Освоение Северного морского пути. Экспедиция «Челюскина».




Освоение Северного морского пути.

Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути.Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).

История Северного морского пути начинается с первых плаваний поморов в XI--XIII вв., но идея практического использования Северного морского пути (до начала 20 века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.

В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслор) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились. Плавание летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семена Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий, подробно описало Чукотку.

В XVIII столетии наиболее весомый вклад в научные исследование отдельных участков Северного морского пути внесла Вторая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. За десять лет она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке. Отрядом Беринга был открыт получивший его имя пролив между Северной Азией и Америкой, описаны северные берега Камчатки, северо-западное побережье Америки, открыто множество островов. Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Ф.П. Врангель и Ф.Ф. Матюшкин. В 1820—1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре не имевших ранее аналогов похода по дрейфующим льдам.

Отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути стала экспедиция выдающегося советского ученого О.Ю. Шмидта, состоявшаяся в 1932 на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». В 1932 году под руководством О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина на пароходе "Сибиряков" впервые была осуществлена экспедиция, в ходе которой маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию. Успех экспедиции Отто Шмидта доказал возможность активного хозяйственного освоения Арктики. Для практической реализации этой возможности было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП, Главсевморпуть). Начальником его назначили Отто Шмидта. В 1934 году ледорез "Литке" без аварий прошёл в одну навигацию Северным морским путём с востока на запад (Владивосток - Мурманск). В 1935 году Северным морским путём в одну навигацию прошли четыре обыкновенных грузовых парохода: два из Мурманска во Владивосток и два в обратном направлении. В дальнейшем такие плавания стали обычным делом. А в 1939 году ледокол "И.Сталин" совершил двойное сквозное плавание в одну навигацию: из Мурманска в бухту Угольная Анадырского залива Берингова моря и обратно. Северный морской путь был окончательно освоен. По нему в годы Великой Отечественной войны переходили военные корабли с Дальнего востока в Баренцево море, а после войны систематически совершаются массовые перевозки народнохозяйственных грузов. В настоящее время Северный морской путь обеспечен широкой сетью полярных станций, оборудованными арктическими портами, ледоколами различного типа, в том числе и атомоходами.

Экспедиция «Челюскина».

Причины:

1. Необходимо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию

2. Продолжить опыт «Сибирякова», изучив ряд неизвестных участков моря.

3. Проверить в каких пределах возможно плавание грузовых пароходов на Севере.

Для этих целей была снаряжена экспедиция на пароходе «Челюскин». Он был построен в Дании в 1933 году специально по заказу советских внешнеторговых структур. В середине июля 1933 г. «Челюскин» с 800 тонн грузов и 3,5 тонн угля отправился с ленинградского порта в Копенгаген, где на протяжении недели судостроители устраняли различные дефекты. Затем пароход совершил переход в Мурманск, где принял на борт «Ш-2» (самолет-амфибию). А 2 августа того же года судно вышло из Мурманска в свое трагическое плавание. Основную часть команды составляла группа сибиряковцев во главе с капитаном В.И.Ворониным и вторым штурманом М.Г.Марковым.

Экспедиция проходила более-менее успешно вплоть до Новой Земли. Однако Карское море сразу же показало, насколько беззащитным является пароход перед льдами. В августе 1933 года образовалась большая течь и серьезная деформация корпуса. Возникали предложения вернуться обратно, однако командование приняло решение двигаться дальше. Но дальше было только хуже. В Восточно-Сибирском море кораблю пришлось столкнуться с тяжелыми льдами, течь судна усилилась, и лопнул один из шпангоутов. Пароход вмерз в лед и стал дрейфовать. Тем не менее, благодаря удачному дрейфу 4 ноября 1933 году корабль сумел войти в Берингов пролив, и до чистых вод оставалось не так много. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и пароход вновь оказался в Чукотском море. Дальнейшая судьба корабля зависела исключительно от ледовой обстановки. Как результат – 13 февраля 1934 года пароход затонул, унеся с собой жизнь одного человека. Еще 104 члена экипажа вынуждены были высадиться на океанские льды. Часть продовольствия и грузов с судна удалось снять до его затопления. На протяжении двух месяцев члены экипажа боролись за свою жизнь, пытались обустроить организованную жизнь на льдах, построить аэродром, который постоянно покрывался трещинами и разламывался, заносился снегом. Правительство создало специальную комиссию для их спасения, основные надежды были связаны с авиацией. На спасение людей было отправлено 3 группы самолетов. Согласно официальным данным, один из экипажей (пилот – А.Ляпидевский) сделал всего один рейс, за который сумел вывезти 12 человек; второй (В.Молоков) – сумел сделать 9 рейсов и вывезти 39 человек; третий (Каманин) – совершил 9 рейсов и вывез 34 человека; четвертый (М.Водопьянов) – за 3 рейса вывез десять человек; пятый (М.Слепнев) – за 1 рейс вывез 5 человек; М.Бабушкин и И.Доронин совершили по 1 рейсу, при этом каждый вывез по два человека. Неоднократно предпринимались экспедиции по поиску затонувшего «Челюскина». Однако все они заканчивались неудачей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: