Гносеологическая тематика в Ср/в




Символизм

- Цель познания видится в одном: познать Бога в мире, а мир в Боге. Другими словами, все видится в свете Бога, все с ним соотносится.

- средневековый символизм в самом первом приближении и можно истолковать как привычку видеть все вещи в их смысловой связи, соединении с божественным миром, миром абсолютных и высших ценностей.

- символический принцип задавал определенный порядок в объяснении, выстраивая при этом строгую иерархическую субординацию мира.

- символ это такое бытие, которое больше самого себя, поскольку символ являет собой то, что не есть он сам, большее его, но своей сущностью через него объявляющееся. (Флоренский)

Во-первых, символы сами по себе есть некая реальность, являются бытием (символ бытийствует).

Во-вторых, главное предназначение символа - свидетельствовать о чем-то другом, а не заявлять себя самого что-то другое и есть то большее, что он (символ) должен явить собой

символ как явление (=являющаяся реальность) представляет сущность (=реальность сущности).

В-третьих, символ не был бы символом, если бы уже в самой своей реальности не нес в себе это нечто иное, отличное от себя и притом более важное, чем он; в самом символе бытие иного присутствует как смысл.

- Символический тип мышления пронизывал все сферы человеческой деятельности

- мера измерения бытия через призму высшего и низшего придает всему бытию ценностный характер. Тот высший смысл, который несут в себе все предметы и события, придает им нравственно-этическую окраску.

- Канвой, матрицей символического миропонимания в средневековую эпоху являлась словесная ткань бытия

- в словах символическая реальность и смысловая реальность не разнесены по разным мирам, а спаяны в одно целое. Символом является тело слова (графическое или фонетическое его выражение), а смыслом - душа слова (если пользоваться средневековой терминологией).

- Символизирующий стиль средневекового мышления проявлял себя и в функции объяснения - ведь всякое познание имеет своей целью объяснить предмет познания. В силу своих особенностей он не сводим к причинно-порождающему типу мышления и объяснения, более того, по своей самостоятельности он ему равноценен. здесь важную роль играют сходство, подобие, повторение.

- «Короткое замыкание» (внезапный скачок) - не как связь между причиной и следствием (у Аристотеля - движущая причина - главное содержание н/е понимания причинно-следственной зависимости), но смысловая и целевая связь (целевая и формальная причины у Аристотеля).

- дорационалистическая расплывчатость границ в понимании вещей и событий; оно сдерживает силу рассудочного мышления, придавая легкую неопределенность мысли, создается некая дымка мысли.

- отсутствие критицизма

2 акта религиозного познания по Флоренскому:

1 акт есть мистическое восприятие. Поясняется это действие таким образом: Познаваемое своей энергией метафизически входит в познающего, а познающий метафизически выходит из себя к познаваемому, облекает его собой. Все это и совершается в религизной жизни, мистическом опыте.

2 акт выражение в слове, или наименование. Присутствие данного акта основывается на признании христианства учением и той роли слова, которая была свойственна средневековой культуре.

Первый акт придает познанию жизненность, второй акт показывает осознанность познания.

 

Христианство как религиозный опыт

- Основа религиозного опыта молитва, ибо где нет молитвы, там не религии.

- В христианской культуре сердце (а не ум) средоточие всех духовных сил и душевных начал человека, это тот узел, который завязывает человеческую личность.

- Каждый христианин это прежде всего мист, т. е. посвященный в жизнь Христа.

- У.Джеймс религиозный опыт средневековых христиан с точки зрения состояния психики оценивал и называл теопатическим состоянием.

- это область нравственно-наполненных чувств и эмоций.

- Пронизывает эту сферу чувств воля как важнейшее средство поддержания духовной сущности человека, а скрепляет все это в единое целое вера.

 

Вера и знание

- вера представляет собой особый путь познания и высший род самого знания

- Предмет веры сверхэмпиричен и сверхрассудочен, он запределен для внешних чувств и недоступен для логики, поскольку он обращен к трансцендентному. Вера рождается от встречи с Богом в религиозном опыте.

- Опыт, из которого рождается религиозная вера это опыт Откровения; он невозможен без духовного перерождения человека

- вера и знание (познание) два принципиально отличающихся друг от друга рода познавательной деятельности

- вера связана с человеческой свободой, тогда как знание подчиняет и обязывает: вера есть путь знания без доказательств, вне логического достижения, вне закона причинности и его убедительности.

- Вера представляет собой живое, цельное, полное в своем единстве знание

 

Мистическое познание

· Альфа и омега мистического опыта достижение Высшего Единства, слияние с Божеством; Душа человеческая, пройдя через очищение и просветление, поглощается, т.е. полностью растворяется в Боге (=обожествляется), и это есть ее возвращение к самой себе.

· Но при этом жизнь обращается в смерть. Наступает чувство полного уничтожения своей индивидуальности т.к. мы развозвышаем, разуглубляем, разрасширяем, разудлиняем себя. Наступает состояние полнейшей бесчувственности. С точки зрения того, как воспринимает человек мир внешними чувствами, наступает состояние безвидной, безмолвной, безобразной бездны, пустоты. А это и есть Божественная тьма = Ничто.

· Мистический опыт это внепонятийное созерцание Всеединства; мистики считают необходимым использовать образы или метафоры для выражения мистических состояний и мыслей.

· Мистический опыт - это экстатическое созерцание, оно связано с особой гаммой внутренних чувств, это особое состояние внутреннего переживания; в нем присутствует опъянение Единством, круговорот Любви, и несравненный накал наслаждения и блаженства.

- Мистический опыт это парадоксальный путь познания Божественного - через неведение.

- Мистический опыт это не отказ от знания вообще, а это высшее знание.

- Поскольку это бессловесное познание (и знание), то такое познание можно уподобить молчанию.

 

Мир как школа

- Смысл и содержание средневекового учения были связаны со Словом

- Учительско-ученический пафос средневековья вгонял дух в букву (как единицу слова).

(Греческая культура изустная культура, она принципиально некнижная культура.)

- Средневековая культура это культура текста. Действия и работа с текстом заключались в истолковании, комментировании, прояснении смысла Возвещенного Слова.

- средневековый способ познания, средневековая образованность принципиально не несли в себе ничего нового, не были эвристичными. Познание как истолкование это обращение к уже известному.

- Средние века открывают знание как умение, т. е. как систему правил овладения смыслом. Итак, знание-деяние, знание-умение, знание-правило.

 

Гносеологическая тематика в Ср/в

Преобладает онтологическая трактовка вопросов, касающихся познания.

· Познание вплетено в ход самой религиозной жизни, оно неотделимо от нее; познание предстает как важнейший способ посвящения в тайны религиозной жизни. Именно в средние века, по мнению Н.А.Бердяева, познание является функцией самой жизни.. Познание сопровождает процесс духовного перерождения человека; познание это подвиг веры.

· Истина не отвлеченно-теоретическая, а Живая, животворящая Истина (здесь оправдана оппозиция: отвлеченное живое). В таком случае и Истина это и есть жизненный путь человека; Истина это то, что зависит не только от ума, но и от воли, от всей человеческой жизни. С Истиной человек соприкасается в опыте религиозной жизни. Истина есть не что иное, как истинное (подлинное) христианство, как истинное спасение, т.е. Истина несет в себе нравственно-жизненный смысл; всему этому противостоит мнимое христианство, а истинному спасению противостоит ложная жизнь.

· Вера это (не только и не столько психологическое состояние), а знание; это знание невидимого, оно полагается на факты мистического опыта. Высшее знание жизнь конкретного целостного духа. Истинное знание - живое, цельное. Ложное знание отвлеченные, только на словах исповедуемые догмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: