Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»
Факультет «ИМБИП»
Кафедра Таможенного дела и логистики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫИ ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Для студентов по направлению подготовки 38.05.02 «таможенное дело»
Доцента каф. Таможенного дела и логистики
К.фил. н. Антипова А.А.
Рекомендовано решением УМК факультета
От __ __ 2017 г.
Санкт-Петербург
Оглавление
I. Понятие и структура самостоятельной работы обучающегося в вузе.............. 3
II. Цель, задачи и основные виды самостоятельной работы в курсе «СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»....................................................................................................................................... 6
III. Подготовка к семинарским занятиям: методические рекомендации............ 8
III.1 Общие положения................................................................................................................................................ 8
III.2 Подготовка теоретической части семинарских занятий......................................... 8
III.2.1 Работа с литературой............................................................................................................................................. 8
III.2.2 Подготовка презентаций................................................................................................................................ 10
III.3 Подготовка к практической части семинарских занятий..................................... 12
IV. Подготовка эссе......................................................................................................................................................... 14
IV.1 Общие положения................................................................................................................................................. 14
V. Подготовка реферата............................................................................................................................................. 16
V.1 Общие положения.................................................................................................................................................. 16
V.2 Этапы работы над рефератом................................................................................................................... 16
V.2.1 Выбор темы и подбор литературы по теме............................................................................ 16
V.2.2 Составление плана........................................................................................................................................... 17
V.2.3 Написание реферата........................................................................................................................................ 18
V.2.4 Оформление реферата.................................................................................................................................... 19
V.2.5 Подготовка к защите реферата........................................................................................................... 20
VII. Подготовка к зачету............................................................................................................................................. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................................................................................................... 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................................................................................................................................... 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.......................................................................................................................................................................... 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.......................................................................................................................................................................... 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.......................................................................................................................................................................... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.......................................................................................................................................................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.......................................................................................................................................................................... 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.......................................................................................................................................................................... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.......................................................................................................................................................................... 36
I. Понятие и структура самостоятельной работы обучающегося в вузе
Самостоятельная работа - это самая значительная часть вузовской подготовки студентов, включающая в себя планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу, которые выполняются в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и в соответствии с методическим руководством преподавателя. О того, насколько самостоятельная работа студента будет эффективной и целенаправленной, зависит успешность освоения обучающимся образовательной программы.
Формы самостоятельной работы студентов включают в себя:
· изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
· изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем;
· подготовку по вопросам семинарских занятий, тренингов, эссе, докладов и рефератов, написание курсовых и выпускной квалификационной работы;
· участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю образовательной программы, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений;
· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются:
без участия преподавателя:
· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
· написание рефератов, эссе;
· подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний;
· подготовка рецензий на статью, пособие;
· выполнение микроисследований;
· подготовка практических разработок;
· выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
с участием преподавателя:
· выполнение курсовых работ (проектов);
· компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;
· выполнение выпускной квалификационной работы.
При этом участие/неучастие преподавателя в том или ином виде самостоятельной работы не является нормированным, и студент может получать консультации в ходе выполнения любого из видов самостоятельной работы.
Выполняя самостоятельную, работу студент должен:
· освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС ВО, ОС Университета и РПД по читаемой дисциплине.
· планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
· самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
· выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
· студент может:
· сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС ВО, ОС Университета и РПД по читаемой дисциплине;
· самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
· предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
· в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
· предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
· использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
· использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.