МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной работы студента по дисциплине «Культурология» для всех направлений и специальностей
Санкт-Петербург
УДК
Утверждено и рекомендовано к печати Ученым советом НОУ ВПО «ИДПИГО»
Протокол № __, от __________20____г.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Бударин Николай Федорович кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
Набок Игорь Леонтьевич доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этнокультурологии, заместитель директора Института Севера,
РГПУ им. А.И. Герцена
Санжеева Л.В.
С 182 Методические рекомендации для самостоятельной работы студента по дисциплине «Культурология» для всех направлений и специальностей. – Санкт-Петербург, 2016. – 85с.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки студента к семинарам, контрольным работам, рефератам и зачету. В работе даны условия для самостоятельной работы, ключевые слова, персоналии, предлагается список основной и дополнительной литературы. Также даются вопросы к промежуточной аттестации и зачету.
Санжеева Л.В., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка -------------------------------------------------- 4
Методические рекомендации для студентов очного обучения---5
Методические рекомендации для студентов очного обучения---7
Ключевые слова-------------------------------------------------------------7
Персоналии-------- --------------------------------------------------------- 8
Вопросы для подготовки к зачету------------------------------------- 10
Примерные темы рефератов----------------------------------------------11
Темы контрольных работ-------------------------------------------------12
Основная и дополнительная литература----------------------------- 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Культурология» является учебным курсом федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин для студентов всех специальностей вузов культуры и искусств. В соответствии с учебным планом Культурология читается на первом курсе. Изучение курса проходит в форме лекций, семинаров, самостоятельной работы студентов. На зачете проводится итоговое тестирование, если сумма ответов составляет менее 50%, проводится опрос по вопросам к зачету. На занятиях и по результатам работы осуществляется промежуточный контроль знаний студентов в форме тестирования и проверки письменных работ.
К зачету студент должен представить в письменном виде конспект лекций, докладов и сообщений, подготовленных к семинарам, конспекты по самостоятельной работе, также он должен продемонстрировать полученные знания, показать умения самостоятельного анализа и изложения материала. Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение всех учебных задач. В случае неуважительных прогулов студент за каждый пропуск пишет реферат в письменном виде 10-25 страниц, или реферат в печатном виде 20-25 страниц в соответствии с требованиями высшей школы. Реферат должен быть защищен на дополнительных занятиях, назначенных преподавателем, в устной форме.
Обязательный список литературы составлен в соответствии с литературой, имеющейся в библиотеке института и Электронно-библиотечной системе. Дополнительный список составлен в соответствии с требованиями высшей школы.
Цель учебного курса: дать знания об особенностях формирования сферы культуры как смысла бытия, закономерностях антропосоциокультурогенеза в научной картине мира.
Задачи курса:
- усвоить категориально-понятийный аппарат изучаемого курса;
- учиться излагать свои знания и мысли в решении профессиональных задач;
- ориентироваться в системе взаимодействия культурного, социального, природного бытия;
- понимать ценности культуры в современных принципах толерантности, диалога и сотрудничества;
- бережно относится к историческому наследию и культурным традициям
Курс дает возможность студентам овладеть основами культурологического знания, анализировать процессы культурно-исторического развития.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
- основные понятия культурологии;
- закономерности развития культуры;
- исторические этапы развития культуры.
Уметь:
- анализировать явления культуры с учетом ее характеристик;
- работать со справочной и учебной литературой.
Владеть:
- навыками грамотного описания собственной культурной и профессиональной деятельности;
- понятийным аппаратом культурологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа с ключевыми словами
Усвоение материала связано с понятийным аппаратом, поэтому студент должен уметь применять ключевые слова в аналитическом обзоре сферы культуры, динамики развития культуры, анализировать культурно-исторические эпохи и персоналии. К зачету студент знать и владеть не менее 50 культурологическими терминами.
Методические рекомендации
для самостоятельной подготовки к семинарам
Семинарское занятие способствует закреплению знаний, полученных студентом на лекциях, глубокому изучению обязательной и дополнительной литературы. Активное участие на семинарах оттачивает мысль студента, вызывает интерес к проблеме, побуждает к постановке вопросов, прививает навыки устного выступления, готовит к будущей теоретической и практической деятельности. Немаловажное значение имеет семинар и для преподавателя, позволяя ему регулярно контролировать усвоение студентами учебного материала, направлять самостоятельную работу, изучать мнения, запросы и интересы студентов, формировать аналитические способности в усвоении материала, развивать художественное мышление.
Семинарские занятия по курсу обеспечивают: закрепление полученных знаний, формирование анализа и умения оценивать явления культуры, овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения культуры. Задача самостоятельной работы заключаются в формирование умения находить, осваивать, систематизировать исторические сведения по культуре и искусству, готовить сообщения, выступать с докладами, отвечать на проблемные вопросы.
Подготовка к семинару осуществляется на основе программы курса и методических рекомендаций. В процессе обучения, в течение семестра каждый студент должен подготовить доклады и сообщения. Доклад готовится по схеме 1. Хронология 2. Общая характеристика 3. Основные понятия 4. Персоналии.
Студенты на семинаре конспектируют основные тезисы и усваивают ключевые слова, понятия, термины по заданной теме. Студент должен знать минимум ключевых слов. На семинарских занятиях студент может использовать любую литературу, рекомендуемую высшей школой, учебники, хрестоматии, словари и др.
Самостоятельное изучение курса представляет определенные сложности связанные, прежде всего, со значительным объемом материала и разнородностью частей курса. Культура явление многогранное, поэтому зачастую по тем или иным вопросам отсутствуют общепринятые определения понятий. Если при изучении курса студент столкнется с такими разночтениями, следует проанализировать существующие противоречия и выбрать точку зрения, наиболее согласующуюся с его знаниями. В случаях сомнений студент должен консультироваться с преподавателем.
План подготовки к семинарским занятиям
1. Подбор литературы по теме семинара.
2. Выборка основных тезисов и их конспектирование.
3. Составление ключевых слов по вопросам и теме семинара.
4. Определение основных понятий и терминов и их расшифровка.
5. Написание текста доклада или сообщения.
6. Подготовка вывода по теме.
Студент должен обязательно написать источник информации.
Подготовка студента к семинару оценивается по десятибалльной системе:
1-4 балла – умение решать задачи элементарного характера, предполагающие один способ решения и отвечать на вопросы описательного характера.
5-10 баллов – умение отвечать на вопросы логического характера, предполагающие выявление логических связей и решать задачи, имеющие несколько вариантов.
Методические рекомендации для составления таблицы персоналий.
В процессе обучения в каждом семестре студент должен заполнить таблицу, в которой должны быть перечислены ученые, философы, историки, социологи и другие, внесшие вклад в развитие культурологии. Студент выбирает самые известные и значительные имена, используя учебную, справочную и научную литературу. Студент может использовать рекомендуемую литературу, кроме этого источники научно-исследовательских учреждений, ведущих учебных заведений России и зарубежных стран мира. К зачету студент должен написать не менее 80 персоналий.
Образец заполнения таблицы
№ | Имя ученого | Место и год рождения или проживания. | Научные труды | Роль и значение для развития культурологии |
Э.Тайлор | Великобритания 1832-1917гг. | Первобытная культура | Впервые научно обосновал эволюционную теорию развития культуры |
Методические рекомендации для подготовки контрольной работы
Контрольная работа выполняется в письменном виде, предназначена для самостоятельной работы студента и входит в промежуточный и итоговый контроль знаний. Так как количество часов не позволяет исследовать всю литературу, необходимую для подготовки к зачету. Темы составлены на основе пройденного лекционного материала, заданий, разработанных для СРС, и тем, рассмотренных на семинарах в соответствии с компетенциями. Промежуточная и итоговая аттестации помогает определить подготовленность студента к зачету и уровень усвоения материала. Полученные результаты анализируются, на основании этого подводятся итоги, которые определяют дальнейшую работу. Контрольные работы оцениваются по десятибальной системе, полученная сумма баллов показывает рейтинг студента. В каждой группе выводится средний коэффициент, по которому определяется уровень полученных знаний. Полученная сумма баллов учитывается на зачете, в случае низкого рейтинга, студенту даются дополнительные вопросы на основе пройденного курса или из рекомендуемой учебной и учебно – методической литературы. По желанию студент может использовать литературу, имеющуюся в других библиотеках или в личном пользовании, отвечающей требованиям высшей школы и рекомендуемые ею. Использование словарей является обязательным, так как, по мнению автора, знание терминологического и категориального аппарата помогает в усвоении получаемых знаний.