Вот наиболее типичные ошибки при обучении оптимальному чтению.




-Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями.

Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.

Надо стремиться достигнуть скорости чтения 80-90слов в минуту уже к концу 3 класса, а к концу 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту.

 

-Учитель не проводит периодических замеров техники чтения, обучающиеся не могут судить, каковы их успехи.

 

-Зрительные диктанты проводятся не ежедневно.

 

Литература.

 

1.ЗайцевВ.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990год.

 

 

2.НикандровН.Д., СитниковаН.А. «Скорочтение: когда оно нужно, когда – вредно».

Журнал «Начальная школа», №4, 1994год.

 

3.БеспаловаЯ.В., БеспаловВ.С. «Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения». Журнал «Начальная школа», №6, 1994год.

 

Результаты.

 

По технологии В.Н.Зайцева работаю несколько лет. В 3 «А» классе из 27 человек 20 детей с проблемами в здоровье: 19человек с задержкой психического развития (7 из них воспитанники детского дома), 1 ребёнок-инвалид.

Подавляющее большинство родителей с низким уровнем образования, много безработных. Есть асоциальные семьи, семьи без определённого места жительства, многодетные. Очень много малообеспеченных семей. Большинство обучающихся живут на окраине города. В.Н.Зайцев в своей статье «Резервы обучения чтению» писал, что выше результаты обучения оптимальному чтению в центральных школах, где в основном проживают интеллигентные семьи. Он называл это «эффектом центральных школ».

При таком составе класса особенно важно работать над резервами обучения чтению.

 

Замер техники чтения провожу 1 раз в месяц. Самозамер техники чтения дети проводят 1раз в неделю. Результаты записывают в дневники.

 

Таблица личного роста обучающихся 7 вида.

 

Список Начало учебного года Конец учебного года
    Темп Кол-во ошиб Темп Кол-во ошиб
  Б        
  В        
  Г        
  Д        
  К        
  К        
  К        
  Н        
  П        
  С        
  С        
  П        
  С        
  Х        
  Б        
  В (вновь прибывший) 5(слог, в каждом слове делает по 3-4 ошибки)      
  М        
  С        
  Н 38(март)      

 

На начало учебного года не справились с нормой техники чтения 6 человек.

На конец учебного года – 3 человека.

Налицо положительная динамика у каждого обучающегося.

 

Данные личного роста ребёнка – инвалида.

 

Фамилия   Начало учебного года Конец учебного года
Темп Кол-во ошиб Темп Кол-во ошиб
А        

 

Данные личного роста обучающихся 3 «А» класса.

Список Начало учебного года Конец учебного года
    Темп Кол-во ошиб Темп Кол-во ошиб
  З        
  З        
  Л        
  М        
  П        
  У        
  Х        

На начало учебного года качество обученности – 47%.

На конец учебного года – 71%.

 

Приложения.

Урок чтения в 3 «А» классе.

 

Тема: Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

 

Цели: 1.Работать над техникой чтения.

2.Развивать речь, память, мышление.

3.Воспитывать взаимовыручку и дружбу.

 

Оборудование: Книги Н.Носова, таблицы Шульте, читательские дневники, жетоны,

пятёрки, пословицы, таблица «Читаем книги Н.Носова».

 

План-конспект урока.

 

  1. Работа с таблицами Шульте.
  2. Пятиминутка чтения (в режиме жужжащего чтения).
  3. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжаем читать отрывок из повести замечательного русского писателя Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Повторим наше золотое правило «Чтобы читать быстро, надо читать»

-А как надо читать?

-Что ты прочитал вчера перед сном?

 

4.Упражнения Федоренко – Пальченко.

Открываем страницу 97. Читаем 1 минуту (Дети отмечают карандашом до какого места они прочитали). Читаем этот же отрывок ещё раз.

-Кто во второй раз прочитал больше? Почему?

А теперь этот же отрывок читаем в режиме скороговорки.

А теперь выразительно!

Дочитываем до страницы 98.

 

5.Опрос домашнего задания.

Чтение по ролям. (все читающие получают жетоны)

 

6.Чтение текста.

Дети читают повесть дальше.(На доске записаны пословицы: «Повторенье – мать ученья», «Без труда нет плода», «Судят не по словам, а по делам», «Не бросай друга в беде», «Всякий человек в деле познаётся»).

-Какие пословицы подойдут по смыслу к этому отрывку?

-Какие ещё пословицы ты знаешь про учёбу?

-В чём проявляется дружба ребят этого класса?

-Какие черты характера проявляются у Вити и Кости во время занятий?

-Кто из ребят тебе больше понравился? Почему?

 

7.Устное рисование.

В учебнике нет ни одной иллюстрации. Нарисуем устно картинки к тексту.

Расскажи, каким ты представляешь себе Витю, Костю?

 

8.Выборочное чтение.

Найдите в учебнике отрывок, где мальчики занимаются.

-Какие правила повторили ребята?

-Как бы вы проверили эти слова?

 

Физминутка для глаз по офтальмологической таблице.

 

9. Игра «Догони соседа».

(Чтение в паре)

Положите книжку на книжку. При чтении старайтесь не отстать от соседа.

 

10.Самозамер техники чтения.

(Дети читают 1 минуту. Подсчитывают количество прочитанных слов. Результаты записывают в дневники. В это же время у учителя читает слабый ученик).

 

11.Викторина.

-Кто автор этих книг? (Выставка книг Н.Носова).

-Какие ещё произведения Носова вы читали?

-Кто главные действующие лица в этих рассказах?

-Проверим вас на внимательность. (На доске отрывок из произведения Н.Носова).

 

Упражнение по тренировке поля чтения.

-Сосчитайте сколько в тексте слов. О чём этот текст? Из какого он произведения?

(Учитель показывает указкой каждое слово. Дети считают слова и улавливают смысл отрывка).

 

1) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде на самом краю лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу…

(Живая шляпа)

 

2) Целый день ребята трудились, строили снежную горку во дворе, сгребали лопатами снег. А Котька Чижов из 6 квартиры горку не строил.

(Горка)

3) Пошёл он домой, попросил у мамы лоскуток зелёной материи, иголку и нитку. Он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.

(Заплатка)

4) Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они не просто разговаривали, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт?

(Фантазёры)

5) Вот Костя занял два места. На одно сел сам, на другое положил замазку. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел на замазку.

(Замазка)

6) Да,- говорит Барбос,- я живу хорошо. Что хочу, то и делаю. Хочу – гребешком причёсываюсь, хочу – на телевизоре играю, ем, пью, что хочу или на кровати валяюсь.

(Бобик в гостях у Барбоса)

7) Из какого произведения Носова этот сказочный герой? (Незнайка)

Продолжение викторины на этом листе. (Таблица «Читаем произведения Н.Носова»)

Подготовьте ответы к уроку внеклассного чтения.

 

12. Домашнее задание.

Стр.102, вопрос4.

13. Итог урока.

Обмен жетонов на оценки.

 

 

Таблицы Шульте (Для расширения поля чтения)

 

                     
                   
                   
                   
                   
 
                     
                   
                   
                   
                   
 
                     
                   
                   
                   
                   
   
                     
                   
                   
                   
                   

 

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

 

Предложения Число букв Время экспозиции(сек)
                                                                                                                          Набор№1 Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.     Набор№2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз.   Набор№3   Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.   Набор№4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить дерево. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.     Набор№5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.   Набор№6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Колхозники работают на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.   Набор№7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.     Набор№8 Идёт дождик. Мы любим наш Киев. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Октябрята-внучата Ильича.   Набор№9 Воды морей солёные на вкус. Наша страна борется за мир. Октябрята-будущие пионеры. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Красивы улицы нашего города.   Набор№10 Москва-столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.     Набор№11 Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел Владимир Ильич.     Набор№12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. Добровольцы поехали на стройку. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. Набор№13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце ярко светило, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца.   Набор№14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь необходимо всегда очищать от пыли.   Набор№15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши и привольны широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.   Набор№16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в колхозном саду ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.   Набор№17 Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. От города в тайгу добровольцы проложили шоссе. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.   Набор№18 Победа над врагом наполнила грудь Павла счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивают мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел строящийся дом. Советский Союз живёт в мире и дружбе с другими народами.   Тексты зрительных диктантов на основе устного народного творчества(Составители Я.В., В.С.Беспаловы)   Предложения Набор1.   Утро мудро. Будь здоров. Делай добро. Беда ум родит. День – трудень. С делом не шути.   Набор2 Было, да сплыло. Беден, да честен. Ошибка – не обман. Умный уступает. Свой хлеб сытнее. Первый блин комом.   Набор3 Век живи – век учись. Один в поле не воин. Секрет не для двоих. Без труда нет добра. Время дороже золота. Шути, да оглядывайся.   Набор4 Без ума голова – котёл. Вольного бъют больно. Кто ленив, тот и сонлив. Людей сближает улыбка. В злобе теряется разум. Непоседа портит беседу.   Набор5 Без старых не проживёшь. Без терпенья нет уменья. Бумага терпит, перо пишет. Добро помни, а зло забывай. Спрос – не грех, отказ – не беда. Говори меньше – умнее будешь.     Набор6 Говорит бело, а делает черно. Мать плачет, что река льётся. За доброго человека сто рук. В гостях хорошо, а дома лучше. Бранись, а рукам воли не давай. Поменьше слов, побольше дела.   Набор7 Ум без догадки и гроша не стоит. Глаза страшатся, а руки делают. Других не суди – на себя погляди. После драки кулаками не машут. Русский человек добро помнит. С миру по нитке – голому рубашка.   Набор8 Сробел – пропал. Каша – радость наша. Ссора – оружие глупца. Аптека не прибавит века. Без беды друга не узнаешь. Тому тяжело, кто помнит зло.   Набор9 Как ты к земле, так и она к тебе. После дела и гулять хорошо. Без хлеба куска везде тоска. Частые гости – в доме порядок. Доброму слову – добрый ответ. Больше слушай – меньше говори.   Набор10 Доброе слово – это доброе дело. Добро того учить, кто слушает. Бранись, а рукам воли не давай. С поклону голова не отвалится. Силу применить легче, чем разум. Берут завидки на чужие пожитки.   Набор11 Поменьше слов – побольше дела. Азбука к мудрости ступенька. Бархатный весь, а жальце есть. Старого учить, только портить. Болен – лечись, а здоров – берегись. Своего не бросай, чужого не бери.   Набор12 Ошибся, что ушибся – вперёд наука. Будет и на нашей улице праздник. Людям хорошо – тогда и тебе хорошо. На всякое хотенье есть терпенье. Кто быстро помог, тот дважды помог. Красив тот, кто красиво поступает.     Набор13 Без дела жить – только небо коптить. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Бабушке один только дедушка не внук. Без ужина подушка в головах вертится. Любви, огня и кашля от людей не спрячешь. Кто часто злится и завидует, тот слабый.   Набор14 Не беда ошибиться, беда не исправиться. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. Не для того голова, чтобы шапочку носить. С малыми детками горе, а с большими – вдвойне. Хороший ученик тот, кто поправит учителя. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.   Набор15 Не затем руки даны, чтобы даром болтаться. Человек должен быть доволен своим трудом. Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. Смотри дерево по плодам, а человека по делам. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.   Набор16 От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Битого, пролитого, да прожитого не воротишь. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдёт. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.   Набор17 Кто за своё дерётся, тому и сила двойная даётся. У бездельника охота до того, чтобы обмануть кого. Гостя по одёжке встречают, а по уму провожают. Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлёшься. Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог – лапти.   Набор18 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Выразительны не только дурные примеры, но и хорошие. За правое дело своей головы не жалей и чужой не дорожи. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно. Будешь сладок – живьём проглотят, будешь горек – проклянут. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.                                                           Кол-во букв                                                                                                                             Время экспозиции                                                                      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: