Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу-
разве это не прекрасно.
Конфуций
Прежде чем приступить к изучению дисциплины в контексте компетентностного подхода к усвоению знаний: «знать, уметь, владеть», необходимо ознакомится с общими методическими указаниями.
Студенты очной формы обучения имеют следующую структуру аудиторных занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, которые в календарно-тематических планах ряда направлений подготовки подразделяются на семинарские и лабораторные занятия. Нам представляется, такая дифференциация практических занятий оправдана для всех направлений подготовки и требует обязательного использования практических работ натурального и виртуального эксперимента помимо чисто семинарских занятий в структуре 2 «Д» (доклад-дискуссия). Общее число аудиторных часов составляет около 40% от заданной трудоемкости курса в 4 кредита (144 часов). Это лишний раз подчеркивает значимость самостоятельной работы студента при изучении курса КСЕ. Обучение осуществляется в течение одного семестра и контролируется двумя рейтинговыми оценками знаний, которые опираются на текущую активность обучаемых и посещаемость всех видов аудиторных занятий. По возможности рейтинговому контролю знаний также предшествует предварительный тестовый контроль знаний на одном из практических занятий. Минимальный балл рейтинга – 12-13 баллов, максимальный балл рейтинга – 25 баллов. Итак, чтобы быть допущенным к экзамену (дифферецированному зачету) студент должен набрать не менее 25 баллов за два рейтинга. Более высокий балл рейтингового контроля способствует и более высокой оценке на экзамене (дифференцированном зачете), на который выделяется 50 баллов, т.е. половина всех оценочных баллов. Конечно, возможны и поощрительные баллы, но не более 5 баллов дополнительных к экзаменационным 50 баллам. Экзаменационные билеты обычно содержат два опорных вопроса и структурно-содержательный тест. Опорные вопросы являются одновременно основными структурными элементами конспекта лекций и календарно– тематического плана семинарских занятий.
|
Студенты заочной формы обучения имеют следующую структуру аудиторных занятий: обзорные лекции, лабораторные занятия для студентов экономико-управленческих направлений; а также практические занятия для руководства и помощи в выполнении контрольных работ и для организации их защиты. Общее число аудиторных часов составляет 10-15% от заданной трудоемкости курса. Таким образом, особое значение придается самостоятельной работе студентов заочной формы обучения в течении всего заданного семестра.
Основным способом контроля самостоятельной работы студентов-заочников во время семестра является выполнение контрольного задания. При этом необходимо выполнять следующие указания и требования:
1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат одну контрольную работу.
2. Своё контрольное задание студент определяет по таблице вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.
|
3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.
4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Значительную помощь при выполнении абсолютного большинства контрольных заданий может оказать и электронный ресурс УМКД по дисциплине КСЕ, а также другие наши учебные пособия как в электронном, так и в печатном виде. Режим доступа: https://de.dstu.edu.ru/. Библиографический список литературы должен содержать не менее 5-7 использованных источников. Полезно в приложении к реферату привести словарь используемых естественнонаучных терминов, а также именной указатель ученых, внесших значительный вклад в постановку и раскрытие темы реферата.
|
5. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.
6. В течение семестра по датам, установленным учебно-методическим отделом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.
7. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования могут совпадать с датами консультаций или устанавливаются дополнительно преподавателем перед экзаменом или зачетом.
В исключительных случаях защита контрольных работ может проводится лектором во время экзамена или зачета.
Кроме того для допуска к экзамену или дифференцированному зачету для студентов экономико-управленческих направлений необходимо выполнить и защитить лабораторные работы по статистической обработке результатов прямых и косвенных измерений. В результате студент может набрать максимально 50 рейтинговых баллов (30 баллов за контрольную работу и 20 баллов за лабораторный практикум). Для допуска к экзамену (дифференцированному зачету) необходимо набрать не менее 25 баллов при обязательном выполнении как контрольного задания, так и лабораторного практикума. Казалось бы в более выгодном положении находятся студенты направлений, в календарно-тематических планах которых предусмотрены только контрольные работы без выполнения лабораторного практикума. Однако они обычно демонстрируют более низкий уровень знаний на экзамене (дифференцированном зачете), так как не осознают принципиальную значимость эксперимента в современном естествознании.
В заключении хотелось бы отметить обязательное соблюдение студентами заочной формы обучения графика выполнения контрольных работ, которые должны быть выполнены до начала экзаменационной сессии. Все контрольные работы, выполненные непосредственно в экзаменационную сессию, оцениваются по минимальной шкале баллов.
Тематический план и модульная структура дисциплины «Концепции современного естествознания»
Таблица №1
Номер модуля | Наименование модуля | Номер задания | Тема задания |
Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира | Предмет курса «Концепции современного естествознания» Цель и задачи курса. Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием. Научный метод познания. Общая периодизация истории естествознания. История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом и неклассическом естествознании. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании. Основные понятия и идеи общего естествознания. | ||
Физические концепции познания мира | Физика в контексте интеллектуальной культуры. Фундаментальность физики в естествознании. Общие представления о гипер-, мега-, макро-, микро-, гипомирах.. Фундаментальные взаимодействия. Фундаментальные микрочастицы. Фундаментальный принцип симметрии. Законы сохранения. Концепция пространственно-временных отношений. Физический вакуум. Концепции и методологические принципы квантовой механики. Процессы в микромире. Динамические и статистические закономерности в природе. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния и его термодинамическое и статистическое описание. Элементы неравновесной термодинамики. Закономерности самоорганизации в природе. | ||
Химическая концепция мира | Химия в контексте интеллектуальной культуры. Структурные уровни организации материи в рамках современной химии. Химические системы. Структурно-концептуальные разделы современной химии: учение о составе; структурная химия; учение о химических процессах; эволюционная химия. | ||
Панорама современного естествознания в концепции «стрел времени» | Космология. Элементы физики мегамира. Геологическая эволюция. Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли. Основные гипотезы (теории) происхождения жизни. Что такое жизнь? | ||
Эволюционная концепция биологического уровня организации материи | Биология в контексте интеллектуальной культуры. Классификационные системы в биологии. Структурные уровни биологической организации материи. Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции биологических структур материи. Макро- и микроэволюция. | ||
Биосфера и человек | Человек как особый уровень организации живой материи. Феномен человека «как существа трехстороннего-биосоциокультурного». Концепции биосферы и ноосферы Концепции экологии Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания. |