(ПРОЕКТА)
В рамках данного раздела представлены методические рекомендации относительно содержания основных разделов курсовой работы (проекта). Вместе с тем, учитывая, что курсовая работа (проект) является творческой научно-исследовательской работой студента, возможно изменение содержания отдельных разделов по предварительному согласованию с руководителем работы.
Общий объем курсовой работы (проекта) составляет 25-30 страниц машинописного текста, включая рисунки, таблицы, диаграммы, графики, схемы, приложения.
Основные структурные элементы курсовой работы (проекта) являются:
1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основная часть;
5. Заключение;
6. Библиографический список;
7. Приложения.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Номер страницы на нём не ставится.
Образецтитульноголистакурсовойработыпредставлен в ПриложенииА.
Содержание
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованной литературы и источников с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы, а также наименование приложений, которые не нумеруются, но подшиваются в работу. Содержание имеет номер страницы 3.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы (п. 4.1.11 ГОСТ 2.105-95).
Введение
Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы работы,кратко знакомит с основным содержанием работы и дает ее сжатую характеристику.
|
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи курсовой работы (проекта), указываются объект и предмет исследования, используемые методы исследования.
Введение должно содержать четкое и краткое обоснование выбора темы курсовой работы. Обоснование включает аргументацию актуальности и практической значимости выбранной темы, требующую ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач. Важно показать неоднозначность (вариантность) методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов.
Актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».
Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «Что рассматривается?». Объект– это область деятельности,предмет – изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
Далее формулируется цель курсовой работы (проекта). Цель должна быть ясной, лаконичной (не более одного предложения) и корреспондировать с темой курсовой работы (проекта), названиями ее разделов.
Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задачи исследования(не менее трех) – это последовательность конкретных действий, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: первая задача связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая – имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья задача имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.
|
В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.
Все многообразие методов исследования, используемых в курсовой работе, можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирическиеметоды служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование).
В процессе обработки полученных данных практически всегда используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. Анализ – логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого в отдельности и во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого.
|
Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, рекомендуемая структура введения может быть следующей:
- актуальность темы;
- предмет и объект;
- общая цель курсовой работы (проекта);
- задачи исследования;
- основные методы исследования;
- структура и содержание курсовой работы (проекта) в свете поставленных в работе задач;
- информационная база для разработки курсовой работы (проекта);
- краткийобзоризученных источников по теме работы (рассматривается 3-4 использованных источника, которые студент считает базисными для проведённого исследования).
Введение должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста, начинаться с третьейстраницы и не должно содержать иллюстраций. Слово «Введение» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.
Основная часть
Структура основной части курсовой работы (проекта) согласовывается с ведущим преподавателем.
Основная часть работы должна содержать два раздела. Первый раздел – это так называемая программа исследования. Любое исследование начинается с разработки программы, поскольку его результативность находится в прямой зависимости от его теоретической обоснованности и применяемых методов исследования. Первый раздел должен содержать подробную характеристику проблемы, предполагающую:
¾ анализ внешней обстановки;
¾ анализ внутренней обстановки (тенденции внутри объекта исследования);
¾ подробная характеристика объекта и предмета исследования;
¾ обоснование и описание методов, используемых в ходе исследования;
¾ организация проведения исследования;
¾ формулирование рабочих гипотез.
Практическая (проектная) часть исследования включает в себя:
¾ сбор данных, влияющих на развитие объекта исследования, создание исходной модели, то есть обобщающего видения объекта в системе собранных показателей)
¾ следующий шаг предполагает провести экспертную оценку модели, но в ряде тем, из-за невозможности на практике его осуществления данный шаг можно опустить (по согласованию с преподавателем).
Основнаячасть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Выполнение этих глав указывает на умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы, умозаключения.
Первая глава должна содержать теоретический анализ исследуемой проблемы.
Вторая глава – содержит анализ состояния и перспектив решения проблемы на исследуемом предприятии (в организации).
Главы, как правило, состоит из двух или более параграфов.
Следует отметить, что некоторое количество тем носит теоретический характер. В подобной курсовом проекте второй раздел должен быть посвящен подробному документальному анализу имеющейся литературы по проблеме и выработан проект решения.
Заключение
В заключительной части должно быть отражено решение каждой поставленной в работе задачи.Студентдолжен сделать краткие выводы по всей работе, дать самостоятельную оценку достигнутых результатов и предложения по выбранной теме.
В заключении проводится анализ рабочих гипотез, сопоставление последних с полученной моделью. На базе этого вырабатываются рекомендации для социальных служб, предприятий и организаций, местных властей. В заключении подводятся общие итоги работы, формулируются важнейшие выводы, характеризующие курсовую работу (проект) в целом. Здесь же следует показать, выявленные в ходе исследования, новые тенденции в разрабатываемой теме. Важно показать насколько результаты проведенного исследования могут быть востребованы в практической деятельности.
Заключительнаячасть предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме, характеризующие итоги курсовой работы, а также формулируются предложения, которые должны быть максимально конкретными и обоснованными.
Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.
Библиографический список
Список использованной литературы и источников оформляется в строгом соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и составляется в алфавитном порядке. В список включаются все информационные источники, которые были использованы студентом при написании курсовой работы, в том числе и электронные. В него также могут быть включены материалы предприятий, специализированных исследовательских фирм, ассоциаций, а также наименования и web-адреса интернет-ресурсов.
При этом, источники должны быть представлены по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам – за последние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам – за последние 10 лет, по специальным – за последние 5 лет.
Общий список должен содержать не менее 30 источников. На каждый источник в списке литературы должна иметься сноска или ссылка в тексте курсовой работы (проекта).
Принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке. При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты.
Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:
– законодательные и нормативные акты;
–книги и печатная периодика;
– источники на электронных носителях локального и удаленного доступа;
– источники на иностранных языках (также в алфавитном порядке).
Все иностранные источники представляются на языке издания. Пример оформления некоторых элементов библиографического списка представлен в Приложении В.
Приложения
Приложения к курсовой работе содержат дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию, излишне загромождающую основной текст работы. Это могут быть документы, таблицы с обширным статистическим материалом, анкеты, списки, схемы, распечатки, фотографии, использование которых в тексте записки нарушает логическую стройность изложения.
Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер и название. В тексте курсовой работы обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения (требования к оформлению приложений в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 представлены в п. 1.6.11).
Порядок сдачи, защиты и оценки курсовой работы (проекта)
1. Курсовая работа (проект) вместе с электронным носителем и справкой, подтверждающей итоговую оценку оригинальности не менее 50%,сдается студентом на кафедру маркетинга, внешнеторговой деятельности и учета на предприятияхна проверку заодин месяц до экзамена по дисциплине.
2. При оценке работы преподаватель учитывает степень самостоятельности студента и проявленную инициативу, связность и логичность составления, оформление.
3. Защита курсовой работы (проекта) может проводиться на выделенномодном занятии в рамках часов учебной дисциплины или по договоренности с преподавателем.
4. Назащите запрещено чтение текста работы.
5. Общая оценка за работу выставляетсяс учетом выполнения требований п. 2, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
При оценке курсовой работы(проекта) учитываются:
- точность определения объекта, предмета и цели исследования;
- умение подобрать научную литературу для теоретического анализа;
- логичность и самостоятельность теоретического анализа;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- владение методами экспериментального исследования и обработки его результатов;
- уровень интерпретации результатов исследования;
- адекватность выводов, сформулированным: цели, задачам исследования;
- правильность оформления проекта.