Это последняя наша встреча на обществознании в этом году, поэтому весь дальнейший материал советую оценивать как контрольную работу.
В тетради число 5 июня, Контрольная работа, сдаем 8 июня во вторник.
Рассматриваем сегодня три темы. Что из них нужно выбрать, написано в скобках.
Тема № 1. Безработица (составляем конспект коротко, полностью только определение).
. Безработные - это лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы, занимаются поиском работы, готовы приступить к работе (мужчины в возрасте 14-59 лет и женщины в возрасте 14-54 года).
В России существуют определенные критерии, по которым человека официально относят к категории безработных: он должен проживать на территории РФ более 6 мес., не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе. Безработный имеет право на пособие и бесплатное обучение по профессии.
Причины безработицы:
1. Структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы.
2. Экономический спад, который вынуждает работодателей снижать потребности в рабочей силе.
3. Политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения, тем самым снижается спрос на рабочую силу.
4. Сезонные изменения в уровне производства.
5. Изменения в демографической структуре населения, т.е. с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы.
Занятое населения - лица любого возраста, имеющие работу на полный (неполный) рабочий день, или неделю, а также временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, переподготовкой.
Занятые и безработные составляют рабочую силу.
Виды безработицы:
1. Циклическая - связанная с подъемами и спадами производства.
2. Фрикционная - временная незанятость, вследствие добровольного перехода людей на другую работу, связана с поиском и ожиданием работы.
3. Структурная - временная незанятость вследствие изменения структуры производства, сокращения одних работников и увеличения количества других.
4. Сезонная.
5. Религиозная.
6. Скрытая.
Уровень безработицы есть отношение численности безработных к рабочей силе.
Последствия безработицы:
1. Снижение объема ВНП.
2. Падение покупательского спроса.
3. Сокращение сбережений.
4. Снижение предложения.
5. Спад производства.
6. Потеря безработным квалификации и морально-психическая деградация.
7. Криминализация общества.
Тема № 2: Понятие денег и их роль в экономике(определение, функции, безналичные деньги)
Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.
Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность.
Сущность денег проявляется через:
1) всеобщую непосредственную обмениваемость;
2) самостоятельную меновую стоимость;
3) внешнюю вещную меру труда.
Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитки), кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты) и разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты, так и в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов.
Деньги обладают определенными функциями. Функции денег:
1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов.
2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит.
3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И,представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми.
4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства.
Мировые деньги. Функция «мировые деньги» -это деньги в системе международных экономических отношений.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.
Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.