ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Составьте свой текст, в котором используйте 10-15 слов, вызывающих у вас трудности при постановке ударения.




Фамилия студента_______________________

Практическая работа № 3. НЕДОЧЕТЫФОНИКИ

Упражнение. В предложениях укажите(подчеркните и назовите) недочеты фоники и устраните их.

1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке…

 

2. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Гродно.

 

3. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем.

 

4. Система «Старт» содержит регулирующие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие –всего более тридцати наименований.

 

5. Журавлев – прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы.

 

6. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе.

 

7. Своевременно ли полили лилии?

 

8. Справки об отправке грузов можно получить по телефону.

 

9. Весь прирост промышленной продукции получен при повышении производительности труда.

 

10. Организуем систематически тематические выставки.

 

11. После экспедиции по традиции состоялся отчет любителей подводного спорта.

 

12. Приезжие не упускают возможности познакомиться с жизнью незнакомого края.

 

13. Живописную летопись Днепропетровска представляют собой рисунки и гравюры представленные на выставке.

 

14. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, писать и считать.

 

15. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях.

 

16. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю.

 

17. Мы довольны деятельностью детской комнаты.

 

Фамилия студента_______________________

ПР № 4. ВЫБОР СЛОВА. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Упражнение 1. Подчеркните и назовите (напишите наименование)ошибку. Устраните ее.

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки.

 

 

2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки.

 

3. За неправильный вызов скорой помощи Иванченко получил штраф 50 гривен.

 

4. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

 

5. Балерина создает проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.

 

6. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

 

7. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

8. Владелец «Мерседеса» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами.

 

9. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.

 

10. Низкую температуру в жилых помещениях многие стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.

№ 2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте контаминированные конструкции (конструкции, в которых ошибочно соединены части двух словосочетаний). Сделайте необходимую правку.

 

1. Шока не получилось по той же самой причине, по которой не производит переполоха «одетое» русское издание «Плейбоя».

 

2. Тем не менее Генпрокуратура сочла возможным включить меня в список обвиняемых на эту тему. Я полагаю, что это результат той же самой политической подоплеки, которая в этом обвинении просто проходит по всем пунктам.

 

3. Спор этот впоследствии вызвал пристальное внимание исследователей.

 

4. Предвыборное обещание кандидата: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в Украине».

 

5. Он преступил все доступные нормы.

 

6. Но теперь для полноценного лечения необходимы новые лечебные центры, обустроенные современным оборудованием.

 

7. Все ветераны в районе знают, что им окажут нужную заботу.

 

8. Еще одна задача была поставлена и успешно осуществлена организаторами.

 

 

9. Поэтому нужно срочно предпринимать какие-то меры.

 

№ 3. Подчеркните словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Сделайте правку.

 

1. Поэтому кости их, конечно, растут, но при недостатке кальция становятся очень хрупкими, вследствие чего возрастает риск развития переломов.

 

2. Нам выдавали такие замечания.

 

3. Эксперты составляют аналогии между Арнольдом Шварценеггером в кино и Нел в индустрии компьютерных игр.

 

 

4. Строительство детских площадок имеет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.

 

 

5. Чтобы обеспечить себя от ее преследований, нужно казаться веселым, а это более всего сбивает с толку.

 

 

6. Главное наследство, которое она приняла от отца, - знаменитая фамилия.

 

 

7. Эта передышка, по словам Диор, нужна ей для того, чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. Кстати, положительная функция этих эмоций оказывает и внешний результат.

 

 

8. При резком увеличении содержания фенилэтиламина в мозге может возникнуть внезапная вспышка любви к совершенно чужому человеку, который случайно оказался рядом в момент «солнечного удара». А синдром «разбитого сердца», наоборот, характерен сильным падением его уровня.

Упражнение 4. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте ошибки

1. Эти слова не играли никакого значения в его прогнозах перед выборами.

 

2. Но это обычная вещь для любого клуба, и тренер англичан не испытывает опасений на этот счет.

 

3. И мы должны идти по тому же пути развития, только стараясь избегать тех ошибок, в которые впадали европейские народы вследствие ложного понимания прогресса.

 

4. Бизнес-партнеры высоко отзывались о ней.

 

5. Кто же виноват в том, что продукты так дороги? Надо удешевить их себестоимость.

 

6. Народ вернется в первобытное прошлое.

 

7. Фирма «АРТ» предлагает уют и тепло в вашем доме (Реклама).

 

8. Неповторимый стиль вашего престижа (Реклама).

 

9. Рынок доставляет шум и беспокойство жителям близлежащих домов.

 

10. Был слышен сдержанный рев трибун.

Фамилия студента_______________________

ПР № 5. ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ СИНОНИМОВ, АНТОНИМОВ, ОМОНИМОВ

Упражнение 1. Укажите речевые ошибки, вызванные неточным выбором синонимов. Сделайте правку.

1. Медлительность и нерасторопность в подготовке к отопительному сезону недопустимы.

 

2. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов – фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная.

 

3. Имя этого города в 30-е годы не сходило с газетных полос.

 

4. Эти пятна вывести практически почти невозможно.

 

5. В одном только лишь Лондоне туристы смогут посетить несколько десятков выставок.

 

6. Самыми остромодными в этом сезоне считаются оправы из кожи.

 

7. Отель и его обитатели должны взаимно соответствовать друг другу.

 

8. Книга на первый беглый взгляд выглядит как-то документально-монументально.

 

9. Чего только нет в этом огромном жилом комплексе, поражающем своими гигантскими размерами.

 

10. Больному был поставлен кардиостимулятор сердца.

 

11. И если ставил его даже сам Мейерхольд, пьеса называлась несценичной.

 

12. У него нет никакого эстетического чувства прекрасного.

 

13. Водолазов отправят домой специальным чартерным рейсом.

 

14. Крепко зажал веревку стиснутыми зубами.

 

15. Это решение скорее практическое, нежели чем политическое.

 

16. В Эвенкии своих запасов нефти более чем предостаточно.

 

17. Плавучие средства - лодки и моторы к ним – должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность.

 

Упражнение 2. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антиномической пары, неоправданный антифразис. Исправьте ошибки.

1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.

 

2. На открытом собрании говорили о скрытых производственных резервах.

 

3. В силу слабой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось глубокого изучения результатов.

 

4. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо.

 

5. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев.

 

6. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.

 

7. На соревнования слетелись пилоты как сильного, так прекрасного пола из шести стран.

8. «С опозданиями у нас в группе все благополучно», - сказал староста.

 

9. В этом квартале у нас значительно меньшее увеличение числа больных.

 

10. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе предприятия.

 

11. Июльским днем прошлого года на Привокзальной площади ночью имел место пожар.

 

12. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

 

Упражнение 3. Проанализируйте употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы. Отметьте неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур, речевую недостаточность. Исправьте предложения.

 

1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

 

2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов.

 

3. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения.

 

4. Для развития науки большое значение имеет открытие научно-исследовательского института по изучению мхов и лишайников в Ялте.

 

5. ВОЗ доставит медикаменты в районы, пострадавшие от землетрясения. (Всемирная организация здравоохранения).

 

6. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.

 

7. Мощные рыбоперерабатывающие плавбазы выпускают непосредственно в море рыбную продукцию.

 

8. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.

 

9. За год учебы мы потеряли 6 студентов.

 

10. Давно пишется о том, что защита нашей футбольной команды хромает.

 

 

12. Просматривая разбросанные в разных музеях полотна Иванова, поражаешься вложенному в работу исполинскому труду.

 

 

13. Мы прослушали почти все вопросы.

 

14. На полке лежали отобранные рукописи.

 

15. У нас в питомнике много собак, и мы в основном питаемся за счет клубного собаководства.

 

16. Самый надежный способ размножения (реклама ксероксов).

Фамилия студента_______________________

ПР № 6. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ И НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Упражнение 1. Найдите случаи лексической недостаточности. Сделайте необходимую правку.

1. Студент Бережной занял первое место по английскому языку.

 

2. Творчество Паоло Коэльо волнует читателей на самых разных языках.

 

3. Мы за три года выпустили около 500 человек.

 

4. Неподалеку от Нью-Мексико при странных обстоятельствах погибли двое археологов. Они обнаружили древнюю стену и хотели проникнуть внутрь.

 

5. Однако же некоторые действуют, как Ив Роше, который борется за окружающую среду вот уже более 30 лет.

 

6. Несмотря на то, что на протяжении всего пути скорпион сидел на ноге Алексея, водитель все же довел автобус.

 

7. Коул слишком напуган, чтобы поделиться своими проблемами, за исключением детского психолога, доктора Малколма Кроува.

 

8. В Голливуде ходят слухи, что после развода этот актер снова пьет.

 

9. Его посадили буквально за неделю до выхода фильма на экраны кинотеатров Европы.

 

Упражнение 2. Найдите случаи речевой избыточности. Определите ее тип. Сделайте стилистическую правку.

1. Дешевизной и самым превосходным качеством отличаются южноафриканские алмазы.

 

2. На этот день донецкие шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта.

 

3. И в завершение – ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду.

 

4. Коррупция и продажность чиновников развалили страну.

 

5. Сегодня в нашей программе интервью с бывшим экс-премьером.

 

6. Если вы хотите получить более исчерпывающую информацию, звоните нам.

 

7. Другим примером выхода за рамки пристойности может служить реклама «Нашего радио». Иллюстрация в ней крайне неэтична, так как изображает жест, служащий прямым изображением нецензурного выражения, выходящего за рамки приличия.

 

8. В концерте прозвучали популярные хиты.

 

9. Они сохранились в целости и сохранности.

 

10. Не дожидаясь начала расследования, президент японской авиакомпании подал в отставку, а начальник технической службы сделал себе харакири.

 

11. В своей автобиографии Раневская писала о своих друзьях, учителях, о своем одиночестве.

 

12. Больному был поставлен кардиостимулятор сердца.

 

13. Они, конечно, назвали целый ряд причин, предшествующих трагедии.

Фамилия студента_______________________

ПР № 7. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Упражнение 1. Выпишите из словаря значения слов-паронимов (с примерами). Выберите 3 пары паронимов и составьте либо одно предложение, в котором обыгрывались бы значения обоих паронимов, либо два предложения, в которых паронимы употреблялись в соответствии с их значением.

Подпись –роспись;

 

 

одеть – надеть;

 

 

оплатить – заплатить;

 

 

представить –предоставить;

 

 

принять –предпринять;

 

 

массировать–муссировать;

 

 

командированный –командировочный;

 

 

подвижники –сподвижники;

 

 

гуманный–гуманистический–гуманитарный;

 

демократический –демократичный;

 

 

критический –критичный;

 

 

логический –логичный;

 

 

реалистический –реалистичный;

 

представительный –представительский

Упражнение 2. Найдите случаи смешения паронимов, сделайте стилистическую правку.

 

1. Мэр понимает, что столица связана со всей Украиной зрительными и прочными нитями. 2. Мы приняли действия, которые от нас требуются. 3. Обама руководствовался лишь гуманитарными побуждениями. 4. Эта игра на грани «температуры кипения» вкупе с полной свободой самовыражения позволяет создать образ объемистый, а не плоский, как высохший лист. 5. Итак, одевайте наушники! 6. На банкете он тихо сидел в сторонке и с беспристрастным видом выслушивал обращенные к нему тосты. 7. Он пытается прояснить содержимое рукописи. 8. Он так поступил во имя лживых принципов высшего общества. 9. В современной школе остаются работать подлинные сподвижники. 10. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего

Упражнение 3. Найдите случаи смешения паронимов, сделайте стилистическую правку.

 

1. Джек поразил тем, что после стольких страданий совершенно не озлобился и не утерял доверия к людям. 2. Студенты нашего университета проявили высокое политическое сознание: явка на избирательные участки была практически стопроцентной. 3. На помощь «Новороссийску» подошли спасательные суда, и все-таки предпринятые меры не смогли помочь беде. 4. В августе шла массированная продажа этих квартир. 5. Эти болезненные бактерии могут оказаться где угодно.

6. Нам надо держать контакт с губернаторами. 7. Сейчас распространяют много порочных сведений об известных политиках. 8. Поэма относится к учебному периоду творчества поэта, поэтому в ней сильно влияние романтизма. 9. Эти разговоры внушают опасность, тем более, что мы мало знаем об этом человеке. 10. Он прощается с хозяевами, одевает шубу и с облегчением выходит на улицу.

11. В немилость к главному герою впадает и Свидригайлов. 12. Аристократия Павла Петровича противопоставлена демократизму Базарова. 13. Вполне реалистично принять закон в первом чтении.

14. И вообще, у меня дикая аллергия на всяческие моющие средства. 15. Необходимость отмены высоких ставок налога массируется всеми газетами..

Упражнение 5. Выберите из скобок нужный пароним и подчеркните его.

1.У билетной кассы (командировочные - командированные) предъявляли свои удостоверения.

2. Мне кажется, я припоминаю (личность - лицо) этого человека.

3. На мебель были (надеты – одеты) чехлы.

5. Напрягая последние (силы - усилия) мы достигли вершины горы.

6. Группа школьников (пришла – зашла) в музей на лекцию.

7. Мы все завтра (придем – выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру.

8. В порту судно (стало - встало) на якорь.

9. На вашем заявлении об уходе директор с радостью поставит свою (роспись - подпись).

10. Перед подвигом защитников отечества мы (преклоняем – склоняем)головы.

11. Он внимательно слушал лекцию, делая (пометы - заметки) в блокноте.

Фамилия студента_______________________

ПР № 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

Упр.1. Прочитайте тексты. Напишите, к какому функциональному стилю речи они относятся и почему (кратко (тексты переписывать не нужно).

 

1. НА ВСЯКИЙ РОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК

В следственном изоляторе Нижнечелнинского УВД появилась необычная забава: как сообщает агентство Кама-пресс, задержанные граждане пугаю милиционеров тем, что собираются

их... укусить и заразить СПИДом. Угроза выглядит вполне реальной, так как известно, что Набережные Челны, когда-то являвшиеся ударной комсомольской стройкой, вышли на одно из малопочетных мест в стране по распространению ВИЧ-инфекции.

 

2. Барокко – это один из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки к. 16 – сер. 18 вв. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к слиянию искусств и взаимопроникновению архитектуры, скульптуры и живописи. В архитектуре барокко преобладает эффектный размах, криволинейность форм, богатство и зрелищность. Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли.

 

 

3. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Авторское право распространяется на произведения, выпушенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертеж, изображение пленка…и т.д.)

 

4.Поначалу примолкшие старушки теперь вели свой повседневный разговор, неизменно касающийся «слюнявой Веры», придурошной, которая вот уже который раз пыталась утопиться в пруду, что за домом; это ж надо, сколько горя-то бедной Семеновне достается, сил-то ее сколько на Верку угроблено: оно-то понятно, кто ж своё дитё так и отдаст врачам, а все жалко ее, хоть и дурочка, ведь понимает она все, все помнит. (С.К.)

Упр. 2. Укажите, обладает ли слово эмоционально-экспрессивной окраской, снабдив его пометой – стилистически нейтральное, книжное (высокое), сниженное.

 

Абсорбировать, сесть на иглу, ксерить, казнокрадство, гуманизм, лажа, баксы, тусоваться. психушка, экогегнез, мент, оторваться, крутой, собственность, интерес, кастрюля, ребенок, чадо, пацан, магазин, прикид, прегрешение.

Трепетать, страшиться, бояться, трусить, робеть, опасаться, пугаться, ужасаться, дрейфить.

 

 

 

Фамилия студента_______________________

ПР № 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: