ФОРМЫ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




МИКРОЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

1-25.01.08 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

1-25.01.04 «Финансы и кредит»

1-25.01.07 – «Экономика и управление на предприятии»

 

Гродно 2009


УДК: 338.(072)

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой экономической теории Гродненского государственного университета им.Я.Купалы Карев В.Д., д.и.н., профессор

Зав. кафедрой бухгалтерского учета и АХД Гродненского государственного университета им.Я.Купалы Сильванович В.И., к.э.н., доцент

 

 

Захорошко, С.С., Адашкевич С.П.,

 

Микроэкономика: иллюстративный материал. Для студентов специальностей: 1-25.01.08 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1-25.01.04 «Финансы и кредит», 1-25.01.07 – «Экономика и управление на предприятии» /Под ред. С.С. Захорошко. – Гродно: ГГАУ, 2009. – 149с.

 

В учебном пособии раскрывается процесс организации контролируемой самостоятельной работы по курсу микроэкономики. Изложен процесс тестирования. Даны тесты по предмету. Призвано оказать методическую помощь при подготовке к сдаче экзамена.

 

УДК: 338.(072)

 

 

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультет бухгалтерского учета, протокол №5 от № 9 ОТ 20.05.09 г.

 

 

© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2008

© Адашкевич С.П., Захорошко С.С., 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение….………………………………………...….…  
Программа курса………………………………….….  
1. Формы контролируемой самостоятельной работы…………………………  
1.1. Тестирование………….……..………………………....  
1.2. Подготовка рефератов……………...……………….…  
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМАМ КУРСА МИКРОЭКОНОМИКА..………………………….……..….  
2.1. Введение в микроэкономику………………………...…  
2.2. Теория поведения потребителя.…………………..…...  
2.3. Рыночное поведение конкурентных фирм.……….….  
2.4. Чистая монополия………………………………..….....  
2.5. Монополистическая конкуренция ….……………..….  
2.6. Олигополия ……………………………..…………..…..  
2.7. Рынок труда ……………..………………………..….…  
2.8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль……….……………………..…..  
2.9. Рынок земли ………………………………...…….…....  
2.10. Общее равновесие и общественное благосостояние..  
2.11. Теория внешних эффектов……………………….…..  
2.12. Информация, неопределенность и риск в экономике  
2.13. Общественные блага………………………………….  
2.14. Теория общественного выбора……………………….  
Глоссарий…………………..……………………………  
Рекомендуемая литература……………………...  

 


ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика изучает экономические отношения и закономерности, складывающиеся на уровне отдельных предприятий, фирм, домашних хозяйств, через такие категории, как рыночный спрос и предложение, цена, издержки производства, прибыль, конкуренция и др.

В процессе изучения дисциплины студенты должны понять теорию и практику рыночной организации экономики, категории цены, спроса и предложения, издержек производства, прибыли и т.п., научиться выявлять экономические закономерности и взаимосвязи.

Микроэкономика является базовой экономической дисциплиной и рассматривает закономерности функционирования малых хозяйственных единиц. Микроэкономика формирует основу для понимания большинства экономических процессов. Знания экономических закономерностей, описываемых в микроэкономических моделях, необходимы любому грамотному экономисту. Закономерности, формализованные в моделях микроэкономики, служат основой для понимания большинства экономических процессов современной жизни.

Цель изучения курса «Микроэкономика» - развитие экономического мышления студентов; изучение процессов принятия решений субъектами рынка в условиях экономического выбора; формирование умений для анализа состава, структуры и процессов современного рыночного хозяйства, в том числе и его социально-ориентированной модели; формирование умений определять границы вмешательства государства в экономику предприятий, рынков, отраслей.

В результате изучения курса «Микроэкономика» студент должен знать механизмы ценообразования на товарных и факторных рынках, поведение экономических субъектов в рыночной экономике, теоретические основы микроэкономической политики, содержание и особенности микроэкономических моделей, методологию микроэкономического анализа. Студент должен уметь решать задачи и тесты в соответствии с учебным материалом, высказываться по проблемам микроэкономики.

В предлагаемом методическом пособии изложен порядок организации контролируемой самостоятельной работы по микроэкономике. Учебное пособие содержит тесты и упражнения по предмету. В пособии даны также темы рефератов и рекомендуемая для написания рефератов литература.

Тесты и упражнения охватывают ключевые темы курса микроэкономики. Список рекомендуемой литературы содержит наиболее распространенные и доступные учебники по микроэкономике, периодические издания и словари.

Учебно-методическое пособие направлено на стимулирование и регулирование контролируемой самостоятельной работы студентов в межсессионный период. Методическое пособие призвано оказать методическую помощь для закрепления и углубления знаний, а также при подготовке к тестированию, зачету и экзамену.

Методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения экономических вузов и факультетов.

 


Программа курса

 

Тематический план

для специальностей 1-25.01.08 «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 1-25.01.04 «Финансы и кредит», 1-25.01.07 – «Экономика и управление на предприятии»

Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
лекц. практ. семин.
1. Введение в микроэкономику        
2. Теория поведения потребителя        
3. Рыночное поведение конкурентных фирм        
4. Чистая монополия        
5. Монополистическая конкуренция        
6. Олигополия        
7. Рынок труда        
8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль        
9. Рынок земли        
10. Общее равновесие и общественное благосостояние        
11. Теория внешних эффектов        
12. Информация, неопределенность и риск в экономике        
13. Общественные блага        
14. Теория общественного выбора        
Итого        

 

Тематический план

для специальностей 1-25.01.08 «Бухгалтерский учет анализ и аудит» НИСПО, 1-25.01.07 «Экономика и управление на предприятии АПК» НИСПО

Наименование разделов и тем Всегочасов В том числе
лекц. практ. семин.
1. Введение в микроэкономику        
2. Теория поведения потребителя        
3. Рыночное поведение конкурентных фирм        
4. Чистая монополия        
5. Монополистическая конкуренция        
6. Олигополия        
7. Рынок труда        
8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль        
9. Рынок земли        
10. Общее равновесие и общественное благосостояние        
11. Теория внешних эффектов        
12. Информация, неопределенность и риск в экономике        
13. Общественные блага        
14. Теория общественного выбора        
Итого        

 

Тема 1. Введение в микроэкономику

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.

Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.

Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов.

 

Тема 2. Теория поведения потребителя

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ. Количественная и порядковая теории полезности. Аксиомы потребительского поведения. Функция полезности. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Наклон бюджетной линии.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена-потребление» для нормальных нейтральных и антиблаг.

Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление» для нормальных нейтральных и антиблаг. Кривая индивидуального спроса и ее сдвиги. Кривые Энгеля.

Эффект дохода и эффект замещения. Изменение цены товара и реального дохода. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса.

Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса.

 

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

Типы конкуренции и основные рыночные структуры современной экономики.

Совершенная конкуренция и ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Минимизация убытков, максимизация прибыли. Принцип сопоставления общего дохода и общих издержек. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

Совершенная конкуренция и эффективность.

 

Тема 4. Чистая монополия

Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

 

Тема 5. Монополистическая конкуренция

Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном периоде. Минимизация убытков, максимизация прибыли.

Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

 

Тема 6. Олигополия

Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии. Модели с последовательным принятием решений. Модель лидерства по ценам. Модель лидерства по объему выпуска. Модели с одновременным принятием решений. Модель с одновременным установлением объема выпуска. Модель с одновременным установлением цен. Ценовые войны.

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

Олигополия и эффективность.

Рыночная власть и ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

 

Тема 7. Рынок труда

Рынок ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурс. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.

Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модель с учетом профсоюзов. Двухсторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.

Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы оплаты труда. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате.

Теория человеческого капитала.

Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

 

Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль

Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал. Рынок капитальных благ.

Рынок ссудного капитала ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Ставка ссудного процента. Номинальная и реальная ставка ссудного процента. Экономические основы дифференциации ставок процента.

Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Чистая дисконтированная стоимость и принятие долгосрочных инвестиционных решений.

Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.

Особенности рынка капитала в Республике Беларусь. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли. Источники экономической прибыли. Неопределенность и риск в формировании экономической прибыли.

 

Тема 9. Рынок земли

Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс. Естественное и экономическое плодородие почв.

Земельная рента и ее размеры в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли.

Качество земельных участков. Дифференциальная рента по плодородию и местоположению.

Рынок земли в Республике Беларусь и его особенности.

 

Тема 10. Общее равновесие и общественное благосостояние.

Частичное и полное равновесие. Изменения на рынках продуктов и ресурсов и их взаимосвязи.

Эффективность обмена. Диаграмма Эджуорта. Критерий оптимальности по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских возможностей. Эффективность обмена и справедливость.

Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производственных возможностей.

Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.

Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерий оценки общественного благосостояния.

Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.

 

Тема 11. Теория внешних эффектов

Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов.

Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.

Регулирование внешних эффектов. Корректирующие налоги и субсидии.

Теория внешних эффектов и ее практическое использование. Административные методы природоохранного регулирования. Киотский протокол. Регулирование внешних эффектов в Республике Беларусь.

 

Тема 12. Информация, неопределенность и риск в экономике

Информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Асимметричная информация. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и информационная асимметрия. Моральный риск. Проблема «принципал-агент». Проблема нанимателя и нанятого. Гарантии и поручительства. Моральный риск и рынок страхования.

Асимметричность информации как причина государственного микроэкономического регулирования.

 

Тема 13. Общественные блага

Понятие общественных благ их свойства. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

Производство общественных благ. Частное предложение общественных благ. Проблема «безбилетника». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

 

Тема 14. Теория общественного выбора.

Понятие общественного выбора. Концепция «экономического человека». Политика как обмен.

Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.

Политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг.

Модель бюрократии. Поиск политической ренты.

Политико-экономический цикл.

Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику.

ФОРМЫКОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕСТИРОВАНИЕ

Одной из форм проверки самостоятельной работы студентов является компьютерное тестирование. Оно позволяет разнообразить учебный материал и применяемые преподавателем методические приемы и методы. Практическое занятие становится более живым и интересным. Контакт со студенческой аудиторией и обратная связь становятся самыми непосредственными.

Тестирование может проводиться в разных формах. В виде соперничества команд, с участием и без участия преподавателя, с привлечением экспертов со стороны студентов и пр. Данная форма учебной работы будет более результативной, если наряду с собственно контролем знаний, преподаватель будет комментировать выбираемые студентами ответы. Следует показывать студентам, почему они дают правильные или неправильные ответы и давать дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу.

Тестирование содействует более глубокому пониманию предмета, приучает студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. При выполнении тестов студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, формируют экономическое мышление, вырабатывают способность к познанию сущности экономических явлений, закономерностей и взаимосвязей. При тестировании студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие объективных экономических процессов, определять наиболее эффективные способы решения хозяйственных проблем.

Одновременно тестирование рассматривается как форма контроля со стороны кафедры за процессом обучения студентов. Тестирование позволяет быстро и достаточно объективно оценить знания студента, полученные по предмету.

Для того, чтобы успешно выполнить тесты, студенту необходимо ознакомиться со всем учебным материалом по данному курсу и обратить особое внимание на те темы, по которым предстоит решить тесты.

Тесты выполняются на компьютере, поэтому студент должен иметь некоторые навыки работы на нем.

Тесты выполняются в следующей последовательности. Студент входит в программу и выбирает тему из курса микроэкономики, по которой решит пройти тестирование. Затем определяет правильные ответы по первому тесту и переходит к следующему и так далее. Пройдя все тесты по теме, студент получает итоговый результат в форме диаграммы, которая отражает удельный вес правильных ответов. При 60% правильных ответов студент получает зачет.

Если тесты успешно выполнены, студент допускается к экзамену по предмету микроэкономика.

 

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ

Другой формой организации контролируемой самостоятельной работы студентов является подготовка рефератов.

Темы рефератов даны в конце методического материала по теме занятия. Студент самостоятельно выбирает понравившуюся тему и готовит реферат к следующему занятию.

К теме реферата студенту предлагается один, два источника, в которых раскрывается эта тема. Однако студент может готовить реферат и по другим источникам.

Преподаватель, проверив рефераты, выбирает те, которые будут заслушаны в аудитории на очередном занятии.

Общепринятые для высших учебных заведений правила оформления реферата следующие.

Реферат выполняется на компьютере или от руки на листах формата А4, через 1,5 интервала. Поля: левое 3,0 см, верхнее и нижнее – 2,0 см, правое – 1,5 см. Объем реферата от трех до пяти страниц, не считая титульного листа, оглавления и списка литературы.

На титульном листе указывается полное название университета, факультет, специальность, по которой студент обучается, фамилия и инициалы студента, номер группы, фамилия и инициалы преподавателя.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. В тексте работы страницы нумеруются, начиная с третьей, считая титульный лист первой. То есть титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы не проставляется.

В тексте переход от одной мысли к другой, выделяется абзацем.

Используемые в реферате таблицы и графики оформлять аккуратно. Таблицы и графики должны иметь названия и нумерацию в порядке возрастания. Номер таблицы указывается в правом верхнем углу, перед ее названием. Все графы таблицы должны иметь наименование.

Название таблицы, граф и строк формулируются кратко, точно и ясно. В таблице указываются единицы измерения показателей. Все ячейки таблицы должны быть заполнены, при этом, соблюдаются следующие правила: если цифр в ячейке таблицы по смыслу не может быть, то ставят значок «х»; когда данных нет, то в ячейку заносят прочерк; если данные есть, но меньшей точности, чем в таблице, то ставят 0,0.

Таблица может иметь примечание, в котором дается ссылка на источники получения данных или информации.

Графики, как и таблицы, способствуют лучшему анализу цифрового материала. Однако график, в отличие от таблицы, дает обобщающую картину состояния или развития явления, позволяет легко отметить те закономерности, которые содержатся в цифровом материале. В нем становятся более выразительными сравнительные характеристики и четче видны тенденции развития и взаимосвязь экономических явлений.

График размещается на определенном поле, которое характеризуется размерами и пропорциями. Размер поля зависит от назначения графика. Наиболее часто применяются графики с неравными сторонами, например, 1: 1,33 или 1: 1,5. Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координат. Название и нумерация графиков даются внизу графика.

Не допускается произвольное сокращение слов и обозначений, не принятое в литературе.

В конце реферата студент приводит список использованной литературы. В нем указываются все источники, использованные студентом при написании реферата. Названный список должен содержать не менее трех наименований.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с установленными Гостом нормами. В качестве примера оформления списка литературы рекомендуется список основной и дополнительной литературы, приведенный в конце настоящего пособия. Пример показывает, что список литературы оформляется в алфавитном порядке: по первой букве автора или названия книги. Сначала указывается фамилия и инициалы автора, затем название книги и, наконец, место и год издания. Либо, если учебник подготовлен коллективом авторов, то сначала указывается название книги, затем в скобках отмечается, под чьей редакцией она издана. В конце, традиционно, идут реквизиты, характеризующие место и год издания.

Получив реферат после проверки, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями в тексте и выяснить у преподавателя неясные вопросы.

 

 

2. Тесты, задачи, упражнения, темы рефератов

по микроэкономике

2.1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

План занятия

1. Предмет микроэкономики.

2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика.

3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте экономическую природу предмета микроэкономики.

2. В чем заключается метод микроэкономики?

3. Назовите и охарактеризуйте инструменты микроэкономики.

4. Почему микроэкономика рассматривается как наука о рациональном использовании ресурсов?

5. В чем состоит содержание основных вопросов микроэкономики?

6. Каково назначение микроэкономики?

7. Всегда ли факты из реальной жизни подтверждаются теоретическими положениями? Как это можно объяснить?

8. Каковы различия между общеэкономическими и специфическими способами познания в микроэкономике?

9. Всегда ли человек как субъект экономики поступает рационально? Поясните свой ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: