Стили Муай Тай
Базовые упражнения В отличие от китайских, японских, вьетнамских боевых искусств, в "Муай Тай" нет комплексов формальных упражнений (ката), хотя базовые упражнения представляют собой короткие связки основных приемов. Большинство этих связок известно с тех времен, когда "Муай Тай" назывался "Пахуют". Они подразделяются на основные "маэ май" и дополнительные "лук май". Стили В "Муай Тай" выделяют два основных стиля: "Муай Лак" (твердый бой) сейчас можно увидеть достаточно редко, в основном в деревнях. В нем главное внимание обращают на твердую, устойчивую позицию, надежную защиту, относительно медленные, но четкие перемещения и мощные удары. Тактика зиждется на контратаках. Движения прямолинейны, финты не используются, очень развита техника боя на ближней дистанции. "Муай Киеу" (щегольской бой) напротив, строится на финтах и уклонах. Передвижения быстрые, много боковых и круговых ударов, а также ударов коленями. Правда, атаки, строящиеся на финтах, требуют больше времени, чем прямолинейные, но на силе ударов это не сказывается. К сожалению, сейчас все чаще многие боксеры сводят бой к простому обмену ударами - сказывается влияние европейского бокса и кик-боксинга.
Удар кулаком в "Муай Тай" наносят как изолированно, так и в серии связок. Основной ударной поверхностью являются костяшки пальцев, а в перчатках - их "фасад". Раскрытая перчатка используется для того, чтобы накрыть прямой удар или отвести его в сторону.
Удары ладонью, пальцами, тыльной стороной запястья не применяются. Техника работы кулаками похожа на технику обычного европейского бокса: хук, свинг, апперкот, прямой удар, против каждого из них используют несколько способов контратаки или блокировки. Большое внимание бойцы "Муай Тай" уделяют локтю, считая его оружием столь же острым и опасным, как лезвие меча.
|
Удары локтем очень сильны, их трудно остановить, они часто вызывают кровотечение. Наиболее распространенный удар локтем в "Муай Тай" - "сок ти", по принципу исполнения напоминающий боксерский свинг. Впрочем, удары локтем наносят практически во всех направлениях и под любым углом: снизу - вверх (сок хад), по диагонали наружу (сок чи-енг), сверху-вниз по вертикали (сок саб и сок тонг). Такими ударами можно запросто сломать противнику руку или перебить позвоночник). Есть работа двумя локтями сразу, как на блок, так и на удар (сок ку), но самым сложным приемом считается удар локтем назад (сок клаб), выполняемый и по прямой, и круговым движением.
Методов использования колена тоже немало, но в основном, это прямой удар (као тоун) и круговой, в самых разнообразных вариантах, в том числе с подпрыгиванием. Высоко поднятое колено может служить блоком при ударах ногами и в то же время позволяет проводить "колющие" удары стопой. А положение, когда мастер "Муай Тай" захватывает голову противника или входит в клинч в сочетании с ударом коленом, вообще может считаться визитной карточкой тайского бокса. Коленом бьют и в прыжке, даже в подбородок или в лицо (као лой), но развита и техника работы коленом в нижнем уровне, против коленей противника и против попыток подойти поближе (као ной и као кратай). Часто удары коленом применяют в сочетании с ударами локтем.
|
Техника ударов ногой (точнее, стопой) разработана в меньшей степени. В ее арсенале отсутствуют подсечки и удары в прыжке. Базовый удар стопой (тэ пиен тхан) - это прямой удар, направленный в пах или в солнечное сплетение. Боковых ударов немного, их наносят, как правило, с разворота или в круговом движении. Есть и аналог "маваси-гэри", удар, который называется "крокодил взмахивает хвостом". Зато хорошо разработана система ударов, нацеленных в подколенную ямку и цепляющих противника за ноги (тэ пааб и тэ таад). Стопы и особенно колени столь часто используют в бою, что "Муай Тай" нередко называют "боем восьмируких".
Многие иностранцы-путешественники, не разбирающиеся в боевых искусствах, воспринимают "Муай Тай" просто как драку без ограничений. В этом есть некоторая доля истины, потому что по сравнению с другими видами и направлениями боевых искусств, "Муай Тай" наиболее эффективен в уличной драке. Или, по крайней мере, относится к числу самых эффективных. Жесткий характер тренировок, высокая скорость движений, активная отработка всех приемов в спарринге делают бойцов "Муай Тай" чрезвычайно опасными противниками в реальных уличных столкновениях. К тому же в этом виде единоборств период выработки боевых навыков очень короток.
Если человек, который занимается, к примеру, Айкидо, может реально противостоять противнику в лучшем случае через пару лет ежедневных тренировок, то приемы "Муай Тай" можно достаточно уверенно применять на улице уже через месяц интенсивного обучения.
|
Муай Корат
Паак Есан (Восточный стиль Муай Тай, также известный, как Муай Корат)
Муай Корат назван в честь места, где он был основан, а именно города На Корат Рачазима (Na Khorat Rachasima), находящегося в центре Таиланда, ближе к востоку. Стиль Муай Корат стал известен народу во времена правления короля Рамы IV. Но вполне вероятно, что жители Кората изучали этот стиль ещё тысячи лет назад.
Правитель города На Корат Рачазима Фра Гемсамахан (Phra Hemsamahan) был, насколько известно истории, носителем традиции стиля Муай Корат.
Фра Гемсамахан обучил этому стилю Дэнга Тайпрасерта (Deng Thaiprasert), который стал первым бойцом, продемонстрировавшим стиль Муай Корат королю Таиланда и выигравшим турнир, став обладателем титула «Муан Чангат Чернг Чок» (Muan Changat Cherng Chok), который означал «Королевский чемпион».
Другим адептом этого боевого искусства, который обучался у Фра Гемсамахана был Круу Буа Ватим (Kruu Bua Wathim). Это был настоящий мастер стиля Муай Корат. Круу Буа стал военным и учил курсантов в армии Таиланда всю свою жизнь. Его настоящим именем было Круу Буа Нинарча (Kruu Bua Ninarcha), что в переводе означает «Тёмная лошадка».
Полагают, что Муай Корат является восточным стилем Муай Тай.
Стойка в Муай Корат совершенно отличается от других стилей Муай Тай. Боевая позиция довольно высокая и компактная. Ноги расположены практически на одной линии и обе направлены вперёд. Руки расположены одна напротив другой и обе находятся на одной линии перед носом. Передняя (опорная) нога распрямлена, колено закрыто. Задняя нога тоже прямая, натянутая и готова нанести восходящий удар, либо, используя работу стоп, изменить положение по отношению к противнику во время боя. Пятка задней ноги оторвана и не касается земли. Центр тяжести приходится на переднюю ногу. Голова расположена прямо над передней ногой. Корпус чуть наклонён вперёд.
При ударах ногами и руками в Муай Корат бьющая конечность максимально распрямляется. Удары ногами выполняются по восходящей дуге, немного сгибаясь, чтобы достать до шеи или головы противника.
В этом стиле предпочтение отдается работе на опережение и атакам, включающим в себя одновременно и блок и удар, а так же уклонам от ударов путём смещения с линии атаки. Редки случаи, когда в Муай Корат занимающихся учат сначала блокировать, а затем наносить удар. Стиль работы ногами используемый в Корат называется «Сууа Янг» (Suua Yang), что в переводе означает «Шаг тигра». Такая техника является довольно осторожной. Наиболее мощным оружием Муай Корат является техника под названием «Вианг Куай» (Viang Kwai), в переводе с таиландского – «Размах буйвола». Эта техника выполняется после удара ногой первыми костяшками кулака для атаки противника в область позади уха. Другая известная техника атаки называется «Таа Крут» (Taa Krut), применяемая в контратаках. Она заключается в одновременном нанесении двух ударов. Например колено плюс локоть.
В древние времена, адепты стиля Муай Корат следовали канонам буддистского учения «Син Хаа» (Sin Haa), пяти наставлениям. Медитация была очень важной частью тренировочного процесса, так же как и выражение глубокого уважения к старшим и золотое правило: никогда не сражаться против других бойцов Муай Корат.
Муай Маа Янг
Муай Маа Янг – это малоизвестный южный стиль Муай Тай. Название «Маа Янг» в переводе с тайского означает «Шаг лошади». Мастера, основавшего этот стиль звали Круу Тэнки (Kruu Tankee).
Классическая боевая позиция в этом стиле такова, что боец держит ногу в оборонительном положении, приподнимая её. Одноимённая рука находится близко к корпусу, защищая бок. Другая рука находится перед лицом, тоже в защитной позиции.
Круу Тэнки был хорошо известен благодаря своей жестокости во время поединков и поэтому не пользовался популярностью как учитель.
Одна из легенд гласит, что во время одного из поединков Круу Тэнки вырвал глаз своему противнику Круу Нори (Kruu Noree), представителю стиля Муай Чайя, который разбил Круу Тэнки лоб ударом ногой в прыжке. Круу Нори продолжал бой даже после потери глаза, но позже умер от кровоизлияния, связанного с полученным ранением.
Муай Паак Кланг
Паак Кланг (Центральный стиль Муай Тай, так же известный как Бангкокский стиль)
Муай Паак Кланг – бангкокский, или как его ещё называют «центральный» стиль. Возможно даже, что Муай Лопбури в своё время был частью Паак Кланга.
Известным мастером этого популярного стиля был Аджарн Кимсаинг (Ajarn Kimsaing, аджарн переводится как "учитель"), который был родом из города Аютайя. Аджарн Кимсаинг изучал Муай Аютайя у мастера Круу Киао (Kruu Kiao). Затем он переехал в Бангкок для обучения международному боксу и Муай Паак Кланг вместе с «Луанг Витсам Дарункон» (Luang Vitsam Darunkon).
Стойка в Муай Паак Кланг не широкая. Руки держатся низко, а кулаки сжаты и развёрнуты так, что центр ладони направлен вверх. Обе руки находятся на одной высоте, параллельны друг другу и направлены вперёд. Левая рука держится немного впереди при левосторонней стойке, и наоборот, правая чуть впереди при правосторонней.
Иногда передняя нога приподымается от земли и выходит немного вперёд, но всегда направлена в сторону противника. Работа ног в Муай Паак Кланг очень интересна. Во время того как боец делает шаг, его ноги становятся вместе, а руки поднимаются напротив лица боксёра в высокую оборонительную позицию. Затем когда боец опять делает шаг вперёд наружу и ноги уже не находятся рядом, а расположены в первоначальной боевой позиции - руки, в свою очередь, снова опускаются.
Этот стиль иногда называют «Шаги призрака», так как бойцы Муай Паак Кланг двигаются настолько быстро и плавно, используя для этого незначительное усилие, что складывается впечатление, будто они могут находиться во время поединка сразу в нескольких местах одновременно.
Аджарн Кимсаинг был последним учителем очень известного мастера стиля Муай Чайя – Аджарна Киета Сриуафайя (Ajarn Kiet Sriyaphai).
Боксёры стиля Муай Паак Кланг обматывают свои руки для поединка до середины предплечья
Муай Тай Боран
Муай Тай Боран
Муай Тай Боран является предшественником современного Муай Тай, поэтому слово Боран означает древний. Этот стиль Муай Тай был разработан тысячи лет назад, но первооснова, от которой ведёт своё происхождение этот стиль остаётся неизвестной.
Муай Боран был создан как система самозащиты от бирманских оккупантов. Это древнее боевое искусство сочетает в себе много техник из различных древних племенных стилей из разных областей Сиама.
Муай Боран включает в себя не только ударную технику, а и технику захватов, бросков, силовых удержаний, удушающих приёмов и технику воздействия на болевые точки. Основной задачей этого искусства является развитие навыков по борьбе с вооруженным противником. Бойцы Муай Боран могли продолжать поединок во время войны даже лишившись своего оружия.
Древние тайские воины, практикующие это искусство, были буддистами. Весьма значительную часть в их тренировочном процессе занимала медитация и подготовка к духовному церемониальному ритуалу, называемому «Рам» (Ram). Этот ритуал означал высшую форму концентрации разума и выражал, таким образом, дань уважения богам и духам предков всех воинов. Помимо использования Муай Боран в войнах, эта система существовала так же, как методика силовой подготовки и как соревновательный вид единоборства.
В начале двадцатых годов прошлого столетия правительство Таиланда ввело запрет на большинство техник и традиций Муай Боран. Такие правила и ограничения были введены в соревнования по Муай Тай с целью уберечь здоровье бойцов во время поединков. Именно в это время стал зарождаться спортивный Муай Тай. Соревнования стали проводиться в боксерских перчатках и всё больше стали походить на кикбоксинг.
Этот соревновательный вид единоборства постепенно стал национальным видом спорта Таиланда. С тех пор, как зародился спортивный Муай Тай, многие древние стили, которые серьёзно преподавались и изучались, были забыты. Сейчас в живых осталось буквально несколько мастеров традиционного Муай Боран, которые и в наши дни обучают этому искусству. На сегодняшний день фанатами и поклонниками Муай Тай в Таиланде принимаются активные меры по восстановлению и сохранению традиции Муай Боран, которые не позволят утратить наследие этого древнего боевого искусства.
Муай Уттарадит (Муай Та Сао)
Муай Уттарадит (Муай Та Сао)
Муай Та Сао – стиль Муай, который использовал в поединках мастер Фрайя Пичаи Дааб Хаак (Phraya Pichai Daab Haak) для достижения победы над своими противниками.
Боевая стойка в Муай Та Сао высокая. Центр тяжести приходится на заднюю ногу. Передняя нога едва касается земли. Это очень динамичный и скоростной стиль Муай Тай, в котором во время боя предпочтение отдаётся работе на дальней дистанции. Передняя рука в стойке находится далеко от лица, плечо этой же руки приподнято. Задняя рука опущена ниже и прикрывает кулаком нижнюю челюсть. Стойка в Муай Та Сао такова, что боксёр располагается по отношению к противнику почти боком, а ноги стоят одна перед другой.
Основная философия Муай Та Сао – прикончить противника, как можно скорее. Атаки боксёра, представляющего данный стиль взрывные и эффективные.
В городе под названием Уттарадит (Uttaradit) этот стиль живёт и в наши дни. Некоторые узкоспециализированные школы преподающие Муай Та Сао спрятаны на окраинах, но, не смотря на условия, тренировки проходят каждый день. Они не обучают иностранцев за исключением особых обстоятельств и эти школы практически невозможно найти. Нет смысла даже пытаться попасть к ним без приглашения. Они очень строго и трепетно относятся к своей традиции, стараясь избежать лишнего распространения знаний и техники своего стиля.
Муай Чайя
Муай Чайя – это древнейший стиль Муай Тай. Исторические записи свидетельствуют, что этому искусству, по меньшей мере, 200 лет, но всё же полагают, что чайя основан и развивался от самого начала становления Сиамского Королевства (Таиланд), на протяжении нескольких тысяч лет.
Искусство Чайя наиболее процветало во времена существования Муай Кэд Чок (бои с перевязанными конопляной нитью кулаками), где противникам было позволено применять любую технику, которую они считали подходящей для победы.
В дополнение к Муай Чайя, другими выдающимися стилями древнего Муай Тай были: Муай Коран (северо-восточный стиль), Муай Та Сао (северный) и Муай Лопбури (центральный) – каждый представлял собой всё самое лучшее из соответствующего региона страны. Соответственно названию «Чайя» (провинция на юге Таиланда), многие принимают это искусство за южный стиль таиландского бокса, но в действительности – Муай Чайя был основан на территории королевских пределов и был принесен на Юг воином, генералом, в последствии принявшем монашество, по имени Тан По Ма.
Таким образом, можно чётко заключить, что Муай Чайя фактически стиль таиландского бокса, использовавшийся элитными генералами и воинами, приближенными к королевской семье.
В техническом же плане Чайя отличается от современного Муай Тай очень разнообразной ударной техникой. Имеется множество ударов руками, с разными положениями кисти (кулак, ладонь, пальцы) и огромный арсенал ударов ногами, плюс удары ногами в прыжке, с разворота, в прыжке с разворота, удары ногами в падении, в кувырках. И конечно же неимоверное количество техник локтей и коленей. Также в арсенал входит система воздействия на болевые точки и суставы человека, имеющая схожую технику с китайским искусством циньна.