Калькулирование представляет собой систему расчетов, с помощью которых определяются затраты на единицу продукции и на всю продукцию как по всем статьям расходов в целом, так и по отдельным статьям. Метод определения себестоимости единицы отдельных видов продукции называется калькуляцией. Калькуляции разрабатываются на единицу каждого вида продукции. Калькуляция является важным средством осуществления хозяйственного расчета во всех его звеньях, с помощью калькуляций выявляется рентабельность отдельных видов продукции и изыскиваются пути ее повышения. Сравнение калькуляций по отдельным видам продукции, выпускаемым на разных предприятиях, используется при анализе и оценке их работы. Калькуляция – основной исходный документ при разработке научно обоснованных цен.
Калькуляционная группировка затрат дает возможность увидеть направления расходования средств. Затраты объединяют качественно разнородные расходы, именуемые статьями затрат. Калькуляция – исчисление себестоимости единицы продукции (работ, услуг) каждого вида.
Калькуляционные статьи затрат:
1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов).
2. Тара и тарные материалы.
3. Износ и ремонт орудий лова.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Основная заработная плата производственных рабочих.
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
7. Отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Транспортные расходы.
10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
11. Цеховые расходы.
Цеховая себестоимость.
12. Общезаводские расходы.
13. Потери от брака.
14. Прочие производственные расходы.
Производственная себестоимость.
15. Внепроизводственные расходы.
Полная себестоимость.
Цена и её формирование.
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена – есть денежное выражение стоимости.
С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные капитальные вложения, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.
По признаку степени свободы от воздействия государства цены делятся на:
- Свободные – складываются под воздействием спроса и предложения на рынке независимо от прямого влияния государственных органов. Государство может лишь косвенно воздействовать на эти цены: путём влияния на конъюнктуру рынка; ограничивая недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: запрет на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу и т.д.)
- Регулируемые цены – спрос и предложение оказывает на них определённое влияние, но большее влияние принадлежит государственным органам, применяющим методы прямого ограничения роста или снижения этих цен, регламентацию уровня рентабельности, заложенного в цену, установления предельных значений элементов цены.
- Фиксированные цены – устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- розничные цены;
Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, организаций промышленности, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены на промышленную продукцию формируются на основе текущих издержек производства, прибыли и налога на добавленную стоимость.
Оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида:
- оптовая цена предприятия (отпускная цена);
- оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведённую продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
Ц = Сп + П.ед.
где Сп – себестоимость единицы продукции;
П.ед. – прибыль, приходящаяся на единицу продукции
Эту же формулу можно записать по-другому.
Так как П = R*С,
где П – прибыль предприятия;
R – рентабельность, рассчитанная по себестоимости;
С – себестоимость единицы продукции, отсюда
Ц= С +R * С = С(1+R),