Тема 2 Этапы развития биомедицинской этики




План занятия:

1 Актуальность развития биоэтики.

2 Этапы развития биоэтики.

3 Связь биоэтики с философией и медициной.

 

Медицинская этика, как и медицина, существует и развива6ется не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, предъявляемые к врачам в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Во второй половине ХХ века, когда в медицине стали использоваться достижения научно-технического прогресса, стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой и биомедицинской этикой. Биомедицинская этика как отрасль медицинских и философских знаний, сформировалась на определенном этапе движения человечества от дикости до цивилизации.

Выделяют следующие этапы развития биомедицинской этики:

- мораль и правила поведения в первобытном обществе (эпоха каменного века – неолита - 8-3 тыс. лет до н.э.);

- нравственные нормы, медицинское законодательство в странах Древнего мира (4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.);

- медицинская этика в период средневековья (Х-ХV вв.);

- медицинская этика в период промышленного и научно-технического прогресса (XVI- XIX вв.);

- биомедицинская этика (ХХ в.- настоящее время).

Данные археологии, палеопатологии, истории и этнографии свидетельствуют о том, что первый этап развития науки о регулировании поведения медика (лекаря, знахаря) относится к неолиту, когда первобытное человеческое стадо превратилось в родовую общину. Жизнь в коллективе помогала защищаться от врагов, облегчала добычу пищи и строительство жилья. Совместный образ жизни требовал выработки определенных норм и правила поведения коллективного существования. Появились понятия о тотеме и табу. Тотемизм – архаичная форма религиозных верований и обрядов – указывал на связь человека с окружающим миром, являлся формой сознания его связи с коллективом, кланом, группой. Табу (запреты) – пищевого, полового, охотничьего, экологического, имущественного и другого характера были начальной формой гражданского законодательства. Нарушение табу (осквернение) было тягчайшим преступлением и жестоко наказывалось. В эту эпоху сложились определенные представления о добре и зле, ставшие впоследствии фундаментальными категориями этики. В одной из самых древних религиозных книг: священной книге зороастрийцев «Авеста» (7-8 вв. до н.э.), утверждается, что весь миропорядок зависит от борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Жизни и Смерти.

В эпоху неолита считали, что болезни вызывают темные силы и жестокие боги. Первобытный врач (знахарь) применял соответствующие лечению заговоры, обращаясь к богам. Поэтому можно сказать, что его деятельность определялась, регулировалась теургическим способом (от греч. thejs – бог, ergo – работа). В эпоху неолита лечение стало профессиональной деятельностью, была сформирована народная медицина, опиравшаяся на моральные ценности – понятия о добре и зле – и основной принцип добродеяния: «оказание помощи больному – добро, неоказание – зло».

В государствах Древнего мира наряду с гражданским, существовало медицинское законодательство. В Древнем Вавилоне на основании законов Хаммурапи (18 в. до н.э.) хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную руку или требовали выплатить огромный штраф. По мере перехода к монотеистическим религиям функции священника и врача часто совмещались. В Библии, Авесте, Коране и других священных сводах в форме религиозных законов изложены правила вступления в брак, запреты использования в пищу мяса различных животных (возможно, в профилактических целях от заражения сибирской язвой, чумой и пр.), другие рекомендации, базирующиеся на тысячелетнем опыте. Наряду с этим имеются и нравственные правила поведения в обществе. Общеизвестны 10 заповедей Моисея, содержащие нравственные нормы, как почитания родителей, запреты убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельствования.

Так постепенно формировалась философская наука о морали – этика.

В эпоху становления классового общества и разделения материального и духовного труда происходило осмысление нравственных проблем, становление этики как науки и составной части философии. Приблизительно одинакового уровня в Древних Индии, Китае, Греции сложилась древневосточная философия.

В эпоху античности многие мыслители увлекались абстрактно-логической «борьбой» противоположностей: добра и зла, целого и нецелого, жизни и смерти. Гуманный облик мира сформировался в античной философии, представленной Сократом, Платоном, Аристотелем и Гиппократом.

Следующий этап развития медицинской этики в период средневековья связан с появлением монотеистических религий, древнейшей из которых является буддизм. Этический принцип буддизма – стремление делать добро, сострадание и помощь больному.

Заметный след в истории медицинской этики оставили труды арабских ученых-медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения: «Практическая этика врача» Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-абуУсейби, «Канон медицины» и «Фирузнома» Ибн Сины (Авиценны).

Нормы, близкие к нормам буддийской этики, существовали и в ранних христианских сектах, одна из которых называлась терапевты. Существуют предания, что Иисус в молодости учился у «терапевтов», которые «изучали с большим старанием различные врачебные манускрипты», а их деятельность состояла «в излечении физических и нравственных недугов». В Евангелиях изложено обилие подвигов милосердия на врачебном поприще. К милосердию, любви к ближнему, заботе о больных и немощных призывают и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм.

По мере утверждения христианства как государственной, господствующей религии в Европе церковь взяла на себя заботу о немощных и больных. С учреждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена святого Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена произошло слово лазарет. С XII века появляются духовные попечительства о больных – госпитальные братья и сестры. Орден «Братьев милосердия» был основан в 1540 г. в Испании; в 1634 г. святой Винцент-де-Поль основал во Франции общину сестер милосердия.

В Древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях создавались больничные палаты. То место, где боль кладет человека «ниц», стали называть больницами. Первые из них были созданы при монастырях.

Носителями медицинских знаний были священники и их помощники. Так продолжалось до того времени, пока профессия врача не стала самостоятельной благодаря созданию в X-XII веках медицинских факультетов университетов. Выпускники медицинских факультетов давали так называемое Факультетское обещание, текс которого обычно являлся вариантом «Клятвы Гиппократа».

В XVI-XVII веках в Европе появились акушерские школы, в крупных городах вводилась должность городских повивальных бабок. В этот период времени получила широкое распространение благотворительность. Состоятельные и преуспевающие люди чувствовали себя обязанными помогать тем, кому не повезло в жизни, на собственные средства открывали больницы, приюты. По существу все больницы были благотворительными. Состоятельные люди лечились дома. В это же время издаются работы, посвященные проблемам долга, моральным требованиям и нормативам медиков.

В эпоху промышленного прогресса (капитализма) начался новый этап развития медицинской этики (деонтологический) и на первый план выступили экономические интересы медицинских работников. Профессия врача становилась средством заработка на жизнь. Прогресс медицины обеспечили: развитие естествознания, техники, индустриализации.

После революционных событий 1917 г. медицинская этика в мире и в СССР развивалась различными путями. Этика советского врача – этика социалистической Родины, этика строителя коммунистического общества, коммунистическая мораль - выше классовых противоречий. Ведущие советские ученые-медики и организаторы здравоохранения (Н.Н. Петров, Н.А. Семашко, Б.Д. Петровский) в своих работах поднимали вопросы профессионального поведения медиков, сохранения врачебной тайны.

С 70-х ХХ в. начался новый этап развития медицинской этики, именуемой ныне биоэтикой. Термин ввел американский онколог-исследователь В. Поттер в работе «Биоэтика, наука выживания» (1970 г.).

Медицинская этика (биоэтика) как научная дисциплина впитала в себя все наработки, методики социологии, психологии, юриспруденции, менеджмента, педагогики и многих других медицинских и немедицинских дисциплин.

Таким образом, медицинская этика (биоэтика) возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти. Она вобрала в себя высокие и самые гуманные религиозные установления. Некоторые законы и принципы, выработанные медицинской этикой, оказались настолько важными для человечества, что явились толчком для принятия различных законов. Но от этого медицинская этика не превратилась в юриспруденцию или медицинское право. Нарушение законов, принципов медицинской этики, изложенных в международных, национальных, профессиональных этических кодексах, декларациях, присягах, карается моральным осуждением коллег, призрением пациентов, их родственников, социальным окружением. Нарушение государственных законов по вопросам медицинской этики (неоказание помощи, эвтаназия, медицинская тайна и др.) карается по решению суда в рамках гражданского и уголовного права.

Вопросы для самоконтроля

1 Перечислите этапы развития биоэтики.

2 Охарактеризуйте каждый этап развития биоэтики.

3 Как произошли слова лазарет? больница?

4 Кто ввел понятие биоэтика?

5 Как биоэтика связана с философией и медициной?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: