«СКАЗКИ ДЛЯ ИДИОТОВ»
Выполнила: Цакирова Виктория Александровна
Проверила: Черняк Мария Александровна,
Профессор кафедры новейшей
русской литературы
г. Санкт-Петербург
год
Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) родился 20 мая 1956 года в Грузии в семье офицера-артиллериста Шалвы Чхартишвили и учительницы русского языка и литературы Берты Исааковны Бразинской (1923-2007). В 1958 году семья переехала в Москву. В 1973 году он окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ), имеет диплом историка-японоведа.
С 1998 года Григорий Чхартишвили пишет художественную прозу под псевдонимом «Борис Акунин». Японскому слову «акунин» (яп. 悪人) примерно соответствует «злодей, являющийся сильным и волевым человеком». [1]
Произведения Бориса Акунина можно читать в любой последовательности, ибо каждое из них представляет собой особый замкнутый мир. Эти книги можно и глотать, как увлекательное бульварное "чтиво", и медленно смаковать, как хитроумные (тщательным образом засекреченные) постмодернистские тексты. Борис Акунин великолепно знает реалии старой императорской России, тонко внедряет их в сознание и подсознание читателя, подводит к несложным сопоставлениям с современностью (разумеется, не в пользу последней). Помимо всего прочего, романы Б. Акунина представляют собой некий занимательный справочник по истории России последней четверти XIX века. Читать такое просто усладительно, приятно и славно. Свойственен писателю и весьма своеобразный юмор.
Как и в любом качественном детективе, мы узнаем массу интересных вещей, прямо не относящихся к сюжету - особенности психологии самураев, систему соподчинения жандармерии и охранки, криминальную топографию первопрестольной. Среди прототипов действующих лиц множество реальных исторических деятелей: генерал Скобелев и канцлер Горчаков, начальник московской охранки Зубатов, московские генерал-губернаторы князь Долгоруков и великий князь Сергей Александрович. Все они, однако, скрыты под псевдонимами, что составляет для проницательного человека интеллектуальное наслаждение - вместе с Фандориным мы ищем агента народовольцев в политической полиции, турецкого разведчика в русской армии, московского Джека Потрошителя и одновременно разгадываем псевдонимы действующих лиц. Язык Акунина точный, без раздражающих лексических новшеств, но несколько излишне гладкий - сказываются традиции русского художественного перевода. Таким языком Лорие, Кашкин, Николай Чуковский, Райт-Ковалева переводили Диккенса и Теккерея.
|
Не существует лучшего авторского текста, который бы самохарактеризовал автора серии "Эраст Фандорин" - великолепного писателя Бориса Акунина, раскрывая значительную часть авторского замысла и движущей силы авторской мысли. Дух ушедших людей, дух старой Москвы, навеваемый посещением старинного русского кладбища, не испоганенного современной "индустрией смерти", чтение надписей на старинных надгробиях, мысленное перенесение во времена уже давно и безвозвратно ушедшие немало воодушевило Акунина в работе над своим литературным проектом. [2]
Помимо принесших ему известность романов и повестей из серии «Приключения Эраста Фандорина», Акунин создал серии «Приключения сестры Пелагии», «Приключения магистра», «Жанры», «Смерть на Брудершафт», а также отдельные книги «Чайка», «Комедия/Трагедия», «Инь и Ян» и сборник рассказов «Сказки для идиотов», который был создан для газеты «Неофициальная Москва» в 2000 году.
|
Этот сборник включает в себя такие рассказы, как «Страсть и долг», «Невольник чести», «Восток и Запад», «Тефаль, ты думаешь о нас», «Спаситель Отечества», «PTSD», «Дары Лимузины», «проблема 2000». Все они являются довольно увлекательными по своему содержанию и читаются на одном дыхании, так что легко можно спутать их с так называемым «бульварным чтивом», книгами из массовой литературы, которые выпускаются каждый год и также легко забываются. Однако не все так просто.
Сборник рассказов «Сказки для идиотов» - это политизированная сатирическая пародия на страшную действительность, которая отображает во всей красе политиков, олигархов, действительного тайного советника, лидера коммунистической партии, борцов за справедливость, основанной на религии, архитектора-инопланетянина, генерала-расиста, «нового русского» и дворянина. Все базируется на смешении эпох и культур, фантазии и реальности, того что было и того что будет.
Сюжеты всех этих рассказов, с одной стороны, не похожи и сильно отличаются друг от друга, а с другой - приводят читателя к одному и тому же выводу, что все в этом мире стремятся оправдать себя, но за этими оправданиями чаще всего скрываются безудержная ложь и жестокий цинизм. Само название произведения «Сказки для идиотов» является ярким тому примером. Этим названием автор ясно дает понять, что это произведение является утопическим, однако идеализируя всех персонажей, автор добивается того, что реальные действующие лица всех рассказов смотрятся еще более отвратительно.
|
Первый рассказ из этого сборника под названием «Страсть и долг» повествует об адюльтере действительного тайного советника Гавриилы Львовича, о котором всем сразу стало известно в подробностях. Однако на самом деле, по утверждению самого героя и по «убеждению» автора, этот адюльтер и вовсе не является адюльтером, и не иначе как Любовью с первого взгляда это и не назовешь, вот, только в «обеих девиц сразу».
Во втором рассказе «Невольник чести» речь идет о телекомментаторе, которого все честные люди считают подонком, а он на самом деле всего лишь «невольник чести», то есть человек, который оскверняет всех и вся под давлением шефа, сам при этом испытывая душевные муки и глубочайший стыд.
Третий рассказ «Восток и Запад» повествует о чеченском боевике Хаджи Муратове, который захватывает больницу и испытывает муки совести, понимая, что у него больше нет выхода, кроме как держать всех находившихся людей в качестве заложников. Однако выход все-таки нашелся, им стал премьер-министр, который самоотверженно предложил себя в обмен на всех заложников.
В четвертом рассказе «Тефаль, ты думаешь о нас» говорится об архитекторе, Ягкфи, который на самом деле оказывается инопланетянином. Он застраивает Москву уродливыми истуканами исключительно с благой целью - спасти Землю от приближающейся катастрофы. По сути, этот рассказ является очень «красноречивым» выражением Акунина к современному искусству и всему, что за него выдают.
В пятом рассказе «Спаситель Отечества» речь идет о лидере коммунистической партии Зиновии Андреевиче, который на самом-то деле, оказывается не «красным, а белым» и вследствие чего старается, как может, чтобы Россия получала как можно больше «передышек» от правления коммунистической партией, в которой он «пребывает». Затем понимает, что «глупости и преступления, совершаемые под прикрытием высочайшего имени, со всей очевидностью свидетельствовали, что демократической партией руководит такой же глубоко законспирированный штандартенфюрер, втайне работающий на дело большевизма». Отсюда становится понятно, чем продиктованы действия руководителей партий и движений правых сил.
Пятый рассказ «PTSD» - довольно таки неоднозначный, задающий вопросы расизма, более того с юмором описывающий возможные его корни. По-существу, это почти анекдот, вышедший за рамки жанра объемом. Сюжет заключается в том, что главный герой, генерал, никак не может понять, откуда у него такая ненависть к евреям.
Шестой рассказ «Дары Лимузины» является рождественской сказкой о вполне существующем в нашем реальном мире олигархе Борисе Абрамовиче Березовском, который оказывается «самым несчастным человеком в самой несчастной стране», вследствие чего фея Лимузина решила его осчастливить, сделав президентом этой «самой несчастной страны». Таким образом, она создает ему имидж того, «кто всегда хочет зло, но всегда делает добро», с которым он и баллотируется в президенты.
Последний седьмой рассказ «Проблема 2000» повествует о том, как два человека, принадлежащих разным эпохам, меняются местами. Новый русский Вован попадает в 1900 год, а степенный буржуа Константин Львович в 2000. Рассказ, в основном, потрясает контрастом лексики.
Вообще, говоря о языке Бориса Акунина, стоит отметить, что для него характерно смешивание различных слоев лексики, передача одновременно высокого стиля с низким, в результате чего его рассказы невероятно экспрессивны и динамичны. Также он удивительно талантливо стилизует и пародирует сюжетные линии, темы, "дух и плоть" величайшей русской классической литературы. Так, например, имя главного героя из рассказа «Восток и Запад» является аллюзией на повесть Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат». При внимательном рассмотрении рассказа Б. Акунина, можно выявить то, что его сюжетная линия практически совпадает с сюжетной линией повести Л. Н. Толстого. Да, и типы героев, если не учитывать «изнаночную сторону» рассказа, одинаковы.
Далее, название второго рассказа, а именно «Невольник чести» невольно отсылает нас к другому великому произведению «Смерть поэта» Михаила Юрьевича Лермонтова. Герой рассказа считает, что он является человеком, который «оклеветан молвой» и в скором счете не выдержит и падет под градом мелочных обид.
Таким образом, характеризуя его произведения, и найдя немало важных особенностей в его творчестве, я пришла к выводу, что Борис Акунин должен занимать почетное место в современном литературном мире, тем более что он вывел отечественную беллетристику на совершенно другой, продвинутый уровень. Это подтверждается тем, что большинство книг автора переводятся на другие языки и хорошо распродаются за рубежом. Ко всему прочему стоит отметить, что Борис Акунин был составителем сборника наиболее ярких произведений современных западных беллетристов «Лекарство от скуки», таким образом, всем этим способствуя глобализации в современном литературном пространстве.
акунин рассказ идиот
Список использованной литературы
1. <https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Акунин>
. <https://www.zhmak.info/1151483187-boris-akunin-sobranie-sochinenij.html>