Система переработки сельскохозяйственной продукции включает различные виды перерабатывающих предприятий: мясоперерабатывающие, молокоперерабатывающие, прочие.
Мясоперерабатывающие предприятия, миницеха, заводы могут специализироваться на выпуске различных мясосодержащих продуктов, например, колбасных изделий, мясных и мясорастительных консервов, буженины, котлет, пельменей и др. изделий.
Молокоперерабатывающие предприятия подразделяются на маслодельческие, сыроваренные, консервные и др.
Мукомольно-крупяные предприятия специализируются на размоле разных сортов зерна. Например, выпуск муки, выработка разных сортов круп, производство комбикормов.
Овощеперерабатывающие предприятия подразделяются на: консервные (выпускающие консервированную овощную продукцию), сушильные (сушат лук, картофель и т. п.); заводы, специализирующиеся на заморозке свежих овощей и фруктов. В стране работает также большое количество сахарных, льноперерабатывающих предприятий, крахмалолапаточных заводов, по производству растительного масла.
Кроме пищевых отраслей, сельское хозяйство поставляет сырье и для других перерабатывающих производств. На сельскохозяйственном сырье работают предприятия кожевенного производства, переработки шерсти.
Размеры перерабатывающего предприятия оценивают по различным показателям: выпуску продукции в натуральном и денежном выражении, численности работающих. По этим показателям их можно разделить на три группы: крупные, средние, мелкие.
Размеры предприятия в натуральном выражении определяются по выпуску продукции в сутки. Так, малыми предприятиями по переработке молока принято считать такие, которые перерабатывают до 30 т молока в сутки, средними – 50-100 т, крупными – свыше 100 т. Малыми предприятиями по переработке мяса считаются производящие до 1т колбасных изделий в сутки, средними – от 1 до 5 т, крупные – свыше 5 т.
|
По численности работающих перерабатывающие предприятия можно разделить на малые – 10-20 работающих в смену, средние – 20-100, крупные – свыше 100 чел.
Одним из важнейших условий повышения эффективности перерабатывающего производства является его концентрация. Это происходит за счет увеличения размеров предприятий и роста доли крупных предприятий и общем выпуске определенного вида продукции. У каждого предприятия – крупного или малого, есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать. Нужны те и другие предприятия. Задача - создать оптимальное сочетание крупной и малой переработки, устранить недостатки обеих форм и повысить эффективность работы.
Одной из форм рациональной организации производства является соединение последовательных стадий переработки сырья, отходов, объединение технологически родственных производств, представляющих производственно-техническое единство, начиная с переработки сырья до получения готовой продукции и переработки отходов. При комбинировании производства ведущее из объединенных между собой производств определяет профиль, особенности и специализацию по выпуску той или оной готовой продукции и в основном внутрипроизводственную структуру комбината. В пищевой и перерабатывающей промышленности созданы комбинаты по производству различных видов продукции.
|
Характерными признаками комбината являются:
- наличие тесных производственно-технических и экономических связей между производствами, включенными в состав предприятия;
- пропорциональность по производительности и пропускной способности объединенных в рамках предприятия различных технологически связанных между собой производств;
- непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому;
- территориальное единство, т. е. расположение, как правило, на одной пространственной территории всех частей комбината, связанных между собой общими коммуникациями;
- единство энергетической системы;
- общие вспомогательные производства и службы, обслуживающие основные производства;
- единое управление.
Комбинат как одна из форм организации производства может осуществлять деятельность в рамках разных организационно-правовых форм предприятий, будь это открытое или закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или другие формы, предусмотренные действующим законодательством.
Основные проблемы, характеризующие производственную сферу потребительской кооперации и требующие решения в процессе развития на среднесрочную перспективу, следующие:
- потребительская кооперация обладает производственными предприятиями мелкого и среднего масштаба, в основном не связанными единой комплексной стратегией развития и не создающими систему;
- решения о создании, определении профиля, перепрофилировании и ликвидации предприятий, а также отчуждении производственных мощностей принимаются на несогласованной основе на уровне потребительских обществ, реже - союзов потребительских обществ, без учёта взаимного влияния на общее развитие системы кооперативного производства и позиции на локальных и региональных рынках;
|
- мелкие производства зачастую экономически неэффективны, так как дублируют друг друга на рынках, создают внутреннюю конкуренцию с другими организациями потребительской кооперации, либо являются нерентабельными или убыточными в силу других объективных экономических причин;
- отсутствует единая система информационного обеспечения;
- большинство предприятий имеют низкий уровень технического и технологического обеспечения.
Основные предпосылки к развитию производства потребительской кооперации в современной ситуации заключаются в следующем:
- по каждому из действующих видов деятельности производственных предприятий есть перспективы развития;
- все виды деятельности практически самостоятельны;
- в будущем предполагается развитие и других видов деятельности, поэтому требуется отлаженный механизм управления.
Целью развития производственной деятельности в потребительской кооперации является создание управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно привлекательных производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской кооперации.
В связи с этим приоритетными являются следующие направления развития производства в потребительской кооперации:
1. Распределение производственных предприятий по уровням в зависимости от масштабов потенциального рынка сбыта продукции предприятия. Цель - распределение уровней принятия решения о создании, определении профиля, стратегии и тактике развития, ликвидации на:
- производственные предприятия районного уровня;
- производственные предприятия регионального уровня;
- производственные предприятия межрегионального и федерального уровня.
2. Объединение, при необходимости, предприятий в единые логистические схемы для организации обеспечения сырьём и сбыта готовой продукции.
3. Интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности.
4. Обеспечение высокого качества производимой продукции.
Основными принципами стратегии развития должны стать следующие:
1. Увеличение прибыли посредством интенсификации работы на существующих рынках.
2. Зарабатывание больше денег на том, что есть, создавать только то, на чём гарантированно можно заработать.
3. Повышение инвестиционой привлекательности.
4. Использование преимущества от вхождения в группы предприятий региональных союзов потребительских обществ и Центросоюза Российской Федерации, включая:
- укрепление стратегических позиций за счёт общей стратегии поведения потребительской кооперации на рынке;
- привлечение дополнительных источников инвестиций для модернизации производственной базы;
- укрепление финансового положения предприятия посредством привлечённых финансовых средств;
- получение доступа к нематериальным активам - брендам, иным объектам интеллектуальной собственности, а также доступа к продуктовым инновациям;
- снижение затрат в результате централизации на региональном или федеральном уровне части функций (по разработке новых продуктов, дистрибуции, закупке сырья).
Задачи создания и развития системы производственных предприятий в ПК
1. В целях оптимизации системы производственных предприятий ПК:
1.1. Распределить предприятия по уровням производства в зависимости от специализации производства и масштабов рынка потребления производимой продукции. Это позволит определить стратегию развития для каждого уровня предприятий, а также подходы к управлению.
1.2. Сформировать систему принятия решений о создании, определении профиля, стратегии развития, перепрофилировании и ликвидации предприятий по всем уровням.
1.3. Сформировать федеральную и региональные программы развития производства. По необходимости рекомендовать потребительским обществам формировать локальные программы развития производства.
1.4. Создавать условия для развития перспективных и рентабельных производств и ликвидации неэффективных производств:
- обеспечивать финансовую и административную поддержку эффективных и рентабельных проектов модернизации производства, создания новых производств, реализации проектов по снижению энергоёмкости и повышению экологической безопасности производства; при этом действующие производства должны обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции в процессе её оборота на рынке в течение не менее 3 лет;
- организовывать формирование и реализацию проектов совместного инвестирования предприятий регионального, межрегионального и федерального уровня;
- оказывать методическую и финансовую помощь в выявлении неэффективных производств, их переориентации или ликвидации;
- отказываться от поддержки низкоэффективных производств;
- формировать и реализовывать систему мер социальной защиты работников при переориентации или ликвидации производства.
1.5. Предоставлять освобождающиеся или неиспользуемые мощности для создания производства товаров крупных мировых операторов при условии, что такие товары не конкурируют на рынках с продукцией потребительской кооперации, с возможным обеспечением производства сырьём и распространением произведённой продукции через торговые сети потребительской кооперации.
1.6. Принимать меры к созданию инвестиционной привлекательности производственных предприятий в целях обеспечения притока инвестиционных ресурсов в развитие производственных мощностей.
2. Для оптимизации системы управления производственной сферой потребительской кооперации:
2.1. Организовать систему управления производством по уровням производственных предприятий (местных, региональных, межрегиональных).
2.2. Интегрировать систему закупки сырья:
- использовать в производстве при обеспечении конкурентных цен сырьё, закупаемое организациями потребительской кооперации;
- централизованно организовывать взаимодействие с крупными поставщиками сырья для обеспечения конкурентных цен и снижения издержек производства.
2.3. Интегрировать систему закупки оборудования для производства:
- обеспечивать информирование системы потребкооперации о новом и высокоэффективном оборудовании;
- создавать условия для снижения стоимости оборудования за счёт количества однотипных поставок в систему потребкооперации, оптимизации таможенных режимов и оформления.
2.4. Осуществлять методическое и информационное обеспечение управления производством.
3. Для повышения качества продукции, развития сбытовой деятельности и продвижения товаров:
3.1. Сформировать и внедрить систему качества на основе международных стандартов качества продукции и обеспечить контроль качества производимой продукции.
3.2. Организовывать проведение маркетинговых исследований для выявления потребностей рынка в продукции потребительской кооперации, в том числе во взаимосвязи с торговыми сетями потребительской кооперации.
3.3. Внедрять кооперативные бренды (частные марки), создаваемые для реализации продукции в торговой сети потребительской кооперации и вне её. В первую очередь обеспечивать брендами (частными марками) высококачественную продукцию и «туристическую» продукцию потребительской кооперации.
3.4. Формировать единую информационную систему, позволяющую оперативно обеспечивать управление кооперативными производственными предприятиями с целью контроля, оказания помощи в совершенствовании производства и продвижении товаров на рынки.
3.5. Ориентировать производство на потребителей для повышения эффективности реализации товаров как через торговые сети потребительской кооперации, так и через иные торговые организации.
3.6. Использовать создаваемую логистическую систему торговой сети потребительской кооперации, при необходимости дополняя её отдельными элементами, для обеспечения транспортировки готовой продукции и её сбыта.
3.7. Использовать возможности по рекламе, обеспечивать участие производственных предприятий потребительской кооперации в проводимых выставочных мероприятиях и ярмарках (федеральных, межрегиональных, региональных и местных, в зависимости от уровня производства).
3.8. Принимать меры по снижению негативного влияния конкурентной среды на развитие производственной деятельности потребительской кооперации:
- за счёт исключения или минимизации конкуренции между организациями потребительской кооперации;
- за счёт взаимодействия с органами государственной власти в части принятия протекционистских мер при регулировании экспорта и импорта товаров, конкурирующих с товарами производственных предприятий потребительской кооперации.
3.9. Использовать механизмы заказа товаров для государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения гарантированного сбыта произведённой продукции, в том числе переработанной сельскохозяйственной продукции, приобретённой в результате заготовительной деятельности
Главным принципом в любом перерабатывающем производстве служит формула: «дешево произвести, подороже продать».
Экономическая эффективность переработки сельскохозяйственной продукции
Сущность экономической эффективности перерабатывающего предприятия может быть выражена через критерии и систему показателей (слайд 5). Критерий – это признак, на основании которого производится оценка эффективности производства. Для перерабатывающего предприятия критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности является максимум прибыли.
Для определения сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции недостаточно абсолютной величины прибыли. Необходимо полученную прибыль сопоставить с произведенными затратами.
Эффективность производства в рыночной экономике определяется конкурентоспособностью продукции, спросом и предложением.
Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является цена на продукцию. Цена – один из основных факторов, влияющих на выручку от реализации продукции, на размер прибыли, получаемой предприятием, и соответственно на его финансово-экономическое состояние.
В рыночных условиях при снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения – повышается.
Основными видами цен в рыночных условиях являются:
- свободные цены, формируемые исключительно на основе соотношения спроса и предложения;
- регулируемые цены – цены, уровень которых регулируется государством с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции.
В зависимости от предназначения цены различают:
- отпускные цены предприятия, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам той же отрасли;
- оптовые цены предприятий оптовой торговли – цены реализации продукции розничным организациям торговли;
- розничные цены – цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;
- конкурсные цены для закупки товаров для государственных нужд – цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд; такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно на конкурсных торгах и гарантируются государством;
- закупочные цены – цены, по которым закупается продукция предприятиями переработки и другими организациями непосредственно у сельхозтоваропроизводителей;
- сопоставимые цены – цены, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции.
Для расчета цены в рыночных условиях используются разные методы: на уровне средних издержек плюс прибыль, на уровне плановой рентабельности продукции, исходя из реальной стоимости продукции, на основе уровня средних цен.
Основными направлениями повышения эффективности производства на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции являются:
- развитие интеграции путем создания интегрированных структур – агрофирм, ассоциаций, кооперативов, агропромышленных объединений, холдингов, финансово-промышленных групп и др;
- повышение качества произведенной продукции;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение ее конкурентоспособности;
- повышение производительности труда;
- улучшение менеджмента;
- проведение маркетинговой стратегии, позволяющей расширить сегменты рынка и рационализировать ассортиментную политику;
- повышение ответственности и мотивации труда рабочих предприятия;
- улучшение использования ресурсов за счет повышения объемов производства, сменности работы предприятия, использование лизинга для приобретения нового оборудования;
- внедрение в производство новейших достижений науки и практики.
Каждое предприятие состоит из производственных подразделений — цехов, участков, обслуживающих хозяйств, органов управления. В состав предприятий могут также входить организации и учреждения, призванные удовлетворять нужды работников и членов их семей.
Производственные подразделения предприятия — цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе; взаимосвязи между ними, принятые в совокупности, составляют производственную структуру предприятия.
Основной производственной единицей производственного предприятия является цех, где выполняется часть производственного процесса. Цех состоит из участков, которые в свою очередь состоят из рабочих мест.
Под производственной мощностью перерабатывающего предприятия следует понимать максимально возможный выпуск продукции или максимально возможный объем переработки сырья в единицу времени
Тип производства следует рассматривать как классификационную категорию производства. Эта категория включает в себя такие признаки как широту ассортимента изделий, стабильность объема производства продукции и специализацию рабочих мест.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Чем является заготовительная деятельность в потребительской кооперации, ее социальная функция?
2. Основная цель развития заготовительной деятельности организаций ПК.
3. Задачи развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации.
4. Цели развития производственной деятельности в потребительской кооперации
5. Основные проблемы, характеризующие производственную сферу потребительской кооперации.
6. Задачи создания и развития системы производственных предприятий в ПК