Содержание
1. Цели и задачи курсовой работы. 5
2. Формулировка задания и его объем. 5
3. Построение модели бизнес-процессов верхнего уровня. 7
4. Содержание курсового проекта. 19
5. Оформление разделов пояснительной записки. 20
Приложение 1. 24
Приложение 2. 25
Приложение 3. 26
Приложение 4. 27
Приложение 5. 29
Цели и задачи курсовой работы
Цели курсовой работы по дисциплине “Информационные системы моделирования бизнес-процессов” – закрепление и развитие теоретических знаний в области методологии моделирования бизнес-процессов, приобретение практических навыков обследования предметной области, концептуального моделирования бизнес-процессов, построение логического и физического уровня информационной модели для последующей реализации базы данных.
Задачами курсовой работы являются
- получение навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой;
- обобщение накопленного опыта, умение делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации средств хранения информационных ресурсов и осуществлению реинжиниринга бизнес-процессов;
- обучение методам концептуального моделирования бизнес-процессов, проектирования баз данных с использованием Case-средств.
Формулировка задания и его объем
К написанию курсовой работы можно приступить при условии, что студент усвоил теоретический курс, изучил методические указания и рекомендуемую литературу, собрал и обработал необходимые отчетные и плановые данные.
Задание на курсовую работу по дисциплине “Информационные системы моделирования бизнес-процессов” имеет одинаковую структуру для каждого из обучаемых. Общее задание на курсовую работу формулируется следующим образом:
|
1) Изучить типовые бизнес-процессы для управляющих компаний и различного вида предприятий, сферой деятельности которых является производство, оказание услуг, проектная деятельность (Приложение 4, 7, 8). Выбрать один из бизнес-процессов для детального обследования.
2) Выбрать предметную область и предприятие из предложенного перечня (Приложение 3). По желанию предметную область можно предложить самостоятельно. Обследовать бизнес-процесс в соответствии с выбранной предметной областью и предприятием.
3) Построить модель бизнес-процессов верхнего уровня для выбранного предприятия, создать модель закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории процессов, разработать классификатор бизнес-процессов для одного из процессов каждой из трех категорий (управления, основных БП и вспомогательных БП).
4) Построить модель выбранного бизнес-процесса в IDEF0, а также в нотации, соответствующей номеру варианта (Приложение 5).
Вариант | Нотация |
Процедура | |
Процесс | |
еЕРС |
Модель IDEF0 должна содержать не менее трех уровней декомпозиции. На одном уровне декомпозиции должно быть не менее трех функциональных блоков. Необходимо определить вход, выход, управление и механизм.
5) Построить информационную модель для выбранной предметной области (во взаимосвязи с обследуемым бизнес-процессом), содержащую не менее 6 сущностей, в том числе и справочники. Модель должна быть представлена на логическом и физическом уровне.
Построение модели бизнес-процессов верхнего уровня
|
Основная и обеспечивающая деятельность компании, управление и развитие.
Известны несколько базовых типологий, классификаций описания бизнес-процессов. Одна из наиболее распространенных в практике бизнеса типологий строится в зависимости от классификации областей деятельности, представленных на рис. 1. Деятельность компании подразделяется на текущую деятельность и деятельность по развитию. Текущая деятельность направлена на разработку, производство и предоставление продуктов (услуг) потребителю. А деятельность по развитию нацелена на создание будущих продуктов (услуг) и на улучшение деятельности организации в перспективе.
Рис. 1 Классификация областей деятельности компании
Текущая деятельность подразделяется на основную, в рамках которой осуществляется производство и предоставление продуктов (услуг) потребителям, и обеспечивающую, или поддерживающую.
В рамках поддерживающей деятельности обеспечивается необходимый внутренний сервис, производство продуктов (услуг), необходимых для основной деятельности.
Еще одна важная область деятельности компании — это управление основной деятельностью и управление обеспечивающей, поддерживающей деятельностью.
Деятельность осуществляется организацией в целом, отдельным подразделением, группой подразделений, отдельным исполнителем. Поэтому определять и рассматривать процессы можно на различном уровне детализации, но для целей управления организацией целесообразно определять процессы, начиная с верхнего уровня.
Классификация бизнес-процессов:
|
Основные процессы;
Вспомогательные (поддерживающие) процессы;
Процессы управления.
Процессы развития.
Исходя из представленной типологии описания БП можно более подробно охарактеризовать различные группы процессов.
Итак, основные бизнес-процессы:
• образуют добавленную стоимость продукта (услуги);
• создают продукт (услуги), представляющий ценность для клиента;
• формируют такой результат, такие потребительские качества, за которые клиент готов платить деньги.
• сфокусированы на получении прибыли.
Если потребителями результатов основных БП являются клиенты, внешние пользователи, то результаты поддерживающих БП потребляют бизнесы или основные БП. Поэтому поддерживающие бизнес-процессы:
• направлены на предоставление необходимых внутренних продуктов, внутренних услуг для направлений бизнеса;
• обеспечивают функционирование инфраструктуры компании.
Бизнес-процессы развития:
• нацелены на получение прибыли в долгосрочной перспективе (не создают «прибыль сегодня»);
• обеспечивают не организацию текущей деятельности, а развитие или совершенствование деятельности компании в перспективе.
Процессы управления:
• нацелены на управление всеми тремя группами БП, т. е. управление основными БП, управление поддерживающими БП и управления БП развития.
Управление БП развития называют еще стратегическим управлением, т. е. стратегическое управление — это управление БП развития.