Зачем и как развивать
Навыки рефлексии у детей?
Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.
Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, навнутренние процессы и результаты собственной деятельности.
У детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и
Зачем нужно развивать умение рефлексировать?
Благодаря этому дети учатся:
· осмысливать получаемые результаты;
· ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
· находить мотивацию для самостоятельной работы;
· направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
· навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.
Какая бывает рефлексия?
Физическая | Сенсорная | Интеллектуальная | Духовная |
помогает человеку | дает возможность | помогает контролировать | связана с осознанием |
анализировать свои | отслеживать свое | учебную деятельность, без | смысла жизни, личностным |
физические | самочувствие, | нее невозможно | ростом или внутренними |
возможности (успел-не | эмоциональное | качественно усвоить | кризисами (изменения к |
успел, смог-не смог) | состояние (комфорт- | материал (понял-не понял, | лучшему-изменения к |
дискомфорт). | легко далось-возникли | худшему, полезность- |
трудности). бесполезность для мира).
|
Что важно учесть в обучении ребенка рефлексии?
· Ребенок должен говорить то, что думает, при этом не испытывая никакого дискомфорта.
· Ребенок излагает свои мысли добровольно, в этот момент родителям запрещено его оценивать.
· Весь процесс рефлексии выстраивается в игровой форме.
· Ребенку важно понимать, что он всегда может получить поддержку родителей.
Как развивать навыки рефлексии у детей?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем
постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо
деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в
начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.
Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы, например, можно задать такие
вопросы о деятельности в садике или школе:
Что происходило во время занятия?
Что именно делал ты?
Что при этом ты испытывал, чувствовал?
Что понравилось, не понравилось?
Через какие трудности тебе пришлось пройти?
Что нового ты для себя узнал?
|
Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего
настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):
Оранжевый - радость, восторг
Красный - нервозность, возбуждение, агрессия
Синий - грусть, усталость
Зеленый - энергичность
Насыщенный зеленый - беззащитность
Желтый - спокойствие
Фиолетовый - беспокойство, тревожность
Серый - замкнутость, расстроенность
Черный - уныние, отрицание
·
Коричневый - беспокойство, неуверенность
Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра «Моя
погода» - родитель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?». Ребенок должен
выбрать картинку, соответствующую его настроению:
· солнышко - прекрасное настроение;
· солнышко за тучкой - хорошее настроение;
· тучка - плохое настроение;
· дождливая тучка - грустное, печальное настроение;
· грозовая тучка - злое, ужасное настроение.
После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего
может измениться его выбор, что может изменить его настроение.
Таким образом, рефлексия у ребенка - удивительное и многогранное явление, основанное как на
собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего
рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется,
обучается видеть себя изнутри и со стороны.
|
ДЕНЬ 5
1.Прочитай сказку про волшебного Элона. После прочтения сказки нарисуй сказочную планету Эмоций. Подумай, что будет на ней? Много цветов?А может наоборот, совсем не будет зелени, а будет много песка или снега? Свой рисунок не забудь сфотографировать!