционные виды транспорта (тарантас) могут внести дополнительный колорит и удобство.
Вместе с тем территория Старотатарской слободы не должна застывать в туристских муляжах. В ней должны найти свое место современные архитектурные формы, разнообразные типы жилых и общественных зданий. В отдельных экземплярах можно было бы возводить новые жилые дома в клееных деревянных конструкциях. Целесообразно было бы воссоздать традиционные виды ремесленного производства в том числе народные промыслы, производство традиционных продуктов питания. Татарские типографии в конце XIX века славились по всему Поволжью; производство печатной продукции (буклеты, альбомы, художественная и краеведческая литература) повысило бы культурную значимость заповедника. Вектор движения должен быть направлен от туристского кича к исторической достоверности с одной стороны, и более широко – как возвращение на новом уровне к традициям деревянного зодчества с использованием современных технологий, стилистики, комфорта.
Рис. 1 Татарский дворик (акварель Р. С. Айдарова
по старинным фотографиям конца 19 века)
Рис. 2 Татарская усадьба 19 века на Набережной озера Кабан
(акварель Р. С. Айдарова, современный вид)
Рис. 3 Доходный дом конца 19 века в Старотатарской слободе. Современный вид после реставрации
Рис. 4 Татарский жилой дом второй половины 19 века. Современный вид после реставрации
Рис. 5 Старотатарская слобода, улица им. Каюма Насыри.
Современный вид.
Список литературы
1. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: Тр. Ин-та этнографии АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 3 - 458: ил.
2. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение. 1981. 128 с.
3. Ушаков Ю.С. Памятники деревянного зодчества. Принципы организации музеев-заповедников // Строительство и архитектура Ленинграда, 1973. № 6. С. 24-26.
4. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Т. 1. Гражданское зодчество. М., Искусство, 1983. 287с.
5. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Ленинград: Стройиздат, 1972. – 119 с.
6. Бострем Л.A. Пути максимального повышения долговечности памятников деревянного зодчества в условиях их эксплуатации в музеях под открытым небом // Пути сохранения и методы реставрации памятников деревянного зодчества. 1990. С. 86-89
7. Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера: иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. - М.: "Эдиториал УРСС". 2002. 216 с.
8. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. Казань: Татарское книжное издательство. 1978. 79с.
9. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани ХVIII-начала ХIХ веков. М.:Стройиздат 1989. 191с.
10. Надырова Х.Г. Деревянное культовое зодчество Волго-Камья: истоки и традиции // Мечети в духовной культуре татарского народа (ХVIII в. – 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г.Казань). Казань: Институт истории АН РТ. 2006. С. 287-305.
11. Айдаров Р.С. Деревянная застройка казанских улиц второй половины Х1Х-начала ХХ веков//Известия КГАСУ.Выпуск 2(8).Казань:КГАСУ. С.5-11
12. Аитов Р.Р., Афанасьева Е.А. Проблема реконструкции традиционной татарской колористики (на примере квартала №205 Старотатарской слободы)//Известия КГАСУ,2015. №2(32).С.13-23.
13. Нугманова Г.Г. Татарские слободы в застройке Казани/Татарские слободы Казани:очерки истории. Казань: Изд-во ин-та Истории АНРТ. 2002. С. 75-80
14. Айдарова Г.Н., Айдаров Р.С. Деревянная архитектура прибрежных территорий Казани рубежа ХIХ- ХХ веков // Исвестия КГАСУ. 2018. №2 (44). С. 7-13.
15. Егерев В.В. Самобытное расселение народностей Казанского края // Вестник научного общества татароведения.1928. №3. С.55-59.
16. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX веков. Казань: модель развития, структура типов, влияния. Казань: КГАСУ. 1997. 196 с.
17. Айдаров Р.С. Казанский деревянный дом XIX-начала XX века в акварели и графике. Казань: Kazan-Казань. 2015. 224 с.
18. Франческо Бандарин, Рон ван Оепс: Исторический городской ландшафт. Управление наследием в эпоху урбанизма. Казань: Отечество. 2013. 228с.
19. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды. Самара: СГАСУ. 2006. 369 с.
References
1. Blomkvist E.Eh. Peasant buildings of Russians, Ukrainians, Belarusians. Vostochnoslavyanskij ehtnograficheskij sbornik: Tr. In-ta ehtnografii AN SSSR. Moscow.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1956.-P. 3 – 458: il. (In Russian).
2. Milchik M.I., Ushakov Yu.S. Derevyannaya arhitektura russkogo Severa. Stranicy istorii [Wooden architecture of the Russian North. Pages of history]. Leningrad: Strojizdat, Leningradskoe otdelenie. 1981. 128 p. (In Russian).
3. Ushakov Yu.S. Monuments of wooden architecture. Principles for the museum-sanctuary organization. Stroitel'stvo i arhitektura Leningrada. 1973. № 6. pp. 24-26. (In Russian).
4. Opolovnikov A.V. Russian wooden architecture. Vol. 1. Civil architecture. Moscow., Iskusstvo, 1983. 287 p. (In Russian).
5. Orfinskij V.P. Wooden architecture of Karelia. Leningrad: Strojizdat, 1972. – 119 p. (In Russian).
6. Bostrem L.A. Ways of maximizing the durability of wooden architecture monuments under conditions of their operation in open-air museums. Puti sohraneniya i metody restavracii pamyatnikov derevyannogo zodchestva. 1990. P. 86-89 (In Russian).
7. Bodeh A.B. Poetry of the Russian North: an illustrated overview of the existing monuments of wooden religious architecture. – Moscow.: "Ehditorial URSS". 2002. 2016 p. (In Russian).
8. Ajdarov S.S. Architectural heritage of Kazan. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo. 1978. 79 p. (In Russian).
9. Halitov N.H. Monuments of Kazan architecture of the 18th-beginning of the 19th centuries. Moscow: Strojizdat 1989. 191 p. (In Russian).
10. Nadyrova H.G. Wooden religious architecture of the Volga-Kama: origins and traditions // Mecheti v duhovnoj kul'ture tatarskogo naroda (XVIII v. – 1917 g.). Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (April 25, 2006, Kazan). Kazan: Institut istorii AN RT. 2006. P. 287-305 (In Russian).
11. Aydarov R.S. Wooden buildings of Kazan streets of the second half of the XIX-early XX centuries. Izvestiya KGASU. 2008. № 2 (8). P. 5-11. (In Russian).
12. Aitov R.R., Afanas'eva E.A. The problem of reconstruction of the traditional Tatar coloristics (on the example of the quarter № 205 in the Old Tatar settlement) // Izvestiya KGASU, 2015. №2 (32). P. 13-23. (In Russian).
13. Nugmanova G.G. Tatar settlements in the construction of Kazan / Tatar settlements of Kazan: history essays. Kazan: Publishing house of the Institute of History of the Academy of Sciences. 2002. P. 75-80 (In Russian).
14. Ajdarova G.N., Ajdarov R.S. Wooden architecture of the coastal areas of Kazan of the turn of the 19th-20th centuries // Isvestiya KGASU. 2018. №2 (44). P. 7-13. (In Russian).
15. Egerev V.V. The original settlement of the peoples of the Kazan region. Vestnik nauchnogo obshchestva tatarovedeniya. 1928. №3. P.55-59. (In Russian).
16. Aydarova-Volkova G.N. The architectural culture of the Middle Volga region of the XVI-XIX centuries. Kazan (model of development, structure of types, influence). Kazan: KGASU. 1997. 196 pp. (In Russian).
17. Aydarov R.S. Kazan wooden house of the XIX-beginning of the XX century in watercolor and graphics. Kazan: Kazan-Kazan'. 2015. 224 pp. (In Russian).
18. Francesco Bandarin, Ron van Oepse: Historic urban landscape. Managing Heritage in the Age of Urbanism. Kazan: Otechestvo. 2013. 228pp. (In Russian).
19. Vavilonskaya T.V. The strategy of updating the architectural and historical environment. Samara: SGASU. 2006. 369 p. (In Russian).