"Вы ищете "Раджа-йоги", не ограничиваясь успехами в упражнениях Хатхи. Это хорошо. Трудно сказать, что такое Раджа-йога. На основании Брихадараньяки-упанишады и четвёртой главы Гиты, надо думать, что это кшатрийская (воинская, княжеская) традиция, противопоставляемая браминской. (Сравни, например, Мокшадхарма, гл. 277, 322). Очень ясно об этом говорит Гита: Кришна говорит о себе, как о хранителе традиций Раджа-йоги как системы; древние памятники её не дают, нужно принимать её со вторых рук, или вести работу самостоятельно, изучая памятники.
Вполне присоединяюсь к Вам в Вашем выборе пути Кармы. Индийская традиция утверждает, что в кали-югу открыты пути Кармы и Бхакти. Конечно путь Бхакти чрезвычайно труден и не всем доступен в его высших формах, но без него не обойдёшься. Не нужно его понимать как требование следования какой-нибудь религии – такое геройство, какое проявила, например, Зоя К.[осмодемьянская] и многие другие, есть проявление высочайшей любви и самоотреченья – бхакти.
Не могу согласиться с Вашим утверждением о необходимой связи Хатхи и Раджа-йоги. Хатха – явление позднее, средневековое, а Раджа существовала задолго до нашей эры.
Основным текстом Раджа-йоги считают "Сутры Патанджали", "Сутра" – значит "нить". Так называют "конспекты" той или иной науки Веданты. "Сутры" составлены так, что без комментариев их не понять; язык сутр предельно сжат, некоторые шлоки состоят из незаконченных предложений. Послесловие в седьмом выпуске, строго говоря, есть изложение Раджа-йоги. Есть по-русски "Раджа-йога" Вивекананды и Б.Арова (В.Сахаров) "Теория и практика йоги". Эти книги – лучшее, что я знал по-русски на эту тему. Эти произведения – изложение "Йога-сутр". В Гите сказано (гл. 4): "Царственная йога со временем пришла в упадок. Я пришёл её восстановить". Если Вы будете подходить к йоге, чтобы извлечь из неё "рациональное зерно", Ваши усилия обречены на неудачу. Но понять йогу нужно, и понять можно различно. Шри-Кришна говорит, что "йога есть искушённость в действиях".
|
Вживаясь в йогу, человек лепит себя по созданному им самим идеалу, но человек вне человечества, вне общества – пустая абстракция, ведь человек характеризуется способностью мышления, а мышление осуществляется словом (логосом). Носитель слова, логоса, языка – народ.
Как народ вне человечества абстракция, так и человек вне народа – абстракция.
Йога становится в зависимость от состояния общества: успех в практике той или иной йоги традиция связывает с югами. (см. Гита гл.8, заключительные шлоки главы и прим. к ним).
Западная методология науки построена на экстравертированном анализе, а наука древнего Востока – на интровертированном синтезе. Вспомните замечательные слова Арджуны: "Противоречивым словом ты вводишь меня в заблуждение, говори лишь о том, чем я смогу достигнуть блага". Вы скажете: американизм, прагматизм Джемса. Нет. Полярно: Джемс: "польза – критерий действительного", а Гита: "Критерий Правды – Благо".
Почему Вы думаете, что без упражнений хатхи нельзя заниматься медитацией? В смысле духовном "хатха" не даёт ничего нового и, если хотите, снимает достижения Раджа-йоги. Вивекананда даже не упоминает о ней. Он признаёт только Джнана, Бхакти и Карма-йоги. Карма-йогу он считает наивысшей. В журнале "Индия" даны основные асаны с описанием их техники и достижений. Эти описания и фото дают больше, чем текст, весьма лаконичный и рассчитанный на изустное разъяснение. Должен сказать, что не все упражнения Хатхи полезны, и не все широко показаны для всякого. И здесь требуется распознавание. Сидхасана – большие авторитеты считают эту позу наилучшей для поднятия Кундалини.
|
”Связь дыхания и пульса прямая”. Это естественно, как в часовом механизме, но только неизмеримо тоньше и сложней. ”Связи мозга с органами и органов с мозгом считаются не подлежащими контролю сознательной воли”. Думаю, что это не совсем так, а может быть, при известных условиях, и совсем не так (йогические сиддхи). Но как во всём проявленном, ничего нет тайного, что не стало бы явным, самой Природой даны человеку ключи к "Премудрости Божьей" (Святая София, Зиждительница всего).
Я немало занимался анатомией и не раз чувствовал себя перед анатомическим столом, как перед Престолом и Пречистым Телом. Так вот, основание или принцип ключей – это цеповые рефлексы. Я положил себе пищу в рот, моя воля разжевать её, проглотить, но уже не моя воля дать или не дать на эту пищу слюну, да ещё тончайшим соответствием пищи и слюны – их химического состава. Моя воля протолкнуть пищу за дужки зева, но здесь уже кончается "моя воля" – первое движение мышц пищевода – и начинается нескончаемая цепь непостижимо-сложных, прекрасных, отточено-согласованных в мельчайших подробностях космических процессов, называемых физиологами "цепными висцеро-церебральными рефлексами" (прочтите с такой точки зрения в томе 4-м "Рассказы Маркандеи" о том, как он был проглочен младенцем, стр.77). Я думаю, что Вы не пожалеете времени, нужного для такого опыта. Самый верный ключ такого рода – это связь цепового рефлекса дыхания со сложнейшей системой, об этом можно написать много страниц...
Я считаю себя вправе сделать некоторые выводы в области психофизиологии вообще и в частности касаться тем, так называемой Хатха-йоги, привлекшей некоторое внимание некоторых наших соотечественников. (К слову: "Хатха" означает скорее не "сила", "мощь", а "упорство", "настойчивость", "безусловная необходимость". В сочетании со словом "йога" означает особую форму йоги, сопряжённую с самоистязанием. Таково словарное значение слова".