Информационные листы для подготовки к «мозговому штурму» «Речь развиваем – интеллект повышаем» - 18.11.2020г. – 13.20.




Этапы классического мозгового штурма

Постановка задачи

Когда решение провести мозговой штурм принято, в первую очередь следует четко сформулировать проблему и подобрать участников группы (лидера и специалистов). Роли распределяются в зависимости от того, какова суть решаемой задачи и в какой форме планируется организовать штурм.

Генерирование идей

Это главный этап, от результатов которого зависит успех всей затеи.

Есть ряд правил, которые обязательно соблюдать:

· количество предложений не ограничивается, их может быть сколько угодно;

· идеи могут носить абсурдный, невыполнимый, пусть даже фантастический характер;

· приветствуется комбинирование идей, внесение дополнений и улучшений;

· предложенным идеям не выносится оценка и не выдвигается никакая критика.

Отбор, группирование и оценка идей

На этом заключительном и весьма важном этапе мозгового штурма проводится анализ эффективности выдвинутых предложений. Здесь, в отличие от предыдущего этапа, приветствуются критические выкладки и оценочные суждения. Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении поставленной задачи и способов ее реализации.

Правила мозгового штурма

1. Необходимо подготовиться заранее. Это касается всех участников. Цель проведения штурма должна быть оглашена за два-три дня до его начала. Членам группы нужно дать время на предварительное обдумывание проблемы, чтобы с первых минут собрания они могли предлагать интересные идеи.

2. Максимальное количество участников. Эффективность мозгового штурма напрямую зависит от собранной группы, ведь чем больше людей, тем больше предложений. Результаты такого подхода могут быть весьма удивительными.

3. Следует хорошо разъяснить суть поставленной задачи. В начале процедуры нужно потратить некоторое время на то, чтобы еще раз описать содержание проблемы. Это поможет убедиться, что сотрудники правильно поняли задачу, она сформулирована верно и все движутся в одном русле.

4. Обязательно вести записи. Всё, что было сказано, нужно фиксировать, и делать это должен каждый член группы. Можно оставить данную прерогативу руководителю, однако велика вероятность того, что он что-либо не успеет, пропустит и т. д. Но если каждый будет записывать все выдвинутые предложения, то в результате получится максимально полный список решений.

5. Критиковать нельзя. Это одно из главнейших правил осуществления мозгового штурма, не лишним будет снова о нем напомнить. Даже если коллеги предлагают идеи из области фантастики, совершенно нелепые и невыполнимые, нельзя их отбрасывать. Практика показывает, что именно такие идеи, видоизмененные и подогнанные под условия реальности, становятся самым подходящим решением, ради поиска которого и затевалась вся процедура. Не следует забывать, что критика очень подавляет инициативу, а этого ни в коем случае нельзя допускать во время штурма.

6. Необходимо сгенерировать максимальное количество нетривиальных предложений. Каждый из членов группы должен выдвигать их как можно больше. Сотрудники с малым опытом работы могут чувствовать неуверенность, стесняться произносить вслух свои идеи. Это очень снижает результативность метода. Кроме того, даже если кажется, что уже найдено подходящее решение, следует продолжать вырабатывать и озвучивать идеи на протяжении всего заседания, до окончания второго этапа мозгового штурма.

7. Привлекать большее количество участников. К примеру, цель мозгового штурма – сгенерировать 100 предложений, но никак не получается достичь этой цифры. Тогда есть смысл вовлечь в процесс еще больше людей, не вошедших в группу и вовсе не имеющих отношения к штурму.

8. Трансформация идей. Такой подход дает отличные результаты. Особенно если пробовать объединять и видоизменять варианты, выдвинутые участниками разных рангов, статусов и должностей.

9. Визуальный показ. Это удобно для восприятия и дает лучший результат. Поэтому обязательно следует использовать плакаты, схемы, таблицы, флэш-панели, маркерные доски и пр.

10. Неблагоприятный результат. В процессе мозгового штурма (или даже в самом конце) попробуйте предположить, что найденное решение абсолютно не подошло, не сработало, и проблема осталась нерешенной. Такой подход подтолкнет к выработке еще нескольких новых идей, а также морально настроит на возможность любого исхода.

Информационные листы для подготовки к «мозговому штурму» «Речь развиваем – интеллект повышаем» - 18.11.2020г. – 13.20.

Уважаемые педагоги! Для того, чтобы нам с вами эффективно провести «мозговой штурм», необходимо вспомнить информацию по речевому развитию дошкольников и как оно влияет на умственное развитие ребенка.

Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.

Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.

В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.

Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным пониманием смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членение предложений на слова и составление предложения из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует общеречевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников, развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: