УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




для самоподготовки студентов

 

по теме «Промывание желудка».

по ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)»

раздел 5 Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление медицинской документации.

МДК 03 Технология оказания медицинских услуг

 

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

34.02.01 Сестринское дело

Челябинск, 2015 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК Сестринское дело Цетвинская О.А.-________________ Протокол № «_____ »__________201 г. Утверждаю: Зам директора по УВР Замятина О.А.   «____»_________201 г.  

 

Составлено в соответствии с ФГОС по специальности:

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

34.02.01 Сестринское дело

Составитель: Курчина С.Е. преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Челябинского базового медицинского колледжа» высшей квалификационной категории;

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Методическое пояснение Методические указания ООД студента Цели занятия Схема интегративных связей Определение остаточных знаний по анатомии Изложение нового материала Контроль знаний Приложения Литература стр.3 стр.4-5 стр.6-7 стр.8 стр.9-10 стр.11   стр.12-22 стр.23 стр.29 стр36

 

 


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы ПМ 04,05,07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело», и предназначено для самоподготовки студентов.

В современных условиях развития системы медицинской помощи населению всё большее значение приобретает качество работы медицинской сестры, повышаются требования к её профессиональной подготовке. И поэтому медицинской сестре следует чётко знать алгоритм выполнения манипуляций, для того чтобы, максимально быстро, профессионально их выполнять, доставляя пациенту как можно меньше неудобств и смущения. Алгоритм выполнения манипуляций представлен в данном пособии в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом.

Данная тема актуальна, так как знания и умения, приобретённые на занятии, будут востребованы в последующем на клинических дисциплинах, при оказании помощи пациентам в удовлетворении жизненно-важных потребностей в профессиональной деятельности и при оказании помощи родным и близким людям.

Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал, и более полно подготовиться к практическому занятию по представленной теме.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Уважаемые студенты! Методическое пособие составлено для подготовки к практическому занятию по теме «Промывание желудка». В отличие от учебника, учебно-методическое пособие содержит:

-теоретический материал, соответствующий учебной программе и подобранный из различных источников;

-информацию, способствующую углублённой подготовке;

-контрольные задания для проверки знаний;

-творческие задания, стимулирующие интерес к профессии.

Прежде чем приступить к изучению темы, вам необходимо: ознакомиться с учебными целями и со схемой интегративных связей темы. Учебные цели помогут вам определить те знания и умения, профессиональные и общие компетенции, которые вы приобретёте в результате освоения темы. В интегративной схеме отражены предметы и темы, которые необходимо повторить перед подготовкой к данному занятию, а также указаны предметы, при изучении которых вы сможете использовать знания и умения, полученные на занятии по теме «Промывание желудка».

Далее:

1. Проверьте свои знания по анатомии пищеварительной системы.

2. Изучите новый материал.

3. Отработайте предложенные в пособии манипуляции на муляже (не менее 5 раз).

4. Для определения своих знаний ответьте на вопросы в конце пособия, решите тест-контроль.

5. Проверьте свои ответы по эталону и оцените результат. Если вы не добились желаемого уровня знаний, вернитесь к тем разделам теоретической части, которые вызвали у вас затруднение. Повторите тест-контроль с оценкой результата.

5. С целью закрепления своих знаний решите ситуационную задачу, составьте письменный план ухода за пациентом при рвоте.

6. В манипуляционном листе отметьте те манипуляции, которые Вы отработали, повторили.


Ход самостоятельной аудиторной работы (ООД студента)

Последовательность действий Способ действия Чем воспользоваться Время
  Инструктаж. Внимательно прослушайте инструктаж перед началом практической части. Инструкция по технике инф.безопасности 2мин
  Выполнение манипуляций: 1.промывание желудка при помощи толстого резинового зонда. 2. уход при рвоте центрального генеза. 3. уход при рвоте желудочного происхождения. 4. уход при желудочном кровотечении Получите задание у преподавателя. Сформулируйте для себя цели и задачи. Во время демонстрации манипуляции и просмотре видеофильма внимательно слушайте, запоминайте, анализируйте свои знания, обратите внимание на особенности проведения. Если какой-то этап манипуляции вызывает затруднения, задайте вопросы преподавателю. Выполните задание. Учебное пособие с алгоритмами манипуляций; Видеофильм; наборы для проведения манипуляций; фантомы; муляжи; направления, ручки. перчатки, спец.одежда. 10 мин.
3. Самостоятельная работа по отработке навыка проведения манипуляций. Разделитесь на подгруппы по 2 человека. Ещё раз прочитайте алгоритм манипуляции и начинайте отработку манипуляций поочерёдно переходя от одной манипуляции к другой. Во время отработки манипуляции вслух проговаривайте алгоритм выполнения друг другу. Если появляются вопросы, обращайтесь за помощью к преподавателю. Учебное пособие с алгоритмами манипуляций, наборы для проведения манипуляций, муляжи, фантомы. мин.
  Контроль уровня овладения манипуляционной техникой Получите у преподавателя ситуационную задачу, определите проблему и продемонстрируйте на муляжах решение этой проблемы. Выслушайте замечания и дополнения к вашему ответу студентов. Выслушайте мнение преподавателя. Во время ответа других студентов, внимательно слушайте, старайтесь выявить недочёты и ошибки, запишите на листе бумаги. После дачи ответа студентом, проведите рецензию Карточки с вариантами ситуационных задач, наборы для проведения манипуляций, муляжи, фантомы, листы, ручки. 30мин
5. Закрепление материала: решение клинико-ситуационных задач Получите у преподавателя клинико-ситуационную задачу. Прочтите условие задачи, определите приоритетную проблему, сформулируйте цели и составьте план ухода по образцу. Задачи 20мин

Учебная цель занятия: формирование системы знаний и умений по оказанию помощи пациенту при рвоте различного генеза

После изучения темы студент должен знать:

- Цели промывания желудка;

- Особенности проведения промывания желудка у пациента в бессознательном состоянии;

- Универсальные меры предосторожности при промывании желудка;

- Особенности ухода за пациентом при рвоте;

 

После изучения темы студент должен уметь:

- Оказать помощь пациенту при рвоте;

- Промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании (на фантоме);

- Взять промывные воды желудка для исследования;

- Провести дезинфекцию использованного оснащения;

 

При изучении данной темы формируются

профессиональные компетенции (ПК):

- 4.3/5.3/7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях здравоохранения и на дому;

- 4.4/5.4/7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

- 4.6/5.6/7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;

- 4.7/5.7/7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность;

- 4.8/5.8/7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;

- 4.11/5.11/7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте;

 

общие компетенции (ОК):

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ТЕМЫ

Истоки:

Латинский язык. Тема: «Терминология».

Основы микробиологии, иммунологии. Тема: «Сбор, хранение и транспортировка биологического материала от больного в лабораторию»

Гигиена и экология человека. Тема: «Гигиеническая оценка продуктовых изделий с целью профилактики пищевых отравлений», «Гигиеническая оценка пищевых продуктов»

Анатомия и физиология человека. Тема: «Понятие о пищеварении. Обзор пищевой системы. Строение и функции полости рта, глотки, пищевода», «Желудок, строение и пищеварение»

Фармакология. Тема: «Антисептические ид дезинфицирующие средства»

Психология «Профессиональные качества медицинского работника», «Общение с пациентом. Психология проведения сестринских манипуляций», «Общение с пациентом. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности», «Психология проведения сестринских манипуляций»

ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Темы: «Внутрибольничная инфекция»,«Дезинфекция», «Стерилизация», «Общение в СД», «Организация безопасной больничной среды для пациента и персонала», «Сестринский процесс»

 

Выход:

Сестринское дело в акушерстве и гинекологии («Акушерство и гинекология»).

Сестринское дело в терапии («Диагностика внутренних болезней», «Лечение пациентов терапевтического профиля»).

Сестринское дело в хирургии («Диагностика в хирургии», «Лечение пациентов хирургического профиля»).

Сестринское дело в педиатрии («Диагностические исследования в педиатрии», «Лечение пациентов детского возраста»).

Сестринское дело при инфекционных заболеваниях («Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекций», «Лечение пациентов инфекционного профиля».)

Все виды практик.

Зачёты и экзамены.

Работа в ЛПО.

 


 


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО АНАТОМИИ

Задание: ответьте на поставленные вопросы, использую схему пищеварительной системы

 

Что входит в пищеварительную систему (см. схему)?

В чём заключается основная функция пищеварения?

Что представляет собой глотка? Её длина?

Что представляет собой пищевод? Его длина?

Что представляет из себя желудок? Какие части различают в желудке?

Какая вместимость желудка взрослого человека в среднем?


ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

РВОТА — сложный рефлекторный акт непроизвольного выбрасывания содержимого желудка или кишечника через пищевод, глотку, рот, носовые ходы.

Рвота бывает центрального и периферического происхождения.

 

Рвота центрального происхождения связана с нарушением кровообращения в головном мозге и раздражением рвотного центра. Наблюдается при инсульте, гипертоническом кризе, опухоли, сотрясении мозга, при токсикозах беременных, при мигрени

Рвота, возникающая в результате поражения мозга, обычно не связана с приёмом пищи, ей не предшествует чувство тошноты, она не приносит облегчения.

Мозговая рвота сочетается с другими признаками поражения нервной системы.

 

Рвоте желудочного происхождения нередко предшествуют боли в животе, слюнотечение, тошнота, после рвоты, как правило, наступает облегчение. Возникает она при заболеваниях ЖКТ: желудка и 12-перст. кишки, кишечной непроходимости, остром аппендиците и т. п., при отравлении алкоголем, недоброкачественной пищей, грибами, лекарственными препаратами.

Рвота, как правило, сопровождается побледнением кожных покровов, повышенным потоотделением, резкой слабостью, тахикардией, снижением АД.

 

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ РВОТЕ

Оснащение:

нестерильное:- клеёнчатый фартук или клеёнка; -таз или ведро для сбора рвотных масс (или почкообразный лоток); -полотенце;

стерильное: - кипячёная вода Т0 С=30-330 С; - марлевые салфетки; - ёмкость для сбора рвотных масс для лабораторного исследования; -грушевидный баллон (или электроотсос);

Алгоритм выполнения манипуляции:

 

Этапы Обоснование
а) Если пациент в сознании:  
1. Успокоить пациента, создать физический и психологический покой.  
2. Вымыть и осушить руки, надеть фартук и перчатки. Соблюдение правил инфекционной безопасности.
3. Усадить, надеть пациенту клеёнчатый фартук или прикрыть грудь клеёнкой Во избежание загрязнения одежды пациента.
4. К ногам пациента поставить ведро или таз. Для сбора рвотных масс.
5. Вызвать врача (через третье лицо) Не оставлять пациента одного.
6. Встать сбоку от пациента и придерживать голову его при рвоте, положив ему ладонь на лоб. Если есть съемные зубные протезы, то их следует снять. Во избежание травматизации пациента.
7. После рвоты предложить пациенту прополоскать рот кипячённой водой. Помочь вымыть ему лицо, руки. С целью удаления остатков рвотных масс
8. Уложить пациента в постель  
9.Унести рвотные массы из палаты. Оставить до осмотра их врачом. При отравлении неизвестным ядом по назначению врача собрать в отдельную ёмкость и отправить в лабораторию.
10. Снять перчатки, фартук, подвергнуть их обработке, вымыть и осушить руки. Соблюдения правил инфекционной безопасности, личной гигиены.
11. Спросить пациента о самочувствии, при необходимости измерить АД.  
12. Если рвота наступила вследствие приёма недоброкачественной пищи или др. отравляющих веществ, то следует приготовить оснащение для промывания желудка По назначению врача

 

 

б) Если пациент ослаблен или без сознания (чаще при рвоте центрального происхождения):  
1. Успокоить пациента.  
2. Вызвать врача (через третье лицо).  
3. Уложить пациента в постели на бок (без подушки) и зафиксировать положение с помощью подушек (если невозможно изменить положение пациента, то следует повернуть на бок голову). Профилактика аспирации рвотными массами.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Соблюдение правил инфекционной безопасности
5. Шею и грудь пациента прикрыть клеёнкой и полотенцем. Во избежание загрязнения нательного и постельного белья.
6. Удалить зубные протезы (если есть).  
7. Под угол рта подставить лоток. Для сбора рвотных масс (при необходимости отправить в отдельной ёмкости в лабораторию для исследования)
8. После каждого акта рвоты обрабатывать, с помощью марлевой салфетки, полость рта кипяченой водой или 2 % раствором гидрокарбоната натрия (при необходимости следует предварительно отсосать рвотные массы из полости рта грушевидным баллоном или электроотсосом). С целью удаления остатков рвотных масс и предупреждения аспирации.
9. Снять перчатки, подвергнуть их дезинфекции. Вымыть и осушить руки. Соблюдение правил инфекционной безопасности. Соблюдение правил личной гигиены.
10. Следить за состоянием пациента, не оставлять его одного  
При рвоте центрального происхождения: —обязательно уложить пациента, создать психологический и физический покой (убрать световые и звуковые раздражители) —предлагать пациенту пить (медленно, небольшими глотками) холодную воду с кусочками льда, мятные капли, корвалол (20-30 кап. на ½ ст. воды), слабый раствор соляной кислоты —по назначению врача ввести в\м: 2,5% -2,0 раствор пипольфена или 2,0 церукала       С целью подавления рвотного рефлекса

 

 


ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

Показания:

-отравление большими дозами лекарственных

препаратов, недоброкачественной пищей, алкоголем, грибами и т.д.;

-заболевание желудка (хр. гастрит с усиленным слизеобразованием);

-парез кишечника;

Противопоказания:

- острые пищеводные и желудочные кровотечения;

- органические сужения пищевода;

- тяжёлые химические ожоги слизистой оболочки глотки, пищевода и желудка крепкими кислотами и щелочами (спустя несколько часов);

- нарушения мозгового кровообращения;

- инфаркт миокарда;

Алгоритм проведения манипуляции

Оснащение: - система для промывания (толстый стерильный желудочный зонд—1 м, резиновая трубка длиной 70 см (для удлинения зонда), соединённые стеклянной трубкой;

-воронка ёмкостью 1 л; - перчатки; -кувшин или ковш; -вода 10-12 л Т0 С=30-330 С; -ведро для сбора промывных вод; 2 клеёнчатых фартука

 

Действия Обоснование
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить необходимость и ход процедуры, получить согласие на её проведение Уважение прав пациента на информацию. Обеспечение осознанного участия в процедуре
2. Собрать систему.   Необходимое условие для проведения процедуры
3. Надеть клеёнчатый фартук на пациента и на себя. Во избежание загрязнения одежды
4. Усадить пациента на стул (спина плотно прилегает к спинке стула). Условие проведения манипуляции
5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Соблюдение правил инфекционной безопасности
6. Снять зубные протезы (если есть).  
7. Измерить вводимую в желудок часть зонда (от резцов до пупка + ширина ладони или рост-100 см) Условия для попадания зонда в желудок.
Выполнение процедуры:
1. Встать справа от пациента и предложить ему открыть рот. Условие проведения манипуляции
2. Смочить слепой конец зонда водой. Для облегчения глотания
3. Взять зонд в правую руку на расстоянии 10 см от слепого конца, положить его на корень языка пациента и предложить ему делать глотательные движения. При повышенном рвотном рефлексе следует провести анестезию корня языка 10% р-ром лидокаина или 2% р-ром дикаина. Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо становится синюшним, следует немедленно извлечь зонд — он попал в гортань или трахею, а не в пищевод.
4. Ввести осторожно зонд в желудок до нужной метки, присоединить воронку Пациент в это время делает глотательные движения и глубоко дышит через нос. При появлении рвотного рефлекса следует рекомендовать пациенту закрыть рот, но не сжимать зонд зубам, глубоко дышать через нос.
5. Опустить воронку до уровня колен, слегка наклонить её, чтобы содержимое желудка вылилось. По типу сообщающихся сосудов  
6. Держа воронку слегка наклонно на уровне колен, налить в неё около 1 л воды.     Примечание: Правильно рассчитать порцию однократного введения жидкости (5-7 мл на 1 кг массы тела больного). Слишком большой объем воды, введенный однократно, способствует раскрытию выходного отверстия желудка и попаданию токсинов и ядов в кишечник. Следить за количеством веденной и выведенной жидкости (разница не должна превышать 1% от массы больного). Всасывание большого количества жидкости в организм может привести к тяжелым последствиям («отравление водой»). Количество воды вводимой однократно, должно соответствовать размеру желудка, примерно 1 л.  
7. Медленно поднять воронку вверх. Как только вода достигнет устья воронки быстро опустить её ниже исходного положения и слить содержимое желудка в подставленную ёмкость. Количество вышедшей жидкости должно примерно равняться количеству введённой. Следует прекратить процедуру и вызвать врача, если в промывных водах появились прожилки крови!
8. Повторить промывание несколько раз до чистых промывных вод. Обеспечить полное освобождение желудка от содержимого
Завершение процедуры:
1. Извлечь осторожно через полотенце зонд из желудка и поместить в лоток для последующей обработки. Соблюдение приказов, регламентирующих работу ЛПУ.
2. Дать пациенту прополоскать рот, обтереть салфеткой вокруг рта. Обеспечение комфорта пациенту
3. Сопроводить пациента в палату, обеспечить ему физический и психический покой. Обеспечение комфорта пациенту
4. Отправить в лабораторию промывные воды (около 200 мл) на исследование в бактериологическую лабораторию. Промывные воды для исследования берут из первой порции.
5. Провести дезинфекцию промывных вод (засыпать сухой хлорной извести в соотношении 1:5). Соблюдение приказов, регламентирующих работу ЛПУ.
6. Провести обработку использованного оснащения. Соблюдение приказов, регламентирующих работу ЛПУ.

 

ЗАПОМНИТЕ! Промывание желудка пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, при отсутствии кашлевого и ларингеального рефлексов для предотвращения аспирации жидкости проводят только после предварительной интубации трахеи, которую осуществляет фельдшер или врач.

Осложнения при промывании желудка:

—желудочное кровотечение;

—перфорация слизистой оболочки пищевода, желудка;

—аспирация жидкостью при внезапно развившейся рвоте, если не вся вода была удалена из желудка по окончании промывания;

Возможные трудности и осложнения при промывании желудка с помощью зонда:

- из воронки вытекает меньше воды, чем было введено в желудок, возможно часть воды перешла в кишечник;

- или же зонд изогнулся и препятствует нормальному оттоку жидкости. Так случается при чрезмерно глубоком введении зонда или при недостаточном его введении. Для решения проблемы необходимо ввести зонд несколько глубже или же немного его вытянуть.

-прекратилось выведение жидкости из желудка, возможно отверстия зонда забились сгустками крови, слизи, пищевыми остатками. В этом случае следует извлечь зонд и прочистить.

-при введении зонда можно повредить слизистую оболочку, пищевода, желудка, что в некоторых случаях может привести к кровотечению и попаданию крови в дыхательные пути.

-попадание промывных вод в дыхательные пути с развитием острой дыхательной недостаточности.

-повреждение голосовых связок при попадании зонда в гортань (попадание в гортань сопровождается кашлем, нехваткой воздуха и посинением лица).

Частые ошибки при промывании желудка

-введение больших объемов жидкости однократно, способствует открытию выходного сфинктера желудка и попаданию ядов и токсинов в кишечник. Расчет по формуле 5-7 мл на 1 кг массы тела пациента.

-нет контроля количества введенной и выведенной жидкости. Чрезмерное всасывание воды в организм, может привести тяжелым нарушениям («отравление водой»). Разница введенной и выведенной воды не должна превышать 1 % от массы тела пациента.

-использование концентрированных растворов марганцовки (перманганата калия), что вызывает химические ожоги желудка и пищевода.

 

Желудочное кровотечение может возникнуть, если у пациента эрозивный гастрит, ожоги кислотами, щелочами, язвенная болезнь желудка и 12-перст. кишки, опухоли желудка и пищевода, полипоз, варикозное расширение вен пищевода, желудка.

Желудочное кровотечение — это нарушение целостности сосудов ЖКТ, проявляющееся рвотой цвета «кофейной гущи» или дегтеобразным стулом (меленой).

Жалобы пациента:

-тошнота,

- рвота (рвотные массы с примесью крови или цвета «кофейной гущи»)

-слабость

-головокружение

-потемнение в глазах

-шум в ушах

-одышка

-сердцебиение

-жажда

-дегтеобразный стул (мелена)

 

Объективно:

-бледность кожных покровов и слизистых

-холодный липкий пот

-сухость языка и слизистых

-АД снижено

-тахикардия, пульс слабого наполнения или нитевидный

 

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЖЕЛУДОЧНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ

Этапы Обоснование
1. Вызвать врача.   Оказание квалифицированной мед. помощи
2. Успокоить пациента.   Уменьшение эмоционального напряжения
3. Придать положение с приподнятым головным концом, голову повернуть набок. Облегчение состояния, профилактика аспирации
4. Дать полотенце или лоток, запретить разговаривать, пить, курить, принимать пищу. Профилактика аспирации и асфиксии
5. Положить на эпигастральную область пузырь со льдом. Уменьшение кровотечения
6. Оценить количество и характер отделяемого. Оценка объёма кровопотери
7. Оценить состояние пациента, цвет кожных покровов и слизистых, АД, ЧСС, пульс,ЧДД. Оценка и контроль состояния пациента в динамике.
8. По назначению врача ввести кровоостанавливающие лекарственные препараты (напр., 10% р-р кальция хлорида, 1 % р-р викасола, 2% р-р дицинона, аминокапроновую кислоту 100,0 мл в/в кап.) Для остановки кровотечения.

 

БЕЗЗОНДОВЫЙ МЕТОД ПРОМЫВАНИЯ ЖЕЛУДКА.

Если пациент не может проглотить зонд, или когда промывание зондом противопоказано, дают выпить 1-2 литра воды Т=30-330 С. Пациент должен пить воду большими глотками, не останавливаясь, иначе вода всосётся и усилит интоксикацию.

Если рвота не наступает, вызывают её раздражением корня языка или глотки пальцем, шпателем или тампоном.

Процедуру повторяют несколько раз.

Полное удаление содержимого желудка при этом способе промывания, как правило, не наступает.

 


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

 

1. ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

- В каких случаях промывают желудок?

- Какое количество воды, и какой температуры следует приготовить для промывания желудка?

- На какую длину следует вводить зонд в желудок?

- Что значит беззондовый метод промывания желудка?

- Как следует промывать желудок пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии?

- Что следует предпринять, если при введении зонда пациент начал кашлять, задыхаться? Причина этого состояния?

- Что необходимо предпринять для облегчения введения зонда?

- Что свидетельствует о правильном введении зонда?

- Какие трудности могут возникнуть при промывании желудка?

- наиболее частые ошибки при промывании желудка?

- Что такое рвота?

- В каких случаях возникает рвота центрального происхождения?

- В чём отличие рвоты желудочного происхождения от центрального?

- Какие осложнения могут возникнуть у пациента при рвоте? Что необходимо сделать, чтобы избежать их?

 


 

ТЕСТ-ЭТАЛОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА».

Дайте определение:

1.Рвотой называется….

Выберите один правильный ответ:

2. Показание к промыванию желудка:

а) острое пищевое отравления; б) острый аппендицит;

в) острое респираторное заболевание; г) «острый живот»;

3. Как правило, зондирование желудка проводится в положении:

а) лёжа на левом боку; б) лёжа на правом боку;

в) сидя; г) стоя;

4. Противопоказание для промывания желудка:
а) отравление грибами; б) отравление алкоголем;

в) желудочное кровотечение; г) отравление лек. средствами;

5. Для промывания желудка взрослому следует приготовить чистую воду (в л):

а) 10; б) 3; в) 1; г) 0,5;

6. Элемент сестринского ухода при рвоте:

а) промывание желудка;

б) обильное щелочное питьё;

в) применение пузыря со льдом на эпигастральную область;

г) обработка полости рта;

7. При промывании желудка больному высокого роста (напр.,180 см) зонд вводят до метки на уровне зубов (в см):

а) 100; б) 80; в) 50; г) 30;

8.Для промывании желудка применяется зонд:

а) толстый желудочный; б) тонкий желудочный;

в) дуоденальный; г) эндоскопический;

9. Только для желудочного кровотечения характерны:

а) слабость, головокружение, обморок;

б) нитевидный пульс, слабость;

в) понижение давления, головокружение;

г) рвота кофейной гущей, дегтеобразный стул;

10. Доврачебная помощь при желудочном кровотечении:

а) очистительная клизма;

б) тёплая грелка на живот;

в) пузырь со льдом на эпигастральную область;

г) в/м 1% р викасола;

11. Формула определения глубины введения зонда при промывании желудка:

а) рост-100 см; б) рост-80 см;

в) рост-50 см; г) рост-1/2 роста;

12. Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, необходимо:

а) обеспечить доступ свежего воздуха;

б) приостановить введение зонда;

в) извлечь зонд;

г) продолжать манипуляцию;

13. После промывания желудка зонд необходимо:

а) очистить от желудочного содержимого под проточной водой;

б) очистить от желудочного содержимого в емкости с дезраствором;

в) очистить от желудочного содержимого в моющем р-ре;

г) поместить в дезраствор на время экспозиции;

14. Промывные воды следует:

а) вылить в канализацию;

б) залить 0,5% р-ром хлорной извести из расчёта 1:5;

в) залить 1% р-ром хлорной извести из расчёта 1:5;

г) засыпать сухой хлорной известью из расчёта 1:5;

15. Промывные воды для бакисследования необходимо брать из порции:

а) первой; б) второй; в) последней; г) не имеет значения;

16. Обработку полости рта после рвоты можно проводить:

а) 2% р-ром соды; б) 70 % этиловым спиртом;

в) 3% р-ром перекиси водорода; г) 5 % р-ром К МпО4;

17. Положение пациента при рвоте центрального происхождения:

а) лёжа на спине; б) лёжа на животе;

б) сидя; г) лёжа на боку;

18. Дезинфекция использованного оснащения:

а) полное погружение в дезраствор;

б) двухкратное протирание дезраствором с интервалом в 15 мин.;

в) сжигание;

г) промывание полости зонда дезраствором, с последующем полным погружением в дезраствор;

19. Режим стерилизации резиновых зондов:

а) Т=180 0 С —60 мин.; б) Р=2 атм.., Т=1320 С, 20 мин.;

в) Т=160 0 С —150 мин.; г) Р=1,1 атм.., Т=1200 С, 45 мин.;

20. Определить правильную последовательность действий при введении зонда в желудок:

а) как только пациент сделает глотательное движение, продвигайте зонд в пищевод;

б) зонд смочите стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой;

в) доведя зонд до нужной отметки (длина введенного зонда: рост – 100 см), опустите воронку до уровня колен пациента;

г) положите на корень языка пациента слепой конец зонда, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос;

д) проверьте положение зонда в желудке.

 

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ТЕСТУ.

 

  сложный реф-лекторный акт непроизвольного выбрасывания содержимого желудка или кишечника через пищевод, глот-ку, рот, носовые ходы.     Г   А   А
  А   Б   В   Г
  В   А   Б   Г
  В   Г   Г   Г
  А   В   А   Б, Г, А, В, Д

 

 


 

 

КЛИНИКО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА № 1.

Пациент доставлен бригадой скорой медицинской помощи в приемное отделение больницы с предварительным диагнозом «Острое пищевое отравление». Жалобы: боли в животе, тошнота, рвота, после съеденных 2 часа назад маринованных грибов. Объективно: общее состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, покрыты холодным липким потом, пульс 90 уд/мин., АД 110/70, ЧДД 22 в мин., температура тела 36оС. В комплексной терапии врач назначил промывание желудка зондовым способом.

Задание:

—определите проблемы пациента

—сформулируйте цели

—составьте план ухода (пример плана ухода представлен в приложении № 2)

 

ЗАДАЧА № 2.

Пациент терапевтического отделения предъявляет жалобы на головную боль, сердцебиение, шум в ушах, рвоту. Объективно: АД 180/110 мм рт. ст., пульс 90 уд/мин. После лекарственной терапии врач назначил контроль артериального давления и пульса.

 

Задание:

—определите проблемы пациента

—сформулируйте цели

—составьте план ухода (пример плана ухода представлен в приложении № 2)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

В случае невозможности промывания желудка с помощью толстого резинового зонда использую тонкий желудочный зонд, который вводят через нос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: