Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе является формирование фонетических или слухо-произносительных навыков.
Слухо-произносительные навыки делятся на
- аудитивные или слуховые, которые предполагают формирование действий и операций по узнаванию отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений;
- собственно произносительные навыки предполагают способность правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосочетания, предложения. Для этого необходима способность правильно расставлять ударения, использовать паузы и интонацию;
- ритмико-интонационные навыки – это знание логических и экспрессивных моделей ударения и интонем. Именно данная группа навыков, а точнее их отсутствие выдает нас как иностранцев. Практика показывает, что легче научиться правильно произносить звуки, чем правильно интонировать. Таким образом, одной из важнейших предпосылок общения является развитие слухо-произносительных навыков или способности воспринимать и правильно ассоциировать слышимый звук или интонему с соответствующим им значением и продуцировать звуки и интонемы, соответствующие определенным значениям.
Нарушение фонетической правильности речи, неправильное звуковое и интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего. Причинами фонетических ошибок чаще всего являются следующие причины:
- замена одной фонемы другой: table – cable;
- в результате неправильного слогоделения: a name – an aim;
- в результате неправильного ударения: ‘import - im’port;
|
- в результате употребления иного тона вместо требуемого: безапелляционного Sit down (high fall) вместо вежливого Sit down (low rise).
Обучение фонетике в целом носит вспомогательный характер и подчинено развитию речевых умений. Возникает вопрос о том, следует ли сконцентрировать работу над произношением на начальном этапе или вести ее в течение всего срока обучения.
В методической литературе середины 20 века делалась попытка сосредоточить обучение фонетике на начальном этапе обучения, что нашло свое отражение в появлении вводно-фонетических курсов. Однако жизнь отвергла такой подход к обучению произношению по следующим причинам:
- наносился вред формированию умений и навыков практического пользования языком, так как сокращалась возможность работы над устной речью и чтением;
- на среднем и старшем этапах прекращалась работа над произношением, так как считалось, что фонетические навыки уже сформированы на начальном этапе. Это вело к ухудшению произношения в старших классах;
- попытки поставить хорошее произношение были связаны с излишней теоретизацией учебного процесса, так как предполагали подробное разъяснение артикуляции.
В настоящее время методисты считают, что обучение произношению должно вестись в течение всего срока обучения языку, хотя роль этой работы и ее характер должны меняться на разных этапах обучения.
На начальном этапе закладываются основы говорения, слушания и чтения. Работа над произношением является обязательным элементом в обучении иностранному языку и носит интенсивный характер. Развитие слухо-произносительных навыков должно происходить вместе с усвоением языкового материала. Последовательность введения звуков отражает функциональный подход: первыми осваиваются те звуки, которые нужны для произнесения первых структур, а также наиболее частотные звуки, что позволяет быстрее включить в говорение и аудирование структуры и лексику.
|
Задача среднего этапа – воспрепятствовать деавтоматизации слухо-произносительных навыков, поддержать достигнутый уровень их сформированности. Для этого при работе над языковым материалом нужно концентрировать внимание учащихся на фонетической стороне речи. Фонетике отводятся отдельные этапы урока, на которых проводится фонетическая тренировка или фонетическая зарядка. Она не имеет фиксированного места на уроке, зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями, которые учитель должен предвосхитить и помочь ученикам избежать. Ц ель фонетической зарядки:
- предвосхищение и снятие возможных фонетических сложностей: слуховых, произносительных, ритмико-интонационных;
- отработка фонетических навыков, которые оказались недостаточно сформированными.
Содержанием фонетической зарядки могут быть:
- чтение слов, предложений, микротекстов, стихов, пословиц, скороговорок.
- чтение сложных частей предложений, словосочетаний с начала или с конца.
- прослушивание с целью определения ошибок.
- распознавание диалектов.
- определение отношения к кому или чему-либо по интонации.
- произнесение одной и той же фразы с различной интонацией.
|
- повторение за диктором в паузах.
- повторение синхронно с диктором.
- узнавание слов со слуха.
- декламация стихов, драматизация диалогов.
Поскольку на среднем этапе увеличивается объем чтения про себя, следует регулярно читать небольшие отрывки текстов вслух, а при необходимости отрабатывать наиболее сложные и важные фонетические явления на дотекстовом этапе, обращая внимание на ритмико-интонационные модели.
Задача старшего этапа состоит в поддержании и совершенствовании навыков. Не снижая требований к произношению учащихся, учитель должен проводить интенсивную фонетическую отработку отдельных небольших фрагментов устной речи и чтения с ТСО.
Если в старших классах окажутся ребята из разных школ, необходимо организовать специальную работу по корректированию произношения и доведения учащихся до одинакового уровня развития слухо-произносительных навыков.