Теория возрожденного естественного права П. И. Новгородцева




После длительного господства позитивизма в России происходит возрождение интереса к естественному праву. В значительной степени это было продиктовано потребностью в формировании идеологической базы либерализма и борьбой с абсолютизмом.

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924 гг.) родился в г. Бахмут Екатеринославской губернии в купеческой семье. В 1888 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии и права. Более четырех лет изучал право в Берлине и Париже. С 1894 – приват-доцент, в 1897 защитил магистерскую диссертацию, в 1902 – докторскую и был избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета. С 1904 – член «Союза Освобождения», с 1905 – член партии кадетов. Депутат 1 Государственной думы. Подписал «Выборгское воззвание»,[7] осужден на 3 месяца тюрьмы. С 1906 по 1918 - ректор Московского высшего коммерческого института. После Октябрьской революции избран по списку кадетов в Учредительное собрание. В октябре 1918 уехал из Москвы на юг России и включился в антибольшевистскую борьбу. Вскоре из-за болезни выехал за границу. В 1920 возвратился в Крым, занятый войсками П. И. Врангеля. После разгрома Врангеля – в эмиграции. Один из основателей и декан Русского юридического института (факультета) в Праге, который он возглавлял до своей кончины.

Основные произведения: «Введение в философию права», «Кризис современного правосознания» и др.

Основные положения теории возрожденного естественного права.

П. И. Новгородцев считал необходимым восстановление естественной школы права, которая «может освободить правоведение от допущенных ошибок». Он противопоставлял естественное право положительному и объяснял это не только вечным противоречием идеала и действительности, но и некоторыми особенностями законодательства, которое это противоречие обостряет, т.к. даже совершенные положительные законы постепенно устаревают, а жизнь в своем развитии уходит вперед и требует новых законов. Отсюда постоянные конфликты между старыми законами и новыми прогрессивными стремлениями. Из этого конфликта «зарождается естественное право как требование реформ и изменений в общественном строе». Обращаясь к истории развития естественного права, он обращает внимание на то, что естественное право, возникнув еще в античности, затем меняло свое содержание с каждой эпохой. Оно действует и в ХХ веке «как идеал положительного права, как требование его реформы, как проявление философской мысли, как сама философия права». Следовательно, содержание естественных прав меняется от эпохи к эпохе, они исторически обусловлены, но сам факт их наличия бесспорен.

 

Новгородцев разработал учение об антиномичности[8] интересов личности и государства. Он считал, что абсолютно полного гармоничного слияния интересов личности и общества в целом не может быть. У каждой личности есть много обязанностей, отсюда возникают столкновения человека с обществом: одни разрешаются примирением, другие не могут разрешиться. Но даже разрешение конфликта порождает новые. Максимально возможный результат – их разумное сочетание в соответствии с принципами естественного права, а это достигается только в правовом государстве, которое возлагает на себя «миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно». Построение правового государства, по мнению Новгородцева, процесс «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении».

Кистяковский. Основные произведения: «Философская энциклопедия» в 5-ти томах, «Социальные науки и право» и др. Государство. В 1909 г. Б. А. Кистяковским было введено в научный оборот понятие «социалистическое правовое государство». Он полагал, что термин «правовое государство» служит для определения юридического характера государства. Поэтому ставил социальное и экономическое строение государства выше его юридической природы и в этом видел принципиальное отличие социалистического государства от буржуазного. Кистяковский называл социалистическое государство социально справедливым, народным, демократическим, высшим типом правового государства, отвергая при этом существовавшие в то время идеи о несовместимости социалистического государства с правом.

По его мнению, формальные правовые признаки, положенные в основание буржуазного правового государства, могут и должны быть использованы социалистическим государством, но они должны быть применимы и осуществлены более последовательно и глубоко. Среди таких двух основ правового государства, которые нуждаются в более совершенном их проявлении при социализме, он называл «субъективные публичные права и участие народа в законодательстве и управлении страной». Б. А. Кистяковский писал о «полном единении государственной власти с народом» и «о самом последовательном и самом широком применении народовластия», о расширении субъективных прав.

Обосновывая важность ограничения законами правительственной деятельности, он подчеркивал, что акты правительства, основанные на законе, должны издаваться только с той целью, которая преследуется законом, а не вопреки ей, только тогда они целесообразны.

