Требования к слухопроизносительным навыкам учащихся.




Литературное произношение образованных носителей языка называется офоэпическим или идиоматическим. В настоящее время утвердился реалистический взгляд на обучение произношению в средней школе, в основе которого лежит идея аппроксимации, то есть приближения к правильному образцовому произношению.

При овладении произношением аппроксимация проявляется в

- ограничении количества звуков и интонационных моделей, подлежащих отработке

- приблизительном артикулировании некоторых звуков и интонационных моделей.

Существуют следующие подходы к обучению произношению:

1. Акустический делает упор на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение фонетики проходит в речевом потоке, в речевых структурах и моделях, а не изолированно. Объяснение фонетических явлений не проводится. Выполняются только имитационные упражнения. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения: услышал обучаемый особенности произношения, смог их повторить – хорошо, нет – не беда.

В условиях краткосрочных языковых курсов такой подход себя оправдывает.

2. Артикуляторный или артикуляционный подход используется в современной школьной методике. Он был разработан И.А. Грузинской и К.М. Колосовым для обучения русскоговорящих английскому языку, основные положения которого используются и при обучении другим языкам. Они провели сравнительный анализ фонетического состава двух языков и разработали типологию фонетических трудностей и затем систему фонетических упражнений.

Сопоставление фонетических систем двух языков позволило выделить три категории фонем в русском и английском языках:

1.Совпадающие фонемы, это в основном согласные звуки (b,p,d,f).

2.Сходные: Мачта – [ ^ ], Цепи – [ е ], России, стихии – [ i: ], Клоун, соус – [ou]

3. Фонемы, отсутствующие в родном языке.

Самыми легкими, для средней школы, признаются фонемы первой и второй групп. Для более высоких уровней обучения (спецшкола, языковой факультет) самыми сложными признаются фонемы второй группы, так как в них черты различия трудно уловимы.

В средней школе обучение произношению основывается на принципе аппроксимации, то есть приближении к правильному образцовому произношению. Поэтому самыми трудными фонемами в школьном обучении иностранному языку являются чуждые родному языку учащихся, то есть последняя группа фонем.

В соответствии с артикуляционным подходом обучение иностранному языку начинается с усвоения звуков. На самом начальном этапе количество фонетических упражнений на уроках достаточно высоко. Каждый звук отрабатывается отдельно. Изучается работа органов артикуляции при произношении каждого звука.

До недавнего времени интонации, мелодии, логическому ударению и ритму уделялось очень мало внимания в методической литературе. В педагогической практике это приводило к крайним решениям: интонированию фразы не обучали вообще; или пытались обучить всем тонкостям. Интонация передает не предметное содержание мысли, а модальное и волевое. Интонация реализуется в языковом материале, но она лишь уточняет мысль, выраженную языковым материалом.

Внимание фонетистов должно быть обращено на те изменения основного тона голоса, которые служат для различения модального, коммуникативного и синтаксического типов предложений.

К эмоциональным значениям относятся радость, печаль, гнев и т.д. Они выражаются в разных языках почти одинаково. Поэтому при обучении иностранному языку не необходимости специально обучать этой стороне интонационного выражения. Следует только добиваться выразительности речи, правильной реакции на заданную ситуацию в формах, свойственных родному языку.

К синтаксическим значениям интонации относятся: целостность высказывания (завершенность/незавершенность), коммуникативная установка (вопрос, сообщение, побуждение); коммуникативное задание (данное/новое). В интонационном выражении этих значений также есть много общего в разных языках. Например, понижение тона в середине фразы одинаково нарушает целостность высказывания в немецком и русском языках. В отношении этих явлений также допускается интонирование, свойственное родному языку.

Важно при изучении каждого конкретного иностранного языка установить возможную степень аппроксимации при формировании фонетических навыков. Для того, чтобы требования к произношению носили объективный характер, необходимо определить фонетический минимум, подлежащий усвоению всеми учениками. При его отборе следует учитывать, что фонетические явления отбираются в тесной связи с грамматическими формами и словами лексического минимума. Фонетический минимум должен быть достаточным для овладения произношением слов лексического минимума и интонацией фраз, построенных на основе лексико-грамматического минимума.

Речь учителя, обращенная к учащимся даже на самом начальном этапе обучения должна содержать все особенности иноязычного произношения. В речи учителя аппроксимация не допускается.

Фонетический минимум делится на активный и пассивный. При усвоении учащимися активного фонетического минимума допускается аппроксимация. Активный минимум усваивается на основе сопоставления иностранных звуков со звуками родного языка, на основе сознательного подражания образцу и усвоения правил артикуляции. В него включена вся система гласных и согласных фонем, звукосочетания, интонация повествовательных предложений (утвердительных и отрицательных), вопросительных и повелительных предложений. При работе с гласными звуками особое внимание следует уделять их долготе или краткости, а также особенностям произнесения дифтонгов, а при работе с согласными звуками – особенностям артикуляции, палатализации и аспирации.

Пассивный фонетический минимум не допускает аппроксимации, в него входят варианты фонем, интонация сложного предложения. Он усваивается на основе непроизвольного внимания. Поэтому учащиеся, обладающие хорошим речевым слухом, могут лучше усвоить фонетический материал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: