Выполнила: Фоменко Алина 19ИПД2




Анализ рассказов периода войны.

Б. Лавренев "Разведчик Вихров"

Место произведения в творчестве писателя:

Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия — Сергеев; 1891, Херсон, Российская империя —1959, Москва, СССР) — русский советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Рассказ написан в тяжелые дни 1942 года. Тогда Б.Лавренёв был военным корреспондентом ВМФ. Тему о подростках-разведчиках можно найти в произведении «Разведчик Вихров». Это рассказ о добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против немцев. Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького патриота, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем.

Где и когда происходит действие:

Действия разворачиваются в период Великой Отечественной войны, в флотской артиллерии. Зима: метафора – железная от мороза степь, «потянуло колючим холодком зимнего ветра», в районе совхоза «Новый путь».

Особенности сюжета и композиции:

Линейная композиция помогает проследить ход событий военного времени, маленькую его часть – операцию разведчика Вихрова: «Коля отступил и с нескрываемой гордостью, приложив руку к шапке, доложил: - Товарищ капитан, разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил. - Молодец, Николай Вихров, - сказал капитан, - благодарю за службу!»

На батарею краснофлотцев пришёл тринадцатилетний гость, в куцом пальто и парусиновых туфлях. Замёрзший, курносый и скуластый мальчик,с удивительно твёрдым твёрдым взглядом, передал командиру важные сведения о расположении немцев. Николай Вихров две недели собирал сведения о враге, а теперь точно указывал не только численность и подразделения немцев, но и безошибочно показал на карте стратегические объекты, доты, склады боеприпасов и топлива.

Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении, но тот волновался за маму и проверку немцев. На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню, а когда стемнело покинул батарею.

На рассвете начался обстрел, капитан не спал всю ночь и только увидев темный квадратик на шесте скворечни, успокоился и начал обстрел. Раз за разом накрывая цели, капитан видел знаки Коли, который показывал недолёт-перелёт, левее или правее. Уничтожив цели, капитан рванул в совхоз, к домику со скворечней под крышей. Он спешил обнять юного героя, совершившего взрослый подвиг.

Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая, а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.

Герой в системе образов; приемы создания персонажей:

Николай Вихров (Коля) – 13-летний мальчик, « курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного степного суховея. Обшелушённые, посинелые губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана». «Обут он был не по погоде: в серые парусиновые туфли, протёртые на носках, и всё время переминался с ноги на ногу, пока капитан читал препроводительную записку, принесённую из штаба участка связным краснофлотцем, приведшим мальчика».

 

Коля очень переживал за свою маму. Коля рассказывал и «плакал: - Я ничего, товарищ капитан... Я не за себя разрюмился... Я стойкий. А вот маму вспомнил... Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал. По руке прикладом хватил. До сих пор рука не гнется».

— Вы же знаете, товарищ капитан, немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки — меня нет, они на маме выместят.
В его голосе слышалась недетская тоска. Он явно волновался за судьбу матери.
— Не нервничай! Всё понял, — сказал капитан, вынимая часы, — то, что думаешь о маме, — это очень хорошо... Сейчас шестнадцать тридцать. Мы пройдёмся с тобой на наблюдательный пункт и ещё раз сверим всё. А когда стемнеет, я обещаю, что ребята тебя проводят как можно дальше.

Коля сильный, смелый, зоркий, сознательный мальчик. Он точно указал месторасположение немецких дотов. Благодаря ему, его точным сведениям, деревня, где жил Коля, была освобождена от немцев. Немцы, ошеломленные мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили.

Таким образом, Николай Вихров - настоящий патриот и борец, умный, отважный, дисциплинированный, стойкий, в свои 13 лет он уже очень сознательный человек.

Капитан – добрый, заботливый мужчина, не ожидал, который не ожидал, что мальчик окажется таким смышленым. Он с «сердечной лаской» отнесся к мальчику. Коля напомнил ему о семье, о собственном ребенке: «Капитан уложил его на койку и накрыл полушубком. Мальчик мгновенно заснул. Капитан постоял над ним в раздумье, вспоминая сына и жену».

 

Почувствовав непосредственную сердечность ласки, мальчик, на мгновенье вернувшись в детство, по-ребячьи нежно прижался щекой к капитанской ладони - естественно для ребенка хотеть заботы и ласки.

 

Он переживает за судьбы мальчика, испытывал теплое чувство к ребенку. Например, когда на рассвете начