Систему упражнений для обучения ДФО составляют подготовительные (УРУ) и речевые упражнения (РУ 1и РУ 2).
Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной речи.
На неспециальном этапе используются УРУ для формирования лексических, грамматических и произносительных навыков. Они организуются в комплексы, каждый из которых предназначен для автоматизации речевых средств: речевого образца, группы лексических единиц, какого-либо звука (звуков) и т. д. В комплекс входит четыре вида упражнений (имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные), последовательность которых обусловливается стадиями формирования речевых навыков.
1. Имитативные УРУ — это упражнения, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя. Например: "Скажите, если вы будете делать то же самое".
- В воскресенье я навещу своих друзей.
- Я тоже навещу своих друзей в воскресенье.
2. Подстановочные УРУ характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в какой-либо речевой образец. Например: "Поделитесь с товарищами, если у вас есть другие намерения".
- Летом я поеду в Москву.
- А я поеду в деревню.
3. Трансформационные УРУ предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя (собеседника), что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, падежа или числа существительного и т. п. Для лексических навыков трансформация может выражаться в передаче того же содержания другими словами. Например: "Если вы считаете требование (просьбу) собеседника правильным, согласитесь сделать то, что вам велят, или то, о чем вас просят".
- Навести завтра Олю. Она больна.
- Хорошо. Я обязательно ее навещу.
4. Репродуктивные УРУ предполагают полностью самостоятельное воспроизведение (репродукцию) и репликах учащихся тех форм или лексических еди ниц, которые усвоены в предыдущих упражнениях. Например: "Поделитесь своими планами на вечер (воскресенье, каникулы)".
У1: Вечером я пойду в кино.
У2: А я буду читать интересную книгу.
У3:...
Важно заметить, что как при обучении говорению, деление упражнений на лексические, грамматические, произносительные условно: любая из сторон речевой деятельности может быть доминирующей, ведущей, остальные присутствуют имплицитно (незримо). Не следует забывать о главной задаче данного этапа, которая заключается в том, что бы обучать механизму порождения диалога. Для того, чтобы УРУ, направленные прежде всего на формирование навыков, были одновременно начальными упражнениями в диалогическом общении, необходимо, во-первых, при выполнении таких упражнений учесть основные качества диалогического общения, во-вторых, исходя из необходимости развивать эти качества конкретизировать характер сопутствующих задач для различных видов УРУ.
Весьма распространённым упражнением остаётся, к сожалению, заучивание диалогов (причём больших) по теме. Что оно поистине совершенствует, так это произношение. На развитии же ДФО эта работа сказывается в очень малой степени. В общении ситуации меняются мгновенно, и нельзя заложить в память учащегося впрок все диалоги, которые бы он в нужный момент воспроизводил. Поэтому многие методисты в последнее время предлагают отталкиваться от коротких диалогов, состоящих из 4-6 реплик. Отмечается, что заучивание таких диалогов и составление своих по аналогии в принципе хорошо, но учащиеся всё равно не умеют отступать от заученного образца. Поэтому в методику работы следует вводить какое-то промежуточное звено, которое научило бы отходить от готового образца, разнообразить свои реплики в зависимости от ситуации. В качестве основных, обучающих ДФО упражнений, развивающих умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, а также умение поддержать беседу, используются упражнения типа «Как бы вы реагировали…», которые развивают умение самостоятельно решать, что из имеющегося запаса подходит для данного случая.
Обучение диалогу проходит две стадии: вначале это обучение подготовленной диалогической реч, а затем неподготовленной диалогической речи.
Можно предложить следующие речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
- ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);
- постановка узловых вопросов к тексту;
- диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
- составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
- драматизация монологического текста;
- дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или - самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;
- объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
- положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
- завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем, где, когда и о чём говорит).
А для обучения неподготовленной диалогической речи подойдут такие речевые упражнения как:
*составление аргументированных ответов на вопросы;
*проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
*проведение ролевых игр или викторин;
*проведение дискуссии или диспута;
*беседа за круглым столом.
Речевые упражнения (РУ) как средство развития речевого умения используются на специальном этапе обучения ДФО. Используемые в коммуникативной технологии речевые упражнения обладают определенными типологическими признаками. РУ обеспечивают:
- речевую стратегию и тактику говорящего;
- новизну ситуации и актуализацию взаимоотношений участников общения;
- определенный уровень речевой активности и самостоятельности говорящих;
- вербальное и структурное разнообразие высказываний.
Важно отметить, что РУ строятся на основе ситуаций, ибо только ситуация как система взаимоотношений создает условия для реализации речевой стратегии и тактики, вызова речевой активности партнеров и обеспечивает новизну высказываний.
В РУ реализуются все основные речевые функции. Последние почти всегда присутствуют в установке РУ (явно или скрыто). Вот как это выглядит для упражнений, обучающих основным типам диалога. Обратимся к таблице.
Таблица № 2. Примерные установки упражнений для обучения диалогическому общению [7, 119.]
Тип диалога (организационная форма общения) | Примеры коммуникативных установок |
1. Установление отношений | Представьтесь своим друзьям из Великобритании. |
2. Интервью | Расспросите друг друга о том, как вы провели зимние каникулы. |
3. Обоюдостороннее побуждение к действию | Порекомендуйте друг другу книгу для чтения. |
4. Обсуждение планов совместной деятельности | Распределите обязанности по подготовке молодежного вечера. |
5. Обмен мнениями, впечатлениями | Обменяйтесь впечатлениями о совместном посещении концерта. |
6. Дискуссия | Как вы думаете: что такое истинное и ложное товарищество? |
Для упражнений в собственно диалогическом общении следует использовать РУ первого и второго уровней. РУ1 – это упражнения, в которых используются различные опоры. Обратимся к таблице.
Таблица № 3. Виды опор [7, 116.]
Опоры | ||
Вербальные | Изобразительные | |
Содержательные | Текст (зрительно) Текст (аудитивно) Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План Микротекст (аудитивно) План | Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотография рисунков Фотография |
Смысловые | Логико-синтаксическая схема (ЛСС) Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись Функционально-смысловые таблицы (ФСТ) | Диаграмма Схема Таблица Цифры, даты Символика Плакат Карикатура |
Как вы видите, в коммуникативной концепции все опоры делятся на содержательные (подсказывающие содержание) и смысловые (подсказывающие лишь идею высказывания); каждая из этих опор может быть вербальной или изобразительной.
Последовательность использования опор при выполнении РУ по мере убывания степени подсказки следующая:
содержательные вербальные > содержательные изобразительные > смысловые вербальные > смысловые изобразительные > отсутствие опор.
Одним из эффективных видов опор являются функциональные схемы диалога. Они представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого собеседника в предположительно необходимой последовательности. Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно проделать следующую работу:
- прочесть диалог (лучше прослушать фонограмму с опорой на текст);
- выяснить путём вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;
- составить по функциям модель диалога;
- воспроизвести по модели диалог;
- изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего,
- высказаться по изменённой модели.
Подробнее последовательность работы с функциональными моделями диалогабудет рассмотрена на практических занятиях.