Право. Кистяковским предлагается несколько подходов к понятию права. По его мнению, сам феномен права можно рассматривать как:

государственно-организационное или государственно-повелительное (право – совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается или гарантируется государством);

социологическое (право есть совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в процессе которых вырабатываются и кристаллизуются правовые нормы);

психологическое (право – совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером);

нормативное (право есть совокупность норм, заключающие в себе идеи о должном и определяющие внешние отношения людей между собой). Именно это понятие права Кистяковский считал наиболее ценным.

Помимо этого он выделял два практических понятия права:

юридико-догматическое (право есть совокупность правил, указывающих как находить в действующих правовых нормах решения для всех возникающих случаев столкновения интересов;

юридико-политическое (право есть совокупность правил, помогающих находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе).

1.Нормативистская теория права Г. Кельзена

Основные произведения: «Чистая теория права», «Общая теория норм» (осталась незавершенной) и др.

Г. Кельзен является представителем юридического (легистского) неопозитивизма, являющегося вместе с классический юридическим позитивизмом частью юридического позитивизма.

Юридический неопозитивизм – направление правовой мысли, объясняющее право «в чистом виде», не прибегая к объяснению через социологическое понятие государства и другие социальные явления.

Под «чистой теорией права» Кельзен и понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке: социология, психология, этика, политология и др., происходит как бы «очищение» права от всего, что не есть право в строгом смысле.

Иногда теорию Кельзена называют нормативистской.

Нормативизм – одно из направлений в правовой науке ХХ в., рассматривающее право исключительно как объективную логическую форму, абстрагируясь от социальных условий его существования и развития.

Право. Происхождение права. Кельзен считал, что право старше государства: оно возникло еще в первобытную эпоху, когда появилась система различных принуждающих запретов и табу, когда общество, в одних случаях разрешало, в других запрещало людям самим совершать акты принуждения (например, такие, как месть). В процессе исторического развития общество переросло в государство, где функции принуждения перешли к органам власти.

Система права. Важнейшей особенностью права, по Кельзену, является согласованность образующих его норм. Эту согласованность праву придает «основная норма». Основная норма – это «трансцендендентально-логическое понятие»,[1] она выражается формулой: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».

Кельзен представляет право как замкнутую иерархическую систему правовых норм в виде пирамиды во главе с "основной нормой", где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется. Высшая ступень права – конституция «черпает свою обязанность» непосредственно в основной норме. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая, нижняя ступень – индивидуальные нормы, создаваемые судом или административными органами применительно к отдельным правовым ситуациям.

Право – это принудительные нормы, составляющие в совокупности иерархическую систему предписаний, обеспеченных санкциями.

Международное право. Из этой конструкции верховенства «основной правовой нормы» выводится идея примата, верховенства международного права над национальным (внутригосударственным), рассмотрения его в качестве исходной нормы всякого национального права. Национальный правопорядок не должен противоречить международному правопорядку утверждает Кельзен. Если же возникают коллизии между международным и национальным правом, то это будет конфликт между высшей и низшей нормами и разрешается он в пользу вышестоящей, т.е. в пользу нормы международной.

Государство. Кельзен отождествлял государство и право. Государство – это «единство внутреннего смысла всех правовых положений», т.е. он полагал, что понятия правопорядка и государства тождественны. Государство в его трактовке представляет собой урегулированную, упорядоченную, нормативную систему принуждения.

Правовое государство. С этих позиций отождествления государства и права он полагал, что такое понятие, как правовое государство, представляет собой плеоназм,[2] что «всякое государство есть правовое государство», поскольку с юридической точки зрения любое государство предполагает наличие принудительных норм. Но все же, подчеркивал Кельзен, термин «правовое государство», являясь теоретически избыточным, используется для обозначения такого типа государства, «который отвечает требованиям демократии и правовой безопасности». Эти требования сводятся к следующим: правосудие и управление основываются на законах, принимаемых парламентом, избранным народом, с участием или без участия главы государства; члены правительства ответственны за свои акты;

суды независимы;гарантированы определенные гражданские свободы (свобода вероисповедания, совести, слова).Таким образом, в понятие правового государства входит то, что считается и признается ценным для человека и общества в европейской культуре, а не вообще любой принудительный порядок централизованного насилия над людьми

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: