Формирование таких качеств, как эмпатия (сопереживание), доверие к людям




 

Эмпатия — это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым (Психологический словарь, 1997, с. 429).

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во мя совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

Хочется привести одну историю, придуманную 9-летним Андрюшей и его мамой после того, как они вместе прочитали книгу Погорельского «Черная курица».

Андрюша: Однажды Андрюша подрался в школе с первоклассником. Из носа текла кровь, болела нога.

 

Мама: А тут его еще отругала учительница Анна Николаевна и вызвала родителей в школу.

 

Андрюша: Андрюша рассердился на нее показал ей язык, после чего он сразу же убежал на улицу, прогуляв два последних урока.

 

Мама: Когда Андрюша пришел домой и мама спросила у него, как дела, он огрызнулся, громко хлопнул дверью в детскую комнату.

 

Андрюша: Через минуту из комнаты донесся пронзительный крик младшего брата, который тут же выскочил в коридор. Вслед за ним в коридор полетели теннисная ракетка, учебник по природоведению, плюшевый медведь и клюшка.

 

Мама: Андрюша еще долго кричал и плакал в

своей комнате. Он был сердит на всех.

 

Андрюша: Особенно на Анну Николаевну, на маму, на брата. Это ведь из-за них он сейчас остался один.

 

Мама: Кулаки Андрюши сами сжимались от обиды и злости.

 

Андрюша: В животе стало горячо от горя. Андрюша наплакался и наконец затих. Андрюша открыл глаза и увидел, что он находится в тридевятом царстве, в пятизвездочном отеле. У его ног ласково плескалось море, весело играли дельфины. Андрюша полюбовался на них и

отправился к бесплатным игровым автоматам.

 

Мама: Андрюша играл 5 часов подряд. Он уже собрался уходить, как вдруг увидел маленького худенького мальчика в очках и с заплаканным лицом.

 

Андрюша: Над малышом все смеялись, его дразнили и не подпускали к автоматам. Андрюша тоже хотел толкнуть его и

подставить ножку. Но потом вдруг подошел к нему, взял за руку и подвел к самому интересному автомату, на котором играл 16—летний пацан.

 

Мама: Андрюша испугался его немножечко.

 

Андрюша: Но не подал вида и смело сказал верзиле: «Пусти и его поиграть, он же маленький. Очень странно, но парень его послушался. Весь день Андрюша заботился о малыше, помогал ему во всем.

 

Мама: К вечеру Андрюша был так доволен собой и своим поведением, что ему даже казалось, что он стал выше ростом.

 

Андрюша: Андрюша с гордостью смотрел на малыша. Щеки Андрюши раскраснелись от счастья, глаза блестели, сердце громко билось. Андрюша улыбался во весь рот, хоть завязочки пришивай.

 

Мама: Ему очень хотелось, чтобы его кто-то похвалил. Андрюша открыл глаза, увидел свою комнату, вспомнил беду, хотел было заплакать...

Андрюша: Но решил, что гораздо приятнее улыбаться, чем плакать, делать добро, а не зло.

 

Мама: Он тихонько выскользнул из комнаты, пришел на кухню. Мама сидела за столом и читала сказку братишке, который устроился

у нее на коленях.

 

Андрюша: Андрюша подошел к ним с обнял обоих и с волнением сказал: «Давай я вам сам почитаю...»

 

Мама: Весь вечер в доме был мир и покой.

 

Андрюша: Андрюша раз и навсегда понял: он очень нужен маме, брату. Его все любили. И оказывается, люди многие добрые, особенно если для них делать добро. «Хорошо, что я добрый», — думал Андрюша.

В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и

эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев

В результате одного из таких чтений у 10-летнего Дани возникла идея составить свой «Эмоциональный словарь». Он приводится ниже. В дальнейшем этот словарь стал основой для создания одноименной игры.

 

Эмоциональный словарь

 

Добрый— когда все добрые ко мне.

 

Расслабленный— когда сделал все задания.

 

Довольный— когда тебе разрешили зимой поиграть в футбол.

 

Притворяющийся— когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

 

Хитроумный— когда пошутил.

 

Самодовольный— когда твоя шутка понравилась собеседнику.

 

Радостно-приподнятый— подтянулся 7 раз.

 

Задумавший отомстить— когда обсмеяли твои ботинки.

 

Разлентяво-скучающий— на каникулах.

 

Ликующе восторженный— победил в олимпиаде.

 

Разобиженный— на себя, на других.

 

Взбешенный

 

учителем — выгнал с

урока.

 

мамой — прогнала от компьютера.

 

братом — не взял с собой гулять.

 

Свирепый— когда на перемене подрался.

 

Свирепо-хитрый— когда проиграл, а ты решил отомстить.

 

Рассежено-возбужденный— когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

 

Гордо возвышающийся над собой— когда заставлял себя бегать целый год по утрам.

 

Разъяренно-коварный— когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.

 

Возвышено-радостныйкогда сочинил свою песню и музыку.

 

Огорченно-раскаявшийся— когда за дело по- ругали родители.

 

Разобиженный— не приняли в игру.

 

Взбешенный— когда несправедливо наказали.

 

Подковыристый— когда кого-либо дразню.

 

Умильный— когда мама или папа гладят меня.

 

Неостановимо-жаждущий— когда чего- то очень хочется.

 

Ликующе-восхищенный— приехал на теплое море.

 

Довольно-подарковый— на день рождения или на Новый год.

 

Прелестно-снисходительный— когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

 

Гордый с достоинством— помог папе починить машину.

Печално-обреченный— когда заставляют делать уборку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: