Издается по благословению настоятеля храма (какого?)




ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

 


«Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6: 53, 56)

1. Что такое Таинство Причащения?

Причащение есть таинство, в котором православный христианин, под видом хлеба и вина, принимает Cамое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Причащение Тела и Крови Христовой является самым главным Таинством Церкви, можно сказать, что оно есть сердце Православия. Тот, кто понял суть Таинства Причащения – понял смысл самого Православия и значение Церкви.

Причащение – самое великое из всех чудес, какие совершила сила Божия; оно есть величайшее из всех Таинств, какие изобрела премудрость Божия; это самый безценный из всех даров, какие только даровала благость Божия!

Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, бесценный дар Милостивого Бога нам, недостойным и грешным! Они есть огнь Божественный, достойных просвещающий и очищающий, а недостойных опаляющий и сжигающий.

2. Как было установлено Таинство Причащения?

Таинство святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих крестных страданий и смерти.

Во Святом Евангелии об этом говорится так: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28; Марк. 14, 22–24; Лк.22:19–24; 1Кор.11:23–25).

Так было установлено Таинство Святого Причащения. Суть его в том, что Господь силою и действием Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить Своим ученикам, заповедав: «сие творите в Мое воспоминание» (т.е. творите это всегда). В Таинстве Причащения хлеб и вино непостижимым образом становятся истинными Телом и Кровью Христовыми («пресуществляются»). При этом, хлеб и вино сохраняют свой естественный вид и внешние характеристики (вкус, цвет и т.п.), но это лишь кажущееся «несоответствие» между внешним видом и внутренним существом Таинства. Евхаристические Хлеб и Вино становятся Телом и Кровью навсегда.

3. Какое значение Таинства Причащения?

В беседе с народом, Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем» (Ин.6:53–56).

Этими словами Господь указал на совершенную необходимость участия в Таинстве Причащения всех истинных христиан. Как учит Святая Православная Церковь, христианин, принимая Святое Причастие таинственно соединяется со Христом самым теснейшим образом, ибо в каждой частице раздробленного «агнца» (хлеба для Причащения), содержится весь Христос, Он присутствует всем Своим существом, т.е. и Телом, и Душою Своего человечества и Божеством.

Причащаясь любой, даже самой малой частицы Святых Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяясь с Ним. И потому, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и кровью, таким образом мы обожествляемся, на сколько это возможно человеку. Сам Христос сказал: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь

Издается по благословению настоятеля храма (какого?)

пребывает во Мне, и я в нем » (Ин.6:56). Отцы и учителя Церкви пытаясь объяснить тайну Святого Причащению приводят аналогию с огнем и раскаленным железом: «Железо, лежащее в раскаленном горниле кузнеца, продолжает оставаться железом, но, будучи пропитано огнем, само становится огненным и приобретает качества огня».

Каков же смысл Причащения Святых Христовых Тайн?

Как Сам Христос сказал, чтобы иметь жизнь в себе. Спасение наше заключается в возвращении утраченного единства с Богом. В Причастии же мы именно соединяемся (причащаемся, становимся частью) со Христом. Господь входит внутрь нашего естества, при этом, это вхождение Бога совершается не каким-то символическим образом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах, очищая и освящая все наше естество (ум, душу и тело), подавая новые силы и благодать Святого Духа жить чисто и свято, по-христиански.

В этом Таинстве подаются человеку, приходящему к нему с верою, силы не грешить и освящаться. В Причастии Христос укрепляет нашу волю к добру; зажигает в нас любовь и добродетели; возносит ум и сердце к Богу. Христос просвещает наш разум от нечистых мыслей; дарует силу противостоять греховным страстям и порокам; очищает наши чувства, чтобы любить добро и ненавидеть грех; защищает от дьявольских искушений. Святое Причастие оживляет наши душу и тело, - восстанавливая ту естественную чистоту нашей души, которая была у первородного Адама до грехопадения. Многие люди через приобщение Святых Христовых Тайн исцеляются от душевных и телесных болезней. Это Таинство делает нас буквально братьями и сестрами во Христе, родными и близкими Богу.

Святые отцы Церкви говорят: «Для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом». Об этом пишет и апостол Петр, что верующим дано стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Причастие Святых Христовых Таин являются одним из необходимых условий нашего обожения, достижения святости во Христе и вхождения в Жизнь Вечную – Царство Небесное: «Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни » - говорит Господь (Ин 6:53).

4. Когда совершается Таинство Причащения?

Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией (от греч. «литос» - «общественный» и «эргон» - «служба», «дело»).

Причащение ещё называют «Евхаристией», что в переводе с греческого означает «благодарение». Потому что, в этом Таинстве Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную Жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Во отличии от других общественных богослужений (утрени, вечерней, часов), где Господь наш Иисус Христос присутствует одною Своею благодатью, здесь Он присутствует непосредственно, действительно пречистым Телом Своим и Святою Своею Кровью. И не только присутствует, но и питает Ими верующих. Приобщаясь Страшных Христовых Тайн, мы уподобляемся святым Апостолам, собранным на Тайной Вечери.

Для Причащения используется хлеб пшеничный, квасной, чистый, и неповрежденное, чистое вино. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба », говорит апостол Павел (1Кор.10:17).

Божественная Литургия совершается в Православных храмах каждый воскресный день (утром), а в храмах с большим количеством верущих - ежедневно.

5. Как готовиться ко Святому Причащению?

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это в церковной практике называется говением. Говение продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Человек готовится молитвой, постом и покаянием (с исповедью у священника).

МОЛИТВА. Будущему причастнику нужно подготовиться ко Святому Таинству молитвенно. Для этого следует читать:

 

1) Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу;

2) Канон молебный ко Пресвятой Богородице;

3) Канон молебный ангелу-хранителю;

4) Последование ко Святому Причащению (канон к Причастию и молитвы ко Причастию);

Рекомендуется прочесть все эти каноны в течении дня накануне Причащения, а молитвы к Причастию – в сам день Причащения (утром перед Литургией).

 

На практике, многие христиане разделяют чтение этих канонов на 2-3 дня перед Причастием. Например, желающий причаститься Святых Тайн в воскресный день читает: в четверг – канон покаянный ко Господу, в пятницу – канон молебный к Пресвятой Богородице, в субботу – канон ангелу-хранителю и Последование ко Причащению (только канон), а в воскресное утро перед Литургией – молитвы ко Причастию.

 

Все эти каноны и молитвы содержаться в обычном православном молитвослове (который можно приобрести в церковной лавке). Также важно помнить, что для новоначальных молитвенное правило подбирается индивидуально (для этого следует обратиться ко священнику).

Накануне Причащения необходимо обязательно быть на вечерней службе в храме, потому что церковный день начинается с вечера.

 

ПОСТ. Перед Причастием верующие соблюдают пост. Общая практика поститься перед Причастием – не менее трех дней. Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающего, а также от того на сколько часто он приступает к Святым Тайнам. Тем, кто причащается часто (например, каждое воскресенье) продолжительность поста может быть сокращена по благословению священника до 1-2 дней.

 

Во время поста исключается пища животного происхождения: мясные, рыбные, молочные продукты, яйца. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве. Для пожилых и больных людей, беременных и кормящих женщин - разрешается послабление поста, которое нужно оговорить индивидуально со священником.

Телу предписывается чистота, воздержание от супружеской жизни. Супруги во время подготовки ко Причастию должны воздерживаться от телесной близости. Женщины, находящиеся во очищении (период месячных) не могут причащаться.

Поститься необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, хранить свою душу от развлечений и не рассеиваться по житейским мелочам. Важно помнить, что пост – это не пищевая диета, а воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом. Пост – это благодарная жертва Богу за ту великую Искупительную Крестную Жертву, которую принес за нас сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Причащаться нужно натощак, потому готовящиеся ко Причащению после полуночи уже ничего не едят и не пьют (так как наступает день Причащения). Ни в коем случае нельзя курить. Утром можно почистить зубы или прополоскать рот, дабы принимать Причастие в чистоте.

 

ИСПОВЕДЬ. Самым важным моментом в подготовке к Таинству Причащения является очищение своей души от грехов, которые совершаются в Таинстве Исповеди, в душу не очищенную от греха не примиренную с Богом, не войдет Христос. Поисповедоваться можно вечером (на вечернем богослужении) или утром (перед или во время Литургии).

 

В Таинстве исповеди верующий исповедует (открывает устно) грехи свои Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от самого Господа Иисуса Христа. Исповедь – это не допрос, не истязание человека, тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему, а очищение человека от всего ненужного и греховного, что доставляет только муку и тяготу, мешает жить и радоваться жизни. Исповедь – это трогательная до слез явление любви Бога к человеку; это радость прощения греха; это великое Таинство примирения Бога и человека! Исповедоваться нужно без всякого самооправдания и саможаления, искренне и чистосердечно раскрывая свою душу перед Богом, и не утаивая не одного греха. На Исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, в чем обличает совесть.

 

Перед Исповедью нужно непременно примириться, попросить прощение у всех, кого мы вольно и невольно обидели, и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примериться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто…но подумайте, как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывая на отпущение их, если сами не прощаем нашим обидчиков?

 

Помните! Если человек приходит к Причащению с нечистым сердцем, скрывая в нем зависть, обиды и другую душевную нечистоту, то Причащение послужит ему не во спасение, но в суд и осуждение на вечные муки как оскорбившему Святыню Тела и Крови Сына Божия. Святой Иоанн Златоуст говорит: «На тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн особенно нападает и постепенно входит диавол, как и тогда [ во время Тайной Вечери ] в Иуду».

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед Таинством исповеди поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом вам помогут книги «В помощь кающимся» свят. Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

 

6. Как подходить ко Святой Чаше?

 

Приходить в храм нужно к началу Литургии без опозданий. Перед началом Причастия (которое совершается в конце Литургии), причащающиеся подходят поближе к Царским вратам. Когда открываются Царские врата священник (или диакон) входит с Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верою приступите». Нужно сделать по возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится поверх левой), и с таким сложением рук причащаться.

 

Далее священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» - и причастники повторяют её про себя. К Чаши подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей, и людей немощных. Подходить причастники должны постепенно, не толпясь, не толкаясь, и не стараясь опередить друг друга, помня слова Господа: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.» (Мк. 9, 35). Лучше всего во время приближения к Чаше читать Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или молитвенно петь со всеми находящимися в храме: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите».

 

Подойдя ко Святой Чаши нужно четко назвать свое имя во Святом Крещении и широко открыть уста. Приняв Святые Тайны, нужно сразу проглотить их. По причащении священник или дьякон отирают уста причастника специальным платом. После этого причастник целует нижний край Святой Чаши, который символизирует ребро Самого Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют. Следует помнить, что причащаться можно только раз в день. Отойдя от Святой Чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику где раздают кусочки просфоры и запивку (это как правило разведенный теплой водой кагор). Это делается для того, чтобы какая-либо малая частица не осталась во рту.

 

После того как причастник употребил запивку, он молится до конца Божественной Литургии и вместе со всеми подходит к целованию святого Креста который выносит священник. В некоторых храмах, после Литургии читаются «Благодарственные молитвы по святом Причащении». Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Они изложены в православном молитвослове (см. «Благодарственные молитвы по Святом Причащении»).

В день Причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей Спасителя в Великую Субботу, и коленопреклонных молитв на праздник Святой Троицы. Прикладываться ко святым иконам и прочим святыням храма можно.

 

7. Как следует себя вести после Причастия?

 

День Причащения – это особый день для души христианина, потому что она особым, таинственным образом соединятся со Христом. После Причастия нужно быть внимательным к своей душе, хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии. Надо стараться не опускаться в пустые развлечения и разговоры; никого не осуждать, не гневаться, не раздражаться; хранить мир и чистоту души. Этому способствуют молитва, уединение, чтение духовных книг, посещение церковных богослужений, служение ближнему, творение добрых дел. Нужно стараться всеми силами достойно сохранить в себе Христа принятого и не оскорблять Его своими грехами. В чем да поможет нам всем Бог!

Храм … – год.

Город, адрес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: