Информационное обеспечение УР




ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Понятие и признаки УР

Управленческое решение (УР) – процесс выработки и принятия наилучшего варианта плана действий для решения назревшей проблемы или возникшей задачи.

 

Признаки УР:

1.Направленность управленческого решения на систему организации коллективного труда, в том числе на осуществление стратегического планирования, управление человеческими ресурсами, управление производством и т.д.

2.Принимается не каждым работником, а лишь субъектом УР – лицом, принимающим решения (ЛПР).

3.Принимается при наличии проблемы. Проблема – это ситуация, характеризующая различие между существующим и желаемым состоянием управляемой системы.

4.Принятие УР связано с переработкой информации, относящейся к решаемой проблеме и выбором на основе этой информации наиболее предпочтительного варианта.

5.УР и процесс его принятия содержат в себе элементы научного знания и элементы творчества.

 

Каждое УР затрагивает экономические, организационные и психологические аспекты.

 

Экономический аспект УР заключается в том, что для разработки и реализации любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты, т.е. каждое решение имеет стоимость.

Реализация эффективного решения должна принести организации прямой или косвенный доход, превышающий затраты на подготовку решений.

 

Организационный аспект УР заключается в том, что к процессу разработки привлекается персонал организации, который необходимо наделить полномочиями, правами, обязанностями, ответственностью, обеспечить необходимыми ресурсами, организовать систему координации и контроля.

 

 

Элементы и функции УР

 

Элементами УР являются:

1. Субъект решения - это источник инициативы разработки и принятия УР. В качестве субъекта УР могут выступать руководители, менеджеры, а также группы, наделенные властным полномочиями (правление, совет директоров и т.д)

2. Объект решения - это исполнитель решения, которыми могут быть отдельные подчиненные, отделы, подразделения, определенные группы людей.

3. Предмет решения – это процесс разработки, принятия и реализации УР.

4. Цель разработки решения.

5. Потребность в разработке и реализации решения.

6. Целевая группа - персонал или население, для которых разрабатывается или организуется УР.

Взаимосвязь элементов УР представлена на рисунке

 

Потребность в принятии и реализации УР

 

Субъект УР

 

Цель разработки и принятия УР

специалисты

Предмет УР

консультанты

Объект УР

эксперты

Целевая группа

 

Сущность УР проявляется в выполняемых ими функциях. Так как процедура разработки, принятия и реализация УР касается различных сфер деятельности, то функции УР определяются в зависимости от области разработки.

Рассматривая принятие решений как деятельность по управлению организацией, можно выделить следующие функции:

1. Установление целей развития предприятия

2. Разработка стратегии развития

3. Планирование деятельности по достижению поставленных целей

4. Мотивация исполнителей

5. Координация разработки и реализация решений

6. Учет достигнутых результатов

7. Контроль выполнения решений

Функциями УР как определенного вида интеллектуальной деятельности могут быть:

1. Выделение проблем

2. Анализ внешней и внутренней среды

3. Генерирование альтернативных вариантов и т. д.

 


3.Роль и место УР в процессе управления

Процесс управления имеет циклический характер. Управленческий процесс начинается обычно с выявления возникшей проблемы. Для её разрешения осуществляется сбор и изучение информации, на основе которой принимается УР. Затем организуется работа по реализации решения, осуществляется контроль и регулирование этой работы.

Так как выдвигаются все новые и новые проблемы, центральным звеном всего управленческого цикла являются управленческие решения. После того, как решение принято, вся последующая деятельность строится в интересах наиболее полной его реализации.

УР является основой всего процесса управления.

Хорошо продуманные УР обеспечивают наиболее рациональное использование всех видов ресурсов, конкурентоспособность и эффективность функционирования организации.

 

 

Схема управленческого цикла

 

 

Внешняя среда цели организации

       
   
 
 

 


Фактическ. сост. Планируемое состоян.

объекта управл. объекта управл.

 

сопоставление

 

проблема решение

 

 

субъект управления

 
 


обратная связь

 

 
 


Внешняя среда объект управления

 

Центральное место в управленческом цикле занимает УР, так как именно оно является основным средством разрешения всех возникающих проблем.

 

Требования к УР

Чтобы УР в наибольшей степени способствовало выполнению поставленных задач, оно должно отвечать ряду требований и включать условия их достижения.

 

Требования к УР и условия их достижения

 

Требования к УР Условия достижения
1. Соответствует действующему законодательству и уставным документам предприятия. 2. Отсутствие в тексте противоречий решения самому себе или ранее реализованным. 3. Своевременность принятия. 4. Наличие четкой целевой направленности и адресности. 5. Реальная осуществимость решений. 6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения. 7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решения. 8. Наличие у руководителя соответствующих полномочий для реализации УР. 9. Наличие возможности обоснованного положительного результата. 1. Контроль со стороны юриста. 2. Контроль со стороны юриста. 3. Знания и интуиция менеджера. 4. Доведение цели и сроков выполнения для каждого работника. 5. Заключение специалистов или экспертов. 6. Составление рабочих документов. 7. Заключение внешних экспертов. 8. Наличие должностных инструкций. 9. Расчеты и предположения.

 

Каждое из требований к УР прямо или косвенно нацелено на разработку оптимального решения.

Оптимальным называется решение, при котором главный критерий становится максимальным или минимальным, а остальные ограничиваются.

В отличии от правильных решений, которых может быть несколько, оптимальное решение единственное. Оно всегда носит расчетный характер и имеет числовые показатели.

 

Классификация УР

УР классифицируются по различным критериям:

1.По способу доведения:

- устные

- письменные.

2. По субъекту, принимающему решение:

- индивидуальные

- коллективные

- коллегиальные, принимаемые советами, правлениями.

3. По наличию информации, имеющейся в распоряжение менеджера:

-детерминированные, принимаемые в условиях определенности при наличии полной информации

- вероятностные, принимаемые в условиях риска

- неопределенные, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии информации по этой проблеме.

4. По целевой направленности:

-одноцелевые

- многоцелевые.

5.По характеру задач:

-экономические, которые принимаются относительно эффективности производства, повышения прибыли

- социальные, направленные на улучшение условий труда

- технические, направленные на совершенствование технологии производства

- организационные, направленные на совершенствование системы организации производства

6. По функциональному содержанию:

- плановые

- организационные

- контролирующие

- регулирующие

- аналитические и др.

7. По характеру целей:

-текущие

- тактические

-стратегические.

8. По организационному оформлению:

- жесткие, которые жестко регламентируют действия подчиненных

- ориентирующие, определяющие схему действия подчиненного

- гибкие.

9. По длительности реализации (показывают результат осуществления решений во времени):

- краткосрочные - если между моментом принятия решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок

-долгосрочные (перспективные) - если результаты осуществления решений могут быть удалены на несколько лет.

10. По прогнозируемости последствий (показывают возможность корректировки УР):

-корректируемые - если возможно устранить какие-либо отклонения или учесть новые факторы

- некорректируемые – если последствия необратимы.

 

 

Типология УР

Типология - научный метод, основанный на расчленении объектов и их группировки с помощью обобщенной модели или типа.

 

 

Типология УР

           
     
 

 


степень формализации: используемые методы: творческий вклад:

-хорошо структурированные -программируемые -рутинные

-слабо структурированные -непрограммируемые -селективные

-неструктурированные -адаптационные

-инновационные

Формализация - возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации.

Хорошо структурированными задачами являются такие, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать числовые значения. Для решения таких задач могут быть использованы количественные методы анализа: линейное и динамическое программирование.

Слабоструктурированными являются сложные проблемы, отличающиеся качественными зависимостями элементов.

Неструктурированные проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны.

По используемым методам различают решения:

- программируемые - стандартные и повторяющиеся решения;

- непрограммируемые – решения, принимаемые в новой ситуации.

По творческому вкладу менеджера в процесс принятия решения выделяют 4 уровня принятия УР:

 

- рутинный, на котором принимают обычные рутинные решения. Он не требует творческого подхода, т.к. все действия и процедуры заранее предписаны;

- селективный - требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений и его задача заключается в том, чтобы выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных решений те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.

Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий.

- адаптационный, который рассчитывается на дополнительные непредусмотренные трудности. При разработке таких решений сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Используется личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы

- инновационный, на котором принимаются решения, связанные со сложностью и непредсказуемостью событий. Это комплексные решения, имеющие высокую трудоемкость выполнения. На этом уровне принимаются неординарные решения, требующие нововведений.

 

 

Формы разработки УР

Каждая форма разработки УР может быть представлена несколькими формами реализации. Формы разработки УР можно поделить на группы.

Группа А:

Указ - решение главы государства.

Закон - решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер.

Приказ - решение руководителя организации. Он обязателен для исполнения, может быть обжалован в вышестоящей инстанции или в суде.

Распоряжение - решение руководителя, не наделенного административными функциями. Оно обычно касается вопросов технологии, организации труда, техники безопасности, обязательно для исполнения непосредственными подчиненными, но может быть обжаловано у линейного руководителя.

 

Группа Б:

Указание - решение, носящее методический характер. Реализуется в форме наставления или разъяснения (например, план счетов бух. учета и указания по его применению).

Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций. Протокол - решение об отражении каких- либо событий, обстоятельств (например, протокол совещания).

Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких- либо действий.

Правила - решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения норм поведения (например, правила техники безопасности).

 

Группа В:

Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой- либо деятельности (например,соглашение о разделе рынков).

Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческой и некоммерческой сферах деятельности.

Контракт - решение обычно коммерческого характера о проведении совместных работ.

Оферта - решение о предложении конкретному лицу заключить сделку на указанных условиях. Она является одной из сторон контракта.

Акцепт - решение о приеме предложения и заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Это вторая сторона контракта.

 

Группа Г:

Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций.

План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.

 

 

Формы реализации УР

Каждой форме разработки соответствуют свои формы реализации:

Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении решения в установленный срок.

Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.

Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР.

Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.

Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.

Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.

Деловая беседа - специально проводимая руководителем встреча с подчиненными для обмена мнениями по заранее оговоренной теме.

Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания для выполнения УР.

Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР.

Деловая игра (тренинг) - специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации УР на основе имитации реальных процессов.

Совещание - деловая коллективная беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных решений.

Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения в основном организационных вопросов.

 

Информационное обеспечение УР

Информация является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений.

Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной, оперативной, надёжной, своевременной и достоверной информации.

Информация является основой управленческого процесса и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием.

 

Управленческая информация – это совокупность сведений об управляемой и управляющей системе, а также сведений об окружающей среде. Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ей технико-экономических параметров. На основе полученной информации управляющая система вырабатывает команды управления и передаёт их в управляемую систему для исполнения.

Классификация управленческой информации:

1)По форме отображения: цифровая, буквенная и кодированная

2)По роли в процессе управления: аналитическая, прогнозная, отчётная, нормативная

3)По качеству: достоверная, ложная, лживая

4) По степени обновляемости: постоянная и переменная

5) По источнику возникновения: внутренняя и внешняя.

Кроме того она может быть количественной (сводки данных, статистические данные, прайс-листы) и качественной (результаты опроса потребителей).

 

Требования к управленческой информации:

1) Необходимое и достаточное количество информации

2) Достоверность и точность информации

3) Своевременность получения

4) Полезность информации

 

Технологические характеристики информации:

1) Плотность размещения

2) Возможность сохранения в различных условиях

3) Скорость извлечения и обработки информации

 

 

В разработке управленческих решений определяющее значение имеют информационные процессы - процессы сбора, хранения, обработки и передачи данных с целью управления производственной деятельностью.

Они делятся на 2 группы:

1. Информационные процессы, обеспечивающие выбор и формулирование цели - предназначены для разработки программных действий.

2.Информационные процессы, обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану.

Затраты на получение информации могут достигать значительных сумм. Для сбора всего фактического материала возможности, как правило, не бывает, поэтому приходится принимать решение на основе имеющихся фактов. Основное значение имеет не столько количество фактического материала, сколько его качество.

Постоянно возрастающий объем информации потребовал перехода на новые информационные технологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: