Основы архитектурно-художественной композиции. (3)
Композиционное ядро - одно или группа помещений, где протекает основной жизненный процесс, ради которого данное здание сооружается. Композиционные оси - одно или несколько направлений, по которым организуется движение к ядру и по отношению к которым располагаются помещения здания.
Содержание композиционного ядра, характер и положение его композиционной оси (или осей) определяются назначением здания и функциональным процессом, протекающим в здании. В одних зданиях (кинотеатр, театр и др.) ядром композиции является одно основное помещение (зрительный зал), в других (клубе и т.п.) ядро состоит из ряда помещений (зрительный зал, малый зал, спортзал и т.д.), в третьих (в санаториях, больницах, школах и т.п.) они рассредоточены по этажам здания.
Архитектору, наряду с решением в композиции всех практических задач, надо облечь в пространственную форму, удовлетворяющую эстетическое чувство человека, ясно раскрывающую его восприятию содержание и структуру здания.
Приближаясь к архитектурному сооружению, человек испытывает ряд сменяющихся эмоций по мере того, как к восприятию силуэта и общих очертаний сооружению присоединяется восприятие все большего количества деталей, обогащающих впечатление. Войдя через главный вход, человек продолжает движение внутри здания по направлению к тому главному помещению или группе помещений, которые представляют собой ядро композиции. В связи с этим архитектурная композиция должна быть построена так, чтобы при движении по направлению композиционных осей раскрывалось ее содержание и сущность, постепенно нарастало эмоциональное воздействие, вызываемое ею.
|
Таким образом, функциональный процесс получает в архитектурной композиции художественное выражение.
На соответствующем эскизе приведен в качестве примера план грандиозного сооружения древности – Карнакского храма в Египте. Композиционным ядром здесь является маленькая целла храма, где находился идол бога Амона. Вся композиция здесь построена в виде чередующихся объемов и пространств – пилонов и дворов, создававших постепенное и непрерывное нарастание эмоционального воздействия по мере продвижения к этому ядру по прямой линии композиционной оси сооружения.
На площади Свердлова в Москве впечатление нарастает по мере приближения к зданию Большого театра (эскиз). Войдя внутрь здания, мы следуем по направлению композиционной оси через вестибюль, главную лестницу и фойе в зрительный зал, воспринимая постепенное обогащение пространственного построения и архитектурной обработки помещения, и приходим в зрительный зал театра, который по объему больше и обстановка богаче всех предыдущих помещений и является ядром, кульминационным пунктом всей композиции театра.
Рассматривая более сложный по своему построению и крупный ансамбль города – ансамбль б. Александринского театра в Ленинграде (эскиз), мы видим, что композиционная ось улицы Росси направлена на здание театра, являющееся ядром этой градостроительной композиции. Оси зданий, стоящих по улице Росси, подчинены оси улицы, а вся композиция ансамбля подчинена еще более мощной оси города – Невскому проспекту.
И, наконец, в ансамбле центра Ленинграда видно, что композиции его, образуемой главными зданиями и площадями города вместе со стрелкой Васильевского острова и зданием Биржи, главной осью является Невский проспект, с усиливающими ее отдельными ансамблями, построенными на дополнительных поперечных композиционных осях, в том числе и ансамбль б. Александринского театра.
|
Так, путем соподчинения композиционных осей осуществляется связь отдельных городских ансамблей и крупных общественных зданий в единую архитектурную композицию города, центр которого является композиционным ядром.
Для того, чтобы облегчить зрительное восприятие большого объема и сделать его более соизмеримым обычным представлениям, объем этот расчленяется. При этом в архитектурной композиции встречаются следующие приемы членения объема:
- простейшее членение объема по горизонтали или по вертикали на ряд подобных или различных геометрических форм (например, ступенчатые пирамиды, пилоны египетских храмов, современные элеваторы и т.д.);
- сложное членение объема при помощи горизонтальных тяг или вертикальных ребер, пилонов (например, флорентийские дворцы, жилые дома, современные каркасные сооружения);
- более сложное членение объема ритмическим рядом отдельных элементов (столбов или колоннад, портиками, лоджиями или сочетанием повторяющихся фрагментов).
Все эти приемы членения позволяют добиться целостного художественного восприятия архитектурного объема путем сравнения отдельных, соразмерных человеческому представлению его частей.
Одновременно с этим система членения служит важнейшим средством воплощения архитектурно-художественного замысла, влияющим на характер создаваемой композиции (эскиз).
На эскизе «Архитектурный объем» показаны простейшие геометрические формы и их сочетания, из которых строятся архитектурные объемы. Чем они проще, тем монументальнее и лаконичнее композиции.
На этом же эскизе приведены примеры архитектурно-художественного выражения объема здания, сооружения – силуэтом, массой и поверхностью. Это знаменитая церковь в погосте Кижи Карельской АССР, имеющая богатейший силуэт, пирамиды в Гизе, доминирующие своей массой в пространстве пустыни, и Дворцовая площадь в Ленинграде, где здание Генерального штаба громадным полукругом своего фасада формирует пространство площади.