Учреждение образования
«Международный государственный экологический университет
Имени А. Д. Сахарова»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
МГЭУ имени А.Д. Сахарова
_________________О.И. Родькин
_____________2009
Регистрационный № УД-______/р.
Основы психологии и педагогики
Учебная программа для специальности:
1-40 01 02-06 Информационные системы и технологии
(в экологии)
Факультет: | заочного обучения |
Кафедра: | философии, социологии и экономики |
Курс: | |
Семестр: | |
Лекции (часы): | |
Практические (семинарские) занятия (часы): | |
Лабораторные занятия (часы): | – |
Всего аудиторных часов по дисциплине: | |
Всего часов по дисциплине: | |
Зачет (семестр): | 7 семестр |
Экзамен (семестр): | – |
Контрольная работа (месяц): | ноябрь |
Курсовой проект (работа) (семестр): | – |
Форма получения высшего образования: | заочная |
Минск
Учебная программа разработана на основе типовой программы «Основы психологии и педагогики», утвержденной Министерством образования РБ 05.07.2007г, регистрационный № ТД-CГ.006/тип., а также рабочего учебного плана факультета заочного обучения МГЭУ им. А.Д.Сахарова на 2009-2010 учебный год для специальности «1-40 01 02-06 Информационные системы и технологии (в экологии)».
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии, социологии и экономики
_________ протокол № ___
(дата)
Заведующий кафедрой
___________ Н.Д. Лепская
(подпись)
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета мониторинга окружающей среды МГЭУ имени А.Д. Сахарова
__________ протокол № ___
(дата)
Председатель
__________ Н.В. Пушкарев
(подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения дисциплины
Повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры студентов; усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; практическая подготовка личности к выполнению различных производственных, общественных, государственных обязанностей, решению задач профессионального и личностного саморазвития.
Задачи дисциплины
В результате усвоения этой дисциплины обучаемый должен:
знать:
– сущность и ключевые категории психологии и педагогики, их общекультурное значение и место в системе наук о человеке и общества;
– основные закономерности и положения психологии и педагогики;
– направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в процессе социального созидания личности, профессиональной деятельности;
– основные функции психики, механизмы активности, мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
– индивидуально-психологические свойства личности и групп, психологические особенности в целях адекватного прогнозирования, оценивая их состояния, настроения и поведения;
– основы социальной психологии, межличностных отношений и общения, разрешения конфликтов;
– основные мировые образовательные тенденции;
– функции образования и соответствующие им модели образования;
– сущность образования как педагогического процесса;
– сущность, структуру, направления развития системы образования в обществе, основные способы организации образовательного процесса;
– основные принципы, методы, содержание, правовые основы семейного воспитания;
– закономерности, принципы, способы личностного самосовершенствования и развития творческого потенциала личности.
уметь характеризовать:
– психологические состояния, процессы и личностные особенности;
– психологию личности и социальной группы, закономерности педагогических процессов;
– основные принципы, формы и методы обучения и воспитания.
уметь анализировать:
– причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения;
– педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучаемого;
– воспитание как процесс социализации личности;
– закономерности и принципы развития творческой индивидуальности.
приобрести навыки:
– развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовых качеств;
– самостоятельной созидательной деятельности;
– конструктивного делового и межличностного общения в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1.Введение в общую психологию.
Задачи, содержание и организация курса «Основы психологии и педагогики». Предмет и задачи психологии. Основные категории психологии. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения. Проблема биологического и социального в природе человека.
2. Познавательные психические процессы.
Общая характеристика ощущений. Виды ощущений. Чувствительность. Адаптация. Характеристика восприятия: свойства, виды. Развитие ощущения и восприятия в процессе деятельности.
Память, её общая характеристика. Теории памяти. Процессы памяти. Механизмы развития памяти. Мышление как процесс. Мыслительные операции. Органы мышления. Виды мышления. Воображение и его виды.
3. Эмоционально-волевые процессы и состояния.
Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, фрустрация, стресс. Регуляция стресса.
Понятие о воле. Виды волевых действий, их краткая характеристика. Основные волевые процессы, особенности их протекания. (КСР)
4. Психология личности. Самосознание личности и её жизненный путь.
Понятие личности в психологии. Потребности и мотивы в развитии личности. Характеристики личности: жизненный план, психологическая защита.
Содержание понятия «самосознание». Самооценка и самоотношение.
Понятие о жизненном пути. Характеристика основных жизненных периодов. Жизненные кризы, их преодоление. Самореализация и самоактуализация личности.
5. Темперамент и стиль деятельности. Характер и его формирование.
Темперамент и его физиологическая основа. Характеристика типов темперамента.
Индивидуальный стиль деятельности.
Понятие о характере. Основные свойства характера и их формирование. Акцентуация характера.
6. Способности и задатки.
Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
Одаренность. Талант. Гениальность.
7. Основы социальной психологии.
Основные социальные процессы и поведение человека. Статус личности в обществе и внутренние конфликты. Просоциальное и асоциальное поведение.
Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малых группах.
Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометричекая структура группы.
8. Психология общения.
Общение, его функции. Средства общения, их краткая характеристика. Социально-психологические основы делового общения. Барьеры общения и их преодоление.
9. Конфликты и способы их разрешения.
Конфликты и их классификация. Причины возникновения конфликтов. Управление конфликтами и способы их разрешения.
10. Основы педагогики.
История педагогических идей. Педагогика в системе наук о человеке. Предмет и основные категории педагогики.
Основные методологические принципы и методы педагогики. Отрасли педагогических знаний.
11. Образование как социокультурный феномен.
Сущность и функции образования.
Образование в современных условиях как механизм развития личности и общества, как средство разрешения глобальных проблем человечества.
12. Современное состояние образования.
Образовательные тенденции и педагогические практики в современных условиях.
Общие понятия о системе образования. Краткая характеристика системы образования в Республике Беларусь. Типы учебных заведений.
Особенности развития высшего образования.
13. Обучение как целенаправленный процесс развития.
Сущность и цели обучения. Обучение как двусторонний процесс. Формы обучения.
Методы обучения. Принцип индивидуального подхода в обучении
14. Развитие и воспитание личности.
Сущность понятий «развитие» и «воспитание». Всестороннее развитие личности как цель, процесс и результат воспитания.
Общие задачи и направления воспитания. Гуманистические принципы воспитания.
15. Семейная педагогика.
Понятие социального пространства. Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания и развития личности. Педагогическая культура родителей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье.
16. Социально-педагогические основы самосовершенствования личности
Акмеологические основы самосовершенствования личности: потребность в активном саморазвитии, продвижение к вершинам совершенства.
Пути и способы саморазвития и самосовершенствования конкурентноспособной личности.
17. Творческий потенциал личности.
Творческая сущность личности. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества. Технологии развития творческого потенциала личности.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА.
Номера тем, наименования тем и (или) содержания, количество аудиторных часов (лекции, практические (семинарские) занятия, лабораторные занятия и управляемая самостоятельная работа), номера методических средств, учебно-методические материалы и номера форм контроля знаний:
Номер темы | Наименование темы и (или) содержание | Количество аудиторных часов | Номер методического средства | Учебно-методические материалы | Номер формы контроля знаний | |||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа | |||||
Основы психологии и педагогики:. (72 часа, из них20 аудиторных) | ||||||||
Введение в общую психологию: 1. Психология как наука. 2. Значение психологических знаний для воспитания и обучения. 3. Возникновение психологических знаний. 4. Понятие о психике. 5. Сознание как высшая форма отражения. Проблема биологического и социального в природе человека. | – | – | – | [1] | [1] -[22] | |||
Познавательные психические процессы 1. Природа ощущений и восприятий и их роль в чувственном познании мира. 2. Внимание, его природа и закономерности. 3. Память и ее значение для развития личности. 4. Мышление как высшая форма отражения действительности. 5. Воображение и творчество. | – | – | – | [1], [2], [3] | [1] -[22] | Дискуссия, учебно-диагностические задания | ||
Эмоционально-волевые процессы и состояния
| – | – | – | [1], [2], [3] | [1] -[22] | Дискуссия, учебно-диагностические задания | ||
Психология личности. Самосознание личности и её жизненный путь.
| – | – | – | [1] | [1] -[33] | |||
Психология общения
| – | – | [1] | [1] -[22] | ||||
Конфликты и способы их разрешения
| – | – | – | [1], [2], [3] | [1] -[22] | Дискуссия, учебно-диагностические задания | ||
Основы педагогики
1. История педагогических идей.
2. Педагогика в системе наук о человеке.
3. Предмет и основные категории педагогики.
| – | – | – | [1] | [1] -[22] | |||
Современное состояние образования
1. Образовательные тенденции и педагогические практики в современных условиях.
| – | – | – | [1] | [1] -[22] | |||
Развитие и воспитание личности
1. Сущность понятий «развитие» и «воспитание». Всестороннее развитие личности как цель, процесс и результат воспитания.
| – | – | – | [1] | [1] -[22] | |||
Семейная педагогика 1. Семья как фактор социализации личности. Роль и функции семьи. 2. Стили семейного воспитания. 3. Семейные конфликты и их рационализация. 4. Психолого-педагогические принципы взаимоотношений в семье. | – | – | – | [1], [2], [3] | [1] -[22] | Дискуссия, учебно-диагностические задания | ||
Творческий потенциал личности
| – | – | – | [1], [2], [3] | [1] -[22] | Дискуссия, учебно-диагностические задания |