Эмпатия — это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым (Психологический словарь, 1997, с. 429).
Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во мя совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
Хочется привести одну историю, придуманную 9-летним Андрюшей и его мамой после того, как они вместе прочитали книгу Погорельского «Черная курица».
Андрюша: Однажды Андрюша подрался в школе с первоклассником. Из носа текла кровь, болела нога.
Мама: А тут его еще отругала учительница Анна Николаевна и вызвала родителей в школу.
Андрюша: Андрюша рассердился на нее показал ей язык, после чего он сразу же убежал на улицу, прогуляв два последних урока.
Мама: Когда Андрюша пришел домой и мама спросила у него, как дела, он огрызнулся, громко хлопнул дверью в детскую комнату.
Андрюша: Через минуту из комнаты донесся пронзительный крик младшего брата, который тут же выскочил в коридор. Вслед за ним в коридор полетели теннисная ракетка, учебник по природоведению, плюшевый медведь и клюшка.
Мама: Андрюша еще долго кричал и плакал в
своей комнате. Он был сердит на всех.
Андрюша: Особенно на Анну Николаевну, на маму, на брата. Это ведь из-за них он сейчас остался один.
Мама: Кулаки Андрюши сами сжимались от обиды и злости.
Андрюша: В животе стало горячо от горя. Андрюша наплакался и наконец затих. Андрюша открыл глаза и увидел, что он находится в тридевятом царстве, в пятизвездочном отеле. У его ног ласково плескалось море, весело играли дельфины. Андрюша полюбовался на них и
отправился к бесплатным игровым автоматам.
Мама: Андрюша играл 5 часов подряд. Он уже собрался уходить, как вдруг увидел маленького худенького мальчика в очках и с заплаканным лицом.
Андрюша: Над малышом все смеялись, его дразнили и не подпускали к автоматам. Андрюша тоже хотел толкнуть его и
подставить ножку. Но потом вдруг подошел к нему, взял за руку и подвел к самому интересному автомату, на котором играл 16—летний пацан.
Мама: Андрюша испугался его немножечко.
Андрюша: Но не подал вида и смело сказал верзиле: «Пусти и его поиграть, он же маленький. Очень странно, но парень его послушался. Весь день Андрюша заботился о малыше, помогал ему во всем.
Мама: К вечеру Андрюша был так доволен собой и своим поведением, что ему даже казалось, что он стал выше ростом.
Андрюша: Андрюша с гордостью смотрел на малыша. Щеки Андрюши раскраснелись от счастья, глаза блестели, сердце громко билось. Андрюша улыбался во весь рот, хоть завязочки пришивай.
Мама: Ему очень хотелось, чтобы его кто-то похвалил. Андрюша открыл глаза, увидел свою комнату, вспомнил беду, хотел было заплакать...
Андрюша: Но решил, что гораздо приятнее улыбаться, чем плакать, делать добро, а не зло.
Мама: Он тихонько выскользнул из комнаты, пришел на кухню. Мама сидела за столом и читала сказку братишке, который устроился
у нее на коленях.
Андрюша: Андрюша подошел к ним с обнял обоих и с волнением сказал: «Давай я вам сам почитаю...»
Мама: Весь вечер в доме был мир и покой.
Андрюша: Андрюша раз и навсегда понял: он очень нужен маме, брату. Его все любили. И оказывается, люди многие добрые, особенно если для них делать добро. «Хорошо, что я добрый», — думал Андрюша.
В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и
эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев
В результате одного из таких чтений у 10-летнего Дани возникла идея составить свой «Эмоциональный словарь». Он приводится ниже. В дальнейшем этот словарь стал основой для создания одноименной игры.
Эмоциональный словарь
Добрый— когда все добрые ко мне.
Расслабленный— когда сделал все задания.
Довольный— когда тебе разрешили зимой поиграть в футбол.
Притворяющийся— когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.
Хитроумный— когда пошутил.
Самодовольный— когда твоя шутка понравилась собеседнику.
Радостно-приподнятый— подтянулся 7 раз.
Задумавший отомстить— когда обсмеяли твои ботинки.
Разлентяво-скучающий— на каникулах.
Ликующе восторженный— победил в олимпиаде.
Разобиженный— на себя, на других.
Взбешенный
учителем — выгнал с
урока.
мамой — прогнала от компьютера.
братом — не взял с собой гулять.
Свирепый— когда на перемене подрался.
Свирепо-хитрый— когда проиграл, а ты решил отомстить.
Рассежено-возбужденный— когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.
Гордо возвышающийся над собой— когда заставлял себя бегать целый год по утрам.
Разъяренно-коварный— когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.
Возвышено-радостныйкогда сочинил свою песню и музыку.
Огорченно-раскаявшийся— когда за дело по- ругали родители.
Разобиженный— не приняли в игру.
Взбешенный— когда несправедливо наказали.
Подковыристый— когда кого-либо дразню.
Умильный— когда мама или папа гладят меня.
Неостановимо-жаждущий— когда чего- то очень хочется.
Ликующе-восхищенный— приехал на теплое море.
Довольно-подарковый— на день рождения или на Новый год.
Прелестно-снисходительный— когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.
Гордый с достоинством— помог папе починить машину.
Печално-обреченный— когда заставляют делать уборку.