ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СОЧИНЕНИЕ
Объём сочинения – 150-300 слов (не менее 150 слов)
Абзац. Вступление (2-3 предложения).
Содержание: постановка проблемы.
Найди в тексте главную мысль (или в виде тезиса, готовой формулировки, или сформулируй сам). Преврати её в вопрос – и получишь формулировку проблемы.
Вариант из двух предложений – самый оптимальный.
1 – сформулированный тобою вопрос;
2 – Именно над этим вопросом заставляет задуматься автор предложенного текста имярек.
Еще вариант из пяти предложений:
1 – Автор предложенного текста ставит перед читателем ряд актуальных (злободневных, острых, важных и т. п.) проблем.
2-3-4 – несколько проблем, поднятых в тексте в форме вопроса;
5 – Именно над этими вопросами предлагает задуматься имярек. (Проблема, которая в дальнейшем будет рассматриваться, должна быть названа первой!)
Шаблоны:
Нужно ли … Зачем…Что будет, если…Возможно ли…Что делать…Кому выгодно… Кто виноват в…Когда будет…Откуда …Как объяснить…Почему …Как связаны…Как влияет…? И т.п. ( Именно ) Об этом размышляет автор предложенного текста./ Эту проблему рассматривает автор предложенного текста./ На этот вопрос пытается ответить автор предложенного текста./Об этом побуждает задуматься читателя автор предложенного текста.
2, 3, 4 абзац. Комментарий (примерно 5 - 6 предложений)
«Прокомментировать » – значит проследить за ходом рассуждений, наблюдений автора, которые привели его к тому или иному выводу (т.е. к авторской позиции). Комментарий – это ступеньки, по которым автор поднялся от вопроса (проблема) к ответу на него (позиция автора).
КОММЕНТАРИЙ≠ ПЕРЕСКАЗ!!!!
Вам нужно НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ, А ВЫЯВЛЯТЬ ТО, КАК АВТОР ДОКАЗЫВАЕТ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ В ДАННОМ ТЕКСТЕ! Комментарий от простого пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите о том, что делают герои, а в комментарии – о том, что делает автор, как он относится к действиям героев!!!
Структура комментария
1. Первый пример из текста
2. Пояснение к первому примеру
3. Второй пример из текста
4. Пояснение ко второму примеру
5. Смысловая связь между ними (что и как доказывают эти 2 примера?)
= 5 предложений
Примеры – это отсылка к исходному тексту, опора на него. Способы введения примеров:
1. Ссылка на номера предложений.
2. Прямое цитирование
3. Косвенная речь
4. Ссылка на факты, события, описываемые в тексте, своими словами
Смысловая связь между примерами (либо последнее предложение абзаца, либо между примерами)
Смысловые отношения | Типовые конструкции |
Противопоставление | Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… |
Сравнение, сопоставление | Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… |
Причины | Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. |
Следствие, вывод | Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… |
Уступка | Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе. |
Шаблоны:
• Проблема раскрывается автором на примере...
• Автор заставляет читателя задуматься... (над чем?)
• Писатель заостряет внимание (на чем?)
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что.../ Особого внимания заслуживает мысль о том, что...
• Автор разделяет мнение... (кого?)
• Автор доказывает, что…
• Автор искренне восхищён, огорчён... (чем?), отмечает, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, ставит задачу, останавливается на, отмечает важность.
• В первую очередь автор обращает внимание на...
• Далее автор останавливается на...
• Этим автор хочет сказать, что
• Автор опирается на факты, свидетельствующие о…
• Автор допускает, что…
• Автор приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…/ вспоминает, как…
• Автор описывает (что?), для того чтобы…
• Автор предлагает…/ имеет в виду (что?)
• Автор c болью в сердце пишет о…/ с горечью пишет о том, что…/ не может мириться с тем, что…
• У автора вызывает негодование
• Автор возмущается/восхищается/поражается чем-то/ потрясен тем, что…
• Автор спорит с…
• Автор подтверждает свою мысль…
• Автор расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…/ оспаривает точку зрения тех, кто считает…
5 абзац. Авторская позиция (1-2 предложения).
Четко выделить авторскую позицию = ответ на вопрос вступления!!! (возможно, процитировать из текста, если текст публицистического стиля).
Ø В результате автор приходит к выводу: … / к выводу о том, что…
Ø Автор убежден в том, что…(не) сомневается… уверен…для автора очевидно, что…он считает, что…
Ø Позиция автора такова:...
Ø Позиция автора предельно ясна:…
Ø Автор считает, что...
Ø Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Ø Автор убеждает читателя в том, что...
Ø В тексте доказывается мысль о том, что...
Ø Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
Ø Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
6 абзац. Собственная точка зрения + аргумент (7 – 10 предложений).
А) Выражение собственной позиции:
Написать о том, как ты относишься к проблеме, согласен или нет с авторским взглядом на поднятый вопрос, почему. Нельзя ограничиваться только словами «Я согласен (не согласен) с автором»и т.п. Обязательно надо написать о том, ПОЧЕМУ и В ЧЕМ ты соглашаешься/не соглашаешься.
Шаблоны:
Первое предложение
- Я согласен/абсолютно согласен/не согласен/абсолютно не согласен/ не полностью согласен с точкой зрения автора
- С автором трудно не согласиться…
- Я полностью разделяю точку зрения автора
- Позиция автора мне кажется верной
- С автором я согласен частично….
Второе и следующие предложения
- Действительно, (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики.
- Действительно, (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики.
- Действительно, (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу примеры из художественной литературы/ из жизненного опыта/ из истории и т.д.
Б) Аргументация:
аргумент, подтверждающий твою точку зрения. В конце абзаца – микровывод (обязательно!), соответствующий точке зрения, которую ты доказываешь (= твоя позиция, высказанная выше).
Шаблоны для введения аргумента:
· Нам часто приходится сталкиваться с…
· Зачастую, в наше время…
· Кто из нас не встречал…
· В наши дни стало обыденностью, что…
· В нашей современной жизни тоже немало подобных примеров..
· Теме …. посвящено множество телепередач и статей…
· Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как…
· Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...
· К этому вопросу обращались многие писатели. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» затрагивал проблему..., это можно увидеть на примере взаимоотношений... и.... В эпизоде ... герой Толстого тоже поступает., а это говорит о .... (Обязательно должен быть микровывод из аргумента.)
· Похожую проблему рассматривал и.... В своём произведении «. »..
· Приведу пример из истории, доказывающий мою точку зрения.
Абзац. Заключение (1-3 предложений).
Выводы. Пафосно 1-3 предложения. Надо подвести итог всему вышесказанному.
Шаблоны:
· В заключение хотелось бы отметить...
· Прочитав данный текст, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что...
· Таким образом, …
· Итак, …
· Подводя итог, хочется сказать…
Например: «Таким образом, проблема (чего) действительно актуальна, ей необходимо уделять как можно больше внимания, и тогда, возможно, мы вместе сможем найти выход из создавшегося положения...»
Или
«Интерес к данному вопросу не угаснет никогда. Люди всегда будут интересоваться (чем?). И поэтому забывать о важности таких понятий, как…, нельзя».
Совет!!! ПОСЛЕДНЯЯ ПРОВЕРКА ГОТОВОГО ТЕКСТА!!!
Чтобы убедиться в правильности выводов сочинения, еще раз сформулируй проблему в виде вопросительного предложения и ответь на этот вопрос 4 раза:
· авторская позиция,
· ваше мнение,
· микровывод к аргументу,
· вывод ко всему сочинению.
По всем позициям должно быть написано примерно одно и то же, но разными словами.