Этапы работы над заданием




Институт архитектуры и дизайна

Кафедра архитектуры и градостроительства

 

 

ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ

 

Методические указания для выполнения практических заданий

для студентов направления направления 070301 «Архитектура»

и профилей подготовки «Архитектурное проектирование», «Архитектурно-ландшафтное проектирование», «Ландшафтное проектирование» очной формы обучения

 

Составители

О. Л. Козловская

К. Н. Зыков

 

 

Тюмень

ТИУ


 

 

Декоративный натюрморт: методические указания для выполнения практических заданий для студентов направления направления 070301 «Архитектура» и профилей подготовки «Архитектурное проектирование», «Архитектурно-ландшафтное проектирование», «Ландшафтное проектирование» очной формы обучения / сост. О. Л. Козловская, К. Н. Зыков; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2019. – 9 с.

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию

на заседании кафедры архитектуры и градостроительства

«27» августа 2019 года, протокол № 1

 

 

Аннотация

Методические указания разработаны на основании учебных планов и рабочих программ ФГБОУ ВО ТИУ дисциплины «Живопись и колористика» для студентов направления 070301«Архитектура» и профилей подготовки «Архитектурное проектирование», «Архитектурно-ландшафтное проектирование», «Ландшафтное проектирование». Методические указания способствуют приобретению теоретических знаний и практических навыков выполнения декоративного решения натюрморта.

Методические рекомендации содержат краткую теоретическую и графическую части, а также рекомендации по этапам выполнения стилизованного декоративного изображения по мотивам натюрморта.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….4

Этапы работы над заданием……………………………………….…5

Библиографический список…………………………………………..9

 

Введение

Освоение законов трансформации и декоративной стилизации в курсе занятий живописью не является самоцелью, хотя задания на стилизацию натуры следуют за работой по академическому изображению натюрморта в течение каждого семестра. Освоение законов и правил декоративной переработки форм и пространства в постановке из предметов быта является этапом творческого процесса по изучению натуры и ее преобразования с определенной целью. В каждом из заданий на декоративную переработку натюрморта ставится все более сложная задача.

В целом задание призвано помочь в развитии творческого потенциала студента архитектора, увеличить диапазон цветового мышления, расширить набор компетенций для достижения основной цели обучения. Целью дисциплины является выработка профессиональных навыков применения цветовых решений в проектной деятельности.

Для достижения основной цели ставятся следующие задачи: освоение приемов декоративной разработки формы, ее трансформации, навыков стилизации формы и пространства, овладение законами цветосочетаний, выявления живописными средствами художественного образа, передача композиционной идеи.

В методических указаниях в качестве иллюстраций используются работы студентов кафедры «Архитектура и градостроительство».

 

 

Этапы работы над заданием

Самая простая задача декоративной переработки натуры – это разбор предметов и пятен фона на плоскости цвета в градациях света и тени предметов. Это задание помогает приблизиться к пространственному видению изменений цвета по тепло-холодности и тону в живописи. Но в обучении студентов архитекторов значительно важнее - видение плоскостных больших локальных пятен цвета в постановке, и общая ритмическая организация плоскости листа. Поэтому нужно постараться посмотреть на постановку цельно и добиться уплощения пространства.

Работа студента 1 курса

Первый этап работы – изучение натуры, создание эскиза. Декоративная живопись создается на основе изучения натуры в академической постановке из бытовых предметов. Перед началом эскизирования будущей декоративной работы производится анализ ритмической системы постановки. Анализируется потенциальное горизонтальное или вертикальное положение листа, динамика тональных и цветовых пятен, геометризм или пластичность основных форм, чтобы в дальнейшей работе сохранить первичное ощущение от исходной системы постановки. Поэтому первая стадия создания эскиза – деление поверхности листа на пропорционально и пластически интересные части, обозначающие пятна драпировок фона. Зачастую протекание драпировок исходной постановки фиксируется почти точно, но возможны варианты творческого изменения и усиление впечатлений. При этом важно найти пропорциональные отношения частей в системе золотого сечения, египетской пропорции, или близкие к ним. Определить основное направление потока линий – параллельно краям листа или диагонально. Будет ли ограничена площадка расположения предметов в относительном центре поля листа, или эта переместится за его границы. В процессе членения плоскости листа на части следуйте некоторым правилам гармонизации:

1) линии деления плоскостей не могут сходиться на границе листа, они должны пересекаться в его поле или за его границами;

2) линии не должны попадать точно в угол композиционного поля, пусть они пройдут выше или ниже угла;

3) линии, идущие примерно в одном направлении должны быть параллельны или иметь общую точку пересечения;

4) в работе должно быть не больше трех точек схода линий;

5) если линии циркульные, то у них должна быть общая система центров.

Затем подумайте, как будет организована группа предметов относительно пятен членения листа. Пропорциональное отношение величин предметов между собой, группировка направлений силовых линий этих форм, наложение силуэтов (оверлеппинг) или пропорциональные расстояния между ними – очень важно. Предметы, так же как и части поверхности листа, должны ритмизироваться между собой и между частями фона. И, наконец, продумайте собственную форму пятен предметов, - их геометризм или пластичность. Форма предмета может быть трансформирована, усилена его характерная особенность.

Трансформация – изменение формы предмета с целью придания ей усиленного эмоционального восприятия. В лучших работах мастеров натюрморта предметы приобретают образность живых объектов, между которыми возникают драматические взаимоотношения. Или же формы предметов настолько эмоциональны, что композиция из них создает картину восприятия пейзажа или эпического полотна.

Место и положение предмета в композиции может быть изменено, относительно прототипа, на более выгодное. Главное – сохранить узнаваемость прототипа постановки как объекта творческой деятельности.

Второй этап работы – разработка тонального ритма, нахождение равновесия тона в плоскости картины. Распределите основные три тона: черный, серый и белый с соблюдением равновесия каждого тона в плоскости листа. На этой стадии определяется место доминанты в картине – самое активное по направлениям линий, разнице в тоне, смысловому наполнению форм. Затем гармонизируется периферийная часть картины, смягчаются контрасты, проверяется ритмика пятен. Когда найденная общая тональная ситуация удовлетворяет требованиям композиционной завершенности, наступает следующий этап работы.

Третий этап – цветовая разработка композиции, в соответствии с найденным тональным решением и цветовой системой прототипа. Реальный натюрморт, на основе которого мы выполняем декоративную композицию, диктует нам определенную цветовую гармонию.

Каждый цвет, взятый из реального натюрморта, имеет определенный светлотный тон. Необходимо сообразовывать его местоположение с тональным решением эскиза. При этом не обязательно этот цвет должен соответствовать месту в реальной постановке. Вы можете произвольно поменять цвет пятна, но общая цветовая гамма постановки должна сохраниться.

Необходимо стремиться к равновесию распределения каждого цвета в композиции, а также к цвето-тональной организации доминанты.

Четвертый этап работы – перенос найденной композиции на большой лист. Для этого эскиз и поле листа делятся на 4 клетки и производится перенос изображения согласно размеченной сетки. Затем изображение «раскрывается» прозрачным тоном каждого цвета по эскизу. Задача этого этапа – залить резкий тон белой бумаги и подготовить поверхность к более правильному пастозному раскрытию каждого цвета в композиции.

Пятый этап – завершение работы. Предыдущие стадии работы сформировали формальную композицию, которая, возможно, хорошо выглядела в маленьком эскизе. Однако на большом листе она может выглядеть слишком жесткой, скучной, механистичной, благодаря упрощенным цветовым отношениям пятен, пропорциям частей и простоте изображений форм. На последней стадии нужно добавить жизни найденной композиции, за счет корректировки форм, смягчения границ и цвето-тональных решений. И в этом нам очень поможет применение различных фактур, при помощи которых можно наложить цвет на цвет, смягчить границу, выполнить градиент цвета и т.п. Фактурная разработка пятен также поможет выявить доминанту и гармонизировать цветовую гамму декоративной композиции.

 


 


Работа студента 1-го курса

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: