Презентация – это современная модель публичного выступления. С ее помощью можно наглядно представить результаты выполнения ВКР. Причем у выступающего, который подкрепляет свое слово слайдами, появляется гораздо больше возможностей донести до членов государственной экзаменационной комиссии результаты, полученные при выполнении ВКР, но это, только в том случае, когда презентация подготовлена по всем правилам.
Цель вашего выступления ‑ убедить членов государственной экзаменационной комиссии в вашей правоте и вызвать желаемое действие.
В тексте выступления обучающийся должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме, показать научную новизну и практическую значимость исследования, дать краткий обзор глав ВКР и представить результаты, полученные в процессе исследования.
В презентации должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в ВКР. Использование в выступлении данных, не приведенных в ВКР, недопустимо.
Вступление ‑ это часть презентации, которая формирует у слушателей первое впечатление о докладчике (которое, как мы помним, нельзя произвести дважды). Вступление призвано высветить цель презентации и привлечь внимание слушателей, оно должно быть кратким и информативным. Чаще всего в стандартном вступлении содержатся приветствие, представление докладчика, договоренность о порядке проведения презентации и представление темы.
Используемые обороты речи должны быть точными и наглядными. Поскольку вы ограничены во времени, в вашей речи не должно быть пустых слов и фраз, которые крадут время у действительно нужной информации. К примеру, вместо слова «машина» четко определите: автомобиль, стиральная машина или рабочий станок.
|
Необходимо особое внимание обратить в использовании терминологии, формул, числового материала. Надо тщательно его перепроверить, так как грубые ошибки в материалах доклада приведут к снижению оценки членами государственной экзаменационной комиссии.
Обучающийся должен использовать в речи понятные аудитории слова, не бравировать терминами и понятиями, и постараться найти аналогии и иллюстрации к определениям, данным в ВКР.
При перечислении важных параметров можно указать их число: 3 возможных способа исследования, 4 причины выбрать это решение и т.п. С помощью конкретных цифр можно строить ассоциативные связи, которые делают процесс запоминания чрезвычайно простым. Если вы проводили расчеты, которые вошли в презентацию, оставьте конечные цифры без округления (например, 37,3% абитуриентов выбирают наш вуз). Это продемонстрирует аудитории, что вы честно считали, поэтому вашим выкладкам можно доверять.
В презентации более эффективно использовать глаголы, а не существительные. Существительное отражает некое статическое состояние предмета, а глагол описывает его динамику. Глаголы придают речи большую экспрессивность. К тому же они помогают вызвать желательное действие у аудитории. Но при этом стоит избегать использования сослагательного наклонения и безличных предложений: «я бы сказал...» (или не сказал?), «можно заключить...» (а можно и не заключить!) и пр. Такие вежливо-уклончивые формы зачастую свидетельствуют о неуверенности докладчика, которую аудитория быстро почувствует.
|
Обучающийся должен оставаться самим собой, не стесняться, и использовать в своей речи местоимение «мы, нами и т.п.», а не «я».
Компьютерная презентация даёт ряд преимуществ на защите ВКР. Для полного использования программы подготовки компьютерной презентации необходимо хорошо знать её особенности. Оптимальное количество слайдов в презентации – 15-20 штук.
Основные принципы компьютерной презентации – это лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчёркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).
Начинается компьютерная презентация с заголовочного слайда и завершается итоговым. Рекомендуется придумать краткое название презентации и поместить его на все слайды (Вид Колонтитул ‑ Применить ко всем). Слайды необходимо пронумеровать. В итоговом слайде необходимо разместить благодарности научному руководителю и всем, кто проводил консультации и давал рекомендации.
Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.
Не следует увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону. Можно подобрать два-три различных фоновых оформления, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.
Не следует также увлекаться эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем – текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую обучающийсяом. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые должны одновременно выполнять три разных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения обучающимся материала исследования. Следует помнить, что визуальное восприятие слайда презентации занимает от двух до пяти секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.
|
Рекомендуется настроить временной режим презентации. Используя меню Показ слайдов – Режим настройки времени, можно узнать, сколько минут занимает каждый слайд.
Очень важно не торопиться на докладе и не «жевать» слова. Презентация поможет легко провести доклад, но она не должна заменить его. Если обучающийся только читает текст слайда, то для членов комиссии – это сигнал, что обучающийся не ориентируется в содержании. В то же время, если обучающийся растерялся, то прочтение слайдов будет его единственным спасением.
Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу, распечатать их и использовать при подготовке к защите ВКР, в крайнем случае – на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
Для управления компьютерной презентацией необходимо использовать интерактивные кнопки (вперед – назад). Это может пригодиться при ответе на вопросы, когда члены комиссии попросят вернуться к определенному слайду. Необходимо проконтролировать временной интервал доклада в автоматическом режиме.
При подготовке документа использованы материалы:
1 ГОСТ Р 7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
2 Городнова, А.А. Подготовка и процедура защиты выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2010. – 134 с.
3 Приказ Минобрнауки № 1061 от 14 октября 2013 года «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Приказ зарегистрирован за № 30163 от 14 октября 2013 г.