Методическое обеспечение программы. Содержание.




Содержание.

Пояснительная записка

1.Нормативная часть программы.

 

1.1. Общие требования к организации учебно-тренировочной работы.

 

2. Учебный план

 

3.Методическая часть.

3.1.Основные средства и методы тренировок.

 

3.2.Теория и методика физической культуры и спорта

 

3.3.Основы техники легкой атлетики.

 

3.4.Общая специальная подготовка.

 

3.5 Общая физическая подготовка.

 

3.6.Воспитательная работа и психологическая подготовка.

 

4. Методика контроля.

5.Требования к освоению Программы.

 

6.Требования к технике безопасности.

 

7. Оборудование и инвентарь.

 

8. Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая общеобразовательная программа по виду спорта легкая атлетика(далее Программа) разработана на основании следующего законодательства: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, Устава МОУДО ДЮСШ, локальных актов и с учетом образовательной программы для 5—9 классов специальных (кор­рекционных) образовательных школ VIII вида (для детей с нарушени­ями интеллектуального развития).

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содер­жит материал, помогающий занимающимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социаль­ной адаптации.

Содержание обучения имеет прак­тическую направленность. Тренер готовит занимающихся в группе детей к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программе принцип коррекционной направленности обуче­ния является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с нарушениями интеллектуаль­ного развития в процессе овладения легкой атлетикой. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость форми­рования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут занимающимся стать полезными членами общества.

Пояснительная записка к программе дает основные методические рекомендации по специфике обучения, фор­мам и методам организации учебного процесса. В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения и варьируются в зависимости от местных условий, сложивш егося опыта и традиций.

 

Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовлен­ности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта 7 — 18 лет.

Программа ориентирует тренера на решение основных задач физического воспитания:

• укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;

• развитие и совершенствование двигательных умений и на­выков;

• приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведе­ний по физкультуре;

• развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

• формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;

• усвоение учащимися речевого материала, используемого учи­телем на уроках по физической культуре.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрыв­но связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.

Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на занятиях по легкой атлетике — чрезмерная двигательная реак­тивность, интенсивная эмоциональная напряженность, яркое про­явление негативного отношения к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым. Тренер свои требования должен сочетать с ува­жением личности ребенка, учетом уровня его физического развития и физической подготовки.

Учащиеся должны на занятиях проявлять больше самостоятельно­сти при постоянном контроле и помощи тренера. Определяя содер­жание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей контингента учащихся.

Среди различных показателей эффективности процесса воспита­ния на занятиях по легкой атлетике важное значение имеет активность учащихся, дисциплинирован­ность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спор­тивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. Огромную роль играет личность тренера.


В зависимости от условий работы тренер может подбирать уп­ражнения, игры, которые помогли бы конкретному ребенку быстрее овладеть основными видами движений.

На протяжении трех лет следует систе­матически воздействовать на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибуляр­ная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени при различной интенсивности движений).

Эффективное применение упражнений для развития двигатель­ных качеств повышает плотность занятия, усиливает его эмоциональ­ную насыщенность.

Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов учащиеся смогли овладеть основой двигательных умений и навыков и включились в произ­вольную деятельность.

В программу включены следующие разделы: гимнастика, ак­робатика (элементы), легкая атлетика, игры — подвижные и спортивные.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных качеств целесообразно делить группу учащихся на части с учетом их двигательных и интеллектуальных способностей.

Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого учащегося.

Обязательным для тренера является контроль за уровнем фи­зического развития и двигательной активностью учащихся (ДА).

По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: челночный бег 3х10м; прыжок в длину с места; упражнения на пресс за 30секунд. Тесты проводятся 2 раза в год. Полученные данные обрабатываются, сопоставляются и записываются в специально отведенной графе журнала.

Программа по легкой атлетике для спортивно-оздоровительной группы содержит научно-обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса.В данной программе отражено построение учебно-тренировочного процесса на различных этапах годичного цикла трениров­ки. Особенностью планирования про­граммного материала является сведение максимально возможных пара­метров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе спортивной подготовки решаются следующие задачи: гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносто­роння подготовка, укрепление здоровья, овладение основами техники выполнения упражнений, выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям, воспитание черт характера.

Особенности и новизна программы:

 

- исключаются травмоопасные упражнения и максимальные физические нагрузки;

- не проводится специальный отбор- принимаются все желающие;

- главной особенностью программы является преемственность изучаемого материала при

его гибком планировании.

 

Важным условием выполнения поставленных задач является систе­матическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий

 

Цели и задачи программы:

1.Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

2.Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

3.Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

4.Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

5.Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

6.Формирование у детей здорового образа жизни.

7. Профилактика вредных привычек, воспитание культуры поведения.

8. Воспитание морально волевых качеств, развитие внимания, мышления и эстетического вкуса.

Критериями оценки являются:

а) стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

б) динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

в) уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля.

Содержание данной программы разработано с учетом здоровьесберегающих технологий, которые включают:

1)медицинский осмотр

2)обеспечение двигательной активности,

3) закаливание,

4)здоровое питание.

Методическое обеспечение программы

 

Минимальный численный состав группы 10 человек, оптимальный 15-20чел., возраст обучающихся 7-18 лет. Занятия группы проводятся в рамках утвержденного расписания из расчета 6 часов в неделю. Срок реализации программы-3 года. Учебно-тренировочный процесс включает в себя работу с учащимися индивидуально, по группам и с командой в целом. Юные спортсмены этого возраста принимают участие в внутришкольных и муниципальных соревнованиях.

.

Формы и виды занятий:

Тренировочный процесс имеет основную подготовительную и заключительную части. Они взаимосвязаны, но в, то, же время решают самостоятельные задачи.

Задачи подготовительной части урока:

1) Организация группы (привлечение занимающихся к предстоящей работе)

2) Повышение работоспособности организма спортсменов, эмоциональный настрой на предстоящую работу.

3) Предварительное разогревание, растягивание и увеличение эластичности мышц.

Средствами решения этих задач могут быть:

1 различные подготовительные упражнения общего характера;

2 игровые упражнения и подвижные игры.

Методы выполнения упражнений:

1 Равномерный,

2 Повторный,

3 Игровой,

4 Круговой.

Подготовительная часть состоит из двух частей. Основная задача первой части – поднять общую работоспособность организма за счет воздействия главным образом на вегетативные функции; второй – настроить на предстоящую работу, применяя в основном специально-подготовительные упражнения. Сначала выполнять упражнения для рук, плечевого пояса, затем туловища, тазовой области и ног.

На подготовительную часть отводится около 10-20% общего времени урока, однако продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах. Это зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.

Основная часть: должна соответствовать подготовленности занимающихся, возрасту и полу, периоду и этапу подготовки, избранной специализации и другим факторам.

Задачи основной части:

1. Ознакомление, детализирование, разучивание или совершенствование техники специальных упражнений и видов легкой атлетики.

2. Направленное воздействие на развитие физических качеств (например, воспитание выносливости или нескольких физических качеств).

3. Общее и специальное воспитание моральных, волевых и интеллектуальных качеств. В качестве учебного материала здесь используются основные и вспомогательные упражнения. Наиболее целесообразна следующая последовательность упражнений, или «блоков» тренировочных заданий:

1 для овладения и совершенствования техники,

2 развития быстроты и ловкости,

3 развития силы,

4 развития выносливости.

Тактические задачи решаются параллельно в процессе занятий.

Методы выполнения упражнений:

1 Равномерный,

2 Повторный,

3 Переменный,

4 Интервальный,

5 Игровой,

6 Круговой,

7 Контрольный.

В отличие от подготовительной части характер упражнений в основной части сравнительно однообразен, поэтому последовательность различных упражнений необходимо варьировать так, чтобы занимающиеся смогли проявить большую работоспособность независимо от состояния организма.

На основную часть занятия отводится 70-85% общего времени урока.

Заключительная часть. Чтобы создать условия для перехода занимающихся к другому виду деятельности, организм необходимо привести в более спокойное состояние. Как правило, если нагрузка снижается постепенно, то отрицательной реакции не возникнет.

Задачи заключительной части:

1. Направленное постепенное снижение функциональной активности организма детей.

2. Подведение итогов проведенного занятия и выдача задания на дом.

Средствами для решения этих задач являются:

1 легкодозируемые упражнения,

2 умеренный бег,

3 ходьба,

4 относительно спокойные игры.

Методы выполнения упражнений:

1 равномерный,

2 повторный,

3 игровой.

На заключительную часть отводится 10-15% общего времени урока.

 

Основной формой организации работы с юными спортсменами является урок, состоящий из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Урочные формы и виды организации:

Теоретические занятия (беседы, просмотр фильмов и т.д.);

Практические занятия, исходя из целей, проводятся в форме:

  • - уроков – учебных, учебно-тренировочных, контрольных и соревновательных;
  • - внеурочных коллективных мероприятий (походы, посещение бассейна, соревнования);
  • - внеурочных индивидуальных заданий (выполнение утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных заданий тренера по ликвидации недостатков выполнения учебной программы);
  • - контрольных тестов для текущего контроля динамики подготовленности занимающихся;

Формы контроля:

· текущий - учет и анализ тренером-преподавателем регулярности посещения учащимися учебно-тренировочных занятий

· итоговый контроль – промежуточное или итоговое тестирование по завершении обучения.

Требования к уровню освоения содержания

Указанный в программе обязательный содержательный минимум позволит учащимся 1 года обучения:

Знать:

- о средствах для профилактики нарушений осанки; о значении двигательной активности в обеспечении здоровья;

- об оздоровительном влиянии физических упражнений на сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную системы;

- основные виды закаливания организма;

- историю развития легкой атлетики как вида спорта в России и за рубежом.

Уметь:

-самостоятельно формировать и выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики;

-соблюдать правила рационального режима труда и отдыха;

-выполнять базовые тактико-технические упражнения, предусмотренные образовательной программой;

-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

 

Воспитательные результаты:

- у детей будут воспитаны такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самодисциплина, требовательность к себе;

- выработаны коммуникативные качества умение общаться и работать в коллективе, ответственность за конечный результат;

- выработана способность использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни для: а) проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений: б) включения занятий физкультурой и спортом в активный отдых и досуг.

 

 

Указанный в программе обязательный содержательный минимум позволит учащимся 2 года обучения:

 

Вциклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта;

В спортивных играх: играть и знать правила изучаемых спортивных игр. Выполнять технические приёмы игр (подачи, передачи, удары по мячу, остановки, ведение, броски мяча на месте и в движении.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности:участвовать в соревновании по легкоатлетическому кроссу,осуществлять соревновательную деятельность по изучаемым видам спорта.

Правила поведения на занятиях: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и педагогу, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Знать:

- об оздоровительном влиянии физических упражнений на сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную системы;

- историю развития легкой атлетики как вида спорта в России и за рубежом.

Уметь:

-выполнять базовые тактико-технические упражнения, предусмотренные образовательной программой;

-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

 

Воспитательные результаты:

- у детей будут воспитаны такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самодисциплина, требовательность к себе;

- выработаны коммуникативные качества умение общаться и работать в коллективе, ответственность за конечный результат;

 

Указанный в программе обязательный содержательный минимум позволит учащимся3 года обучения:

 

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 100 м из положения низкого старта;

В спортивных играх: играть и знать правила изучаемых спортивных игр. Выполнять технические приёмы игр (подачи, передачи, нападающие удары, удары по мячу, остановки, ведение, броски мяча в движении.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в муниципальных соревнованиях по легкой атлетике,осуществлять соревновательную деятельность по плану работы школы.

Правила поведения на занятиях: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и педагогу, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Знать:

- об оздоровительном влиянии физических упражнений на сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную системы;

- основные виды закаливания организма;

- историю развития легкой атлетики как вида спорта в России и за рубежом.

Уметь:

-самостоятельно формировать и выполнять комплекс общеразвивающих упражнений для разминки.

-соблюдать правила рационального режима труда и отдыха;

-выполнять базовые тактико-технические упражнения, предусмотренные образовательной программой;

-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

 

Воспитательные результаты:

- выработаны коммуникативные качества умение общаться и работать в коллективе, ответственность за конечный результат;

- выработана способность использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни для: а) проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений: б) включения занятий физкультурой и спортом в активный отдых и досуг.

Учебный план спортивно-оздоровительной группы 1-ого года обучения

Разделы подготовки Весь период обучения
1. Теоретическая подготовка  
2. Общая физическая подготовка  
3. Специальная физическая подготовка  
4. Избранный вид спорта  
5. Контрольные испытания(тестирование)  
  Всего часов  

Учебный план спортивно-оздоровительной группы 2 года обучения

Разделы подготовки Весь период обучения
1. Теоретическая подготовка  
2. Общая физическая подготовка  
3. Специальная физическая подготовка  
4. Избранный вид спорта  
5. Контрольные испытания(тестирование)  
  Всего часов  

Учебный план спортивно-оздоровительной группы 3 года обучения

Разделы подготовки Весь период обучения
1. Теоретическая подготовка  
2. Общая физическая подготовка  
3. Специальная физическая подготовка  
4. Избранный вид спорта  
5. Контрольные испытания(тестирование)  
  Всего часов  

 

 

Воспитательная работа.

 

Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата является всестороннее и гармоничное раз­витие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без ис­пользования основных принципов воспитания: научности; связи воспи­тания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требова­ний и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифферен­цированного подхода. Руковод­ствуясь принципами избираю необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования основывается на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной сек­ции, уровня его воспитанности.

Большой воспитательный заряд несет использование в учебно-тре­нировочном процессе обучающихся конкретных примеров из жизни заме­чательных людей. Призывая учащихся на практике совершенство­ваться всесторонне, не замыкаясь только на занятиях спортом, способствую чтобы они в присутствии всей группы рассказывали о прекрасном знании иностранных языков, литературы, искусства, о большой любви к таким физическим упражнениям, как плавание, ката­ние на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, туристические прогулки и др.

Положительный воспитательный эффект, эмоционально приподнятое настроение вносят в спортивную группу элементы деловых игр. Перед разминкой все до­говариваются играть свои роли максимально приближенно к действи­тельности, так как на последующих тренировках каждый спортсмен груп­пы так же побывает в роли тренера. Будучи увлечен игровой ролью, про­водящий разминку проявляет активность, деловитость, творческие способности и зачастую раскрывается с совершенно незнакомой сторо­ны. Обстановка таких игр наиболее благоприятна для формирования положительных форм поведения.

Цель психологической подготовки - достижение оптимального при­способления спортсмена и его психики к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам.

К принципам психологической подготовки относятся:

- идейность;

- моделирование;

- нарастание и видоизменение нагрузки;

- регулировка психических напряжений;

- индивидуальный подход.

С целью формирования личности спортсмена психическую подготов­ку разделяют на три составные части - идейную, моральную и волевую. Причем эти части осуществляют в каждом тренировочном занятии пу­тем сочетания методов обучения, воспитания и организации.

Идейная подготовка направлена на формирование характера, пат­риотизма, развитие интеллекта, повышение культурного уровня спорт­смена. Воспитание спортивного трудолюбия и делового стиля органи­зации занятий является решающим в тренировочном процессе юных футболистов.

В процессе занятий предоставляется возможность для воспитания дисциплины, коллективизма, товарищества, патриотизма, трудолюбия и других нравственных качеств.

Моральная подготовка направлена на формирование общественных качеств спортсмена, необходимых для победы над соперником, но прежде всего над самим собой.

В учебно-тренировочных занятиях основными методами моральной подготовки являются убеждение, разъяснение и наглядность, воспита­ние на примерах мировых рекордсменов, олимпийских чемпионов.

Основой моральной подготовки является чувство ответственности, самоотверженности, добросовестности, искренности.

Волевая подготовка направлена главным образом на преодоление возрастающих трудностей как на тренировке, так и на соревнованиях.

Далее несколько подробнее охарактеризуем этот подраздел.

Практической основой методики волевой подготовки служат следу­ющие факторы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: