Индивидуальные стили принятия решения




В связи с различием личностных профилей менеджеров и их индивидуальных стилей принятия решений выделяют следующие типы решений:

1. Решение уравновешенного типа - свойственно менеджерам, которые приступают к проблеме с уже сформулированной идеей, возникшей в результате анализа. Подобная тактика продуктивна.

2. Импульсивное решение - характерно для менеджеров, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действием по их проверке и уточнению. Это может привести к внедрению недостаточно обоснованного решения.

3. Инертное решение - это результат очень неуверенного и осторожного поиска решений, каждое решение уточняется и проверяется, что приводит к затягиванию его принятия.

4. Решение осторожного типа - характеризуется особой тщательностью оценки и критичностью. Менеджерам с таким типом принятия решений присуща осторожность, они очень чувствительны к отрицательным последствиям своих решений.

 

 

 

Классификация методов УР

Все методы принятия УР можно объединить в три группы:

· Неформальные

· Коллективные

· Количественные

Неформальные методы основаны на аналитических способностях людей, принимающих эти решения. Они базируются на интуиции менеджера. Преимущество в том, что такие решения принимаются оперативно, а недостатком является то, что менеджер не гарантирован от выбора ошибочных решений.

 

Коллективные методы требуют определения участников коллективной работы над принятием решений. Формами коллективной работы могут быть заседания, совещания, работа комиссии, круглые столы и так далее. В коллективных методах выделяют:

- методы принятия УР на основе творческого мышления (психологические методы)

- экспертные методы.

 

Количественные методы основаны на выборе оптимальных решений путем обработки на компьютере больших массивов информации.

 

 

Понятие, назначение и типология прогнозов

Цель и назначение прогноза состоит в определении вероятных альтернатив экономического развития и их социально-экономических последствий для принятия наиболее рациональных решений.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогноз всегда является предплановой стадией работы. Основными источниками исходной информации для прогнозирования являются:

· Статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий.

· Научно-техническая документация и другая информация по развитию науки и техники в России и за рубежом.

 

Типы прогнозов:

· По временному признаку:

а) сверхдальние прогнозы с периодом упреждения от 50 до 100 лет (для социальных, научно-исследовательских и экономических объектов);

б) долгосрочные прогнозы с периодом упреждения от 15 до 30 лет (для прогноза погоды от 10 до 100 суток);

в) среднесрочные прогнозы с периодом упреждения от 5 до 15 лет;

г) краткосрочные прогнозы с периодом упреждения от года до 5 лет.

· По объекту прогнозирования выделяют прогнозы:

а) экономические;

б) социальные;

в) экологические;

г) научно-технические;

д) внешнеэкономические;

е) демографические;

ж) прогнозы развития природных ресурсов.

· По способу представления результатов:

а) точечный прогноз, которым указывается единственное значение прогнозируемого показателя;

б) интервальный прогноз, который указывает на некоторый интервал прогнозируемого показателя.

 

Методы прогнозирования

Все методы прогнозирования условно делятся на три группы:

· Количественные

· Качественные

· Неформальные

 

В составе количественных методов прогнозирования выделяют:

· Методы экстраполяции или проецирование тренда – этот метод является методом изучения тенденций прошлого и продлением их в будущее.

· Математические методы, к которым относят:

а) корреляционный анализ;

б) регрессионный анализ;

в) факторный анализ;

г) математическое моделирование.

 

В составе качественных методов прогнозирования выделяют:

· Метод опроса клиентов или модель ожидания потребителя.

· Экспертные оценки, в том числе:

а) метод интервью;

б) метод Дельфы;

в) мозговой штурм;

г) метод построения прогнозного сценария и др.

 

В составе неформальных методов прогнозирования используют:

· Вербальную информацию (устную) – методами ее сбора являются теле - и радио репортажи, информация от потребителей, поставщиков, конкурентов, юристов, бухгалтеров, консультантов.

· Письменную информацию – источниками которой являются публикации, отчеты, информационные бюллетени, профессиональные журналы.

· Промышленный шпионаж – успешный способ сбора данных о действиях конкурентов.

 

Выбор метода прогнозирования зависит от следующих компонентов:

- Периода, на который необходимо составить прогноз.

- От специфики прогнозируемого объекта.

- Возможности получить соответствующие исходные данные.

-Требований к точности прогноза.

 

Эффективность УР

Эффективность управленческих решений – это ресурсная результативность по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и другое.

 

Эффективность УР разделяется на следующие виды:

· Организационную

· Экономическую

· Социальную

· Технологическую

· Психологическую

· Правовую

· Экологическую

· Этическую

· Политическую

 

Организационная эффективность УР – это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационная эффективность и качество УР неразрывно связаны и поэтому во многих публикациях эти параметры рассматриваются совместно.

Экономическая эффективность УР – это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию.

Социальная эффективность УР – это факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.

Технологическая эффективность УР – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального, мирового технологического уровня производства).

Психологическая эффективность УР – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

Экологическая, этическая, политическая эффективность УР – факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, с меньшими финансовыми затратами.

 

Эффективность УР определяется действием множества факторов технического, организационного, экономического, социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации. Основными из них являются:

· Компетентность и опыт работы ЛПР.

· Степень информированности ЛПР.

· Уровень коллегиальности в процессе разработки решения.

· Удельный вес контролируемых решений.

· Степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение в его реализации.

· Мотивация исполнителей.

· Характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

 

Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой организации.

 

Основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление.

 

Контроль выполнения УР

Важнейшей задачей организационного механизма реализации УР является контроль их реализации. Нередко качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля.

Причинами отклонений в реализации решений могут быть безответственное отношение исполнителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки решения, но необходимо на завершающем этапе его реализации.

В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения выделяют контроль

-предварительный

- текущий

- фильтрующий (упреждающий)

- заключительный

 

Методы предварительного контроля применяются до начала исполнения решения и позволяют определить качественные, количественные и структурные характеристики варианта его реализации. Задача предварительного контроля заключается в подтверждении правильности сформулированной цели и стратегии реализуемого УР, разработке или корректировке критериев оценки, отладке методики и регламента проведения дальнейшего контроля.

 

Метод фильтрующего (упреждающего) контроля применяется в разовом порядке в ходе реализации решения. Задача фильтрующего контроля – приостановление выполнения решения на каком-либо участке при резких отклонениях между фактическими результатами и запланированными.

 

Метод заключительного контроля (по результатам) применяется при исполнении решения и позволяет оценить успехи и недостатки, проанализировать все этапы подготовки.

Контроль имеет не только административное, организационное, технологическое или аудиторское значение, но и очень важное социально-психологическое воздействие.

Для исполнителей контроль должен служить фактором, повышающим престиж выполняемой задачи, прибавляющим самоуважение и уверенность в работе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: