УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА.




Учреждение образования

«Международный государственный экологический университет

Имени А. Д. Сахарова»

 

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

МГЭУ имени А.Д. Сахарова

_________________О.И. Родькин

_____________2009

Регистрационный № УД-______/р.

 

Основы психологии и педагогики

 

Учебная программа для специальности:

 

1-40 01 02-06 Информационные системы и технологии

(в экологии)

 

Факультет: заочного обучения
Кафедра: философии, социологии и экономики
Курс:  
Семестр:  
Лекции (часы):  
Практические (семинарские) занятия (часы):  
Лабораторные занятия (часы):
Всего аудиторных часов по дисциплине:  
Всего часов по дисциплине:  
Зачет (семестр): 7 семестр
Экзамен (семестр):
Контрольная работа (месяц): ноябрь
Курсовой проект (работа) (семестр):
Форма получения высшего образования: заочная

 

Минск


Учебная программа разработана на основе типовой программы «Основы психологии и педагогики», утвержденной Министерством образования РБ 05.07.2007г, регистрационный № ТД-CГ.006/тип., а также рабочего учебного плана факультета заочного обучения МГЭУ им. А.Д.Сахарова на 2009-2010 учебный год для специальности «1-40 01 02-06 Информационные системы и технологии (в экологии)».

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии, социологии и экономики

_________ протокол № ___

(дата)

Заведующий кафедрой

___________ Н.Д. Лепская

(подпись)

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета мониторинга окружающей среды МГЭУ имени А.Д. Сахарова

 

__________ протокол № ___

(дата)

Председатель

__________ Н.В. Пушкарев

(подпись)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения дисциплины

Повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры студентов; усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; практическая подготовка личности к выполнению различных производственных, общественных, государственных обязанностей, решению задач профессионального и личностного саморазвития.

 

Задачи дисциплины

В результате усвоения этой дисциплины обучаемый должен:

знать:

– сущность и ключевые категории психологии и педагогики, их общекультурное значение и место в системе наук о человеке и общества;

– основные закономерности и положения психологии и педагогики;

– направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в процессе социального созидания личности, профессиональной деятельности;

– основные функции психики, механизмы активности, мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

– индивидуально-психологические свойства личности и групп, психологические особенности в целях адекватного прогнозирования, оценивая их состояния, настроения и поведения;

– основы социальной психологии, межличностных отношений и общения, разрешения конфликтов;

– основные мировые образовательные тенденции;

– функции образования и соответствующие им модели образования;

– сущность образования как педагогического процесса;

– сущность, структуру, направления развития системы образования в обществе, основные способы организации образовательного процесса;

– основные принципы, методы, содержание, правовые основы семейного воспитания;

– закономерности, принципы, способы личностного самосовершенствования и развития творческого потенциала личности.

 

уметь характеризовать:

– психологические состояния, процессы и личностные особенности;

– психологию личности и социальной группы, закономерности педагогических процессов;

– основные принципы, формы и методы обучения и воспитания.

 

уметь анализировать:

– причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения;

– педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучаемого;

– воспитание как процесс социализации личности;

– закономерности и принципы развития творческой индивидуальности.

 

приобрести навыки:

– развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовых качеств;

– самостоятельной созидательной деятельности;

– конструктивного делового и межличностного общения в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1.Введение в общую психологию.

Задачи, содержание и организация курса «Основы психологии и педагогики». Предмет и задачи психологии. Основные категории психологии. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения. Проблема биологического и социального в природе человека.

2. Познавательные психические процессы.

Общая характеристика ощущений. Виды ощущений. Чувствительность. Адаптация. Характеристика восприятия: свойства, виды. Развитие ощущения и восприятия в процессе деятельности.

Память, её общая характеристика. Теории памяти. Процессы памяти. Механизмы развития памяти. Мышление как процесс. Мыслительные операции. Органы мышления. Виды мышления. Воображение и его виды.

3. Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, фрустрация, стресс. Регуляция стресса.

Понятие о воле. Виды волевых действий, их краткая характеристика. Основные волевые процессы, особенности их протекания. (КСР)

4. Психология личности. Самосознание личности и её жизненный путь.

Понятие личности в психологии. Потребности и мотивы в развитии личности. Характеристики личности: жизненный план, психологическая защита.

Содержание понятия «самосознание». Самооценка и самоотношение.

Понятие о жизненном пути. Характеристика основных жизненных периодов. Жизненные кризы, их преодоление. Самореализация и самоактуализация личности.

5. Темперамент и стиль деятельности. Характер и его формирование.

Темперамент и его физиологическая основа. Характеристика типов темперамента.

Индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о характере. Основные свойства характера и их формирование. Акцентуация характера.

6. Способности и задатки.

Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.

Одаренность. Талант. Гениальность.

7. Основы социальной психологии.

Основные социальные процессы и поведение человека. Статус личности в обществе и внутренние конфликты. Просоциальное и асоциальное поведение.

Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малых группах.

Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометричекая структура группы.

8. Психология общения.

Общение, его функции. Средства общения, их краткая характеристика. Социально-психологические основы делового общения. Барьеры общения и их преодоление.

9. Конфликты и способы их разрешения.

Конфликты и их классификация. Причины возникновения конфликтов. Управление конфликтами и способы их разрешения.

10. Основы педагогики.

История педагогических идей. Педагогика в системе наук о человеке. Предмет и основные категории педагогики.

Основные методологические принципы и методы педагогики. Отрасли педагогических знаний.

11. Образование как социокультурный феномен.

Сущность и функции образования.

Образование в современных условиях как механизм развития личности и общества, как средство разрешения глобальных проблем человечества.

12. Современное состояние образования.

Образовательные тенденции и педагогические практики в современных условиях.

Общие понятия о системе образования. Краткая характеристика системы образования в Республике Беларусь. Типы учебных заведений.

Особенности развития высшего образования.

13. Обучение как целенаправленный процесс развития.

Сущность и цели обучения. Обучение как двусторонний процесс. Формы обучения.

Методы обучения. Принцип индивидуального подхода в обучении

14. Развитие и воспитание личности.

Сущность понятий «развитие» и «воспитание». Всестороннее развитие личности как цель, процесс и результат воспитания.

Общие задачи и направления воспитания. Гуманистические принципы воспитания.

15. Семейная педагогика.

Понятие социального пространства. Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания и развития личности. Педагогическая культура родителей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье.

16. Социально-педагогические основы самосовершенствования личности

Акмеологические основы самосовершенствования личности: потребность в активном саморазвитии, продвижение к вершинам совершенства.

Пути и способы саморазвития и самосовершенствования конкурентноспособной личности.

17. Творческий потенциал личности.

Творческая сущность личности. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества. Технологии развития творческого потенциала личности.


УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА.

 

Номера тем, наименования тем и (или) содержания, количество аудиторных часов (лекции, практические (семинарские) занятия, лабораторные занятия и управляемая самостоятельная работа), номера методических средств, учебно-методические материалы и номера форм контроля знаний:

 

Номер темы Наименование темы и (или) содержание Количество аудиторных часов Номер методического средства Учебно-методические материалы Номер формы контроля знаний
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа
  Основы психологии и педагогики:. (72 часа, из них20 аудиторных)              
  Введение в общую психологию: 1. Психология как наука. 2. Значение психологических знаний для воспитания и обучения. 3. Возникновение психологических знаний. 4. Понятие о психике. 5. Сознание как высшая форма отражения. Проблема биологического и социального в природе человека.   [1] [1] -[22]  
  Познавательные психические процессы 1. Природа ощущений и восприятий и их роль в чувственном познании мира. 2. Внимание, его природа и закономерности. 3. Память и ее значение для развития личности. 4. Мышление как высшая форма отражения действительности. 5. Воображение и творчество.   [1], [2], [3] [1] -[22] Дискуссия, учебно-диагностические задания
  Эмоционально-волевые процессы и состояния
  1. Эмоции и чувства: их роль в жизни человека.
  2. Основные функции эмоций.
  3. Виды эмоциональных состояний.
5. Регуляция и саморегуляция психических состояний
  [1], [2], [3] [1] -[22] Дискуссия, учебно-диагностические задания
  Психология личности. Самосознание личности и её жизненный путь.
  1. Понятие личности в психологии.
  2. Потребности и мотивы в развитии личности. Характеристики личности: жизненный план, психологическая защита.
  3. Содержание понятия «самосознание». Самооценка и самоотношение.
  4. Понятие о жизненном пути. Характеристика основных жизненных периодов. Жизненные кризы, их преодоление.
  5. Самореализация и самоактуализация личности.
  [1] [1] -[33]  
  Психология общения
  1. Общение, его функции. Средства общения, их краткая характеристика.
  2. Социально-психологические основы делового общения.
  3. Барьеры общения и их преодоление.
    [1] [1] -[22]  
  Конфликты и способы их разрешения
  1. Понятие конфликта и его социальная роль.
  2. Классификация конфликтов.
  3. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.
  4. Причины конфликтов.
  5. Разрешение конфликтов. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
  [1], [2], [3] [1] -[22] Дискуссия, учебно-диагностические задания
  Основы педагогики 1. История педагогических идей. 2. Педагогика в системе наук о человеке. 3. Предмет и основные категории педагогики.
  1. Основные методологические принципы и методы педагогики.
  2. Отрасли педагогических знаний.
  [1] [1] -[22]  
  Современное состояние образования 1. Образовательные тенденции и педагогические практики в современных условиях.
  1. Общие понятия о системе образования.
  2. Краткая характеристика системы образования в Республике Беларусь.
  3. Типы учебных заведений.
  4. Особенности развития высшего образования.
  [1] [1] -[22]  
  Развитие и воспитание личности 1. Сущность понятий «развитие» и «воспитание». Всестороннее развитие личности как цель, процесс и результат воспитания.
  1. Общие задачи и направления воспитания. Гуманистические принципы воспитания.
  [1] [1] -[22]  
  Семейная педагогика 1. Семья как фактор социализации личности. Роль и функции семьи. 2. Стили семейного воспитания. 3. Семейные конфликты и их рационализация. 4. Психолого-педагогические принципы взаимоотношений в семье.   [1], [2], [3] [1] -[22] Дискуссия, учебно-диагностические задания
  Творческий потенциал личности
  1. Творчество как педагогическое явление.
2. Особенности творческого мышления. 3. Технологии развития творческого потенциала личности.
  [1], [2], [3] [1] -[22] Дискуссия, учебно-диагностические задания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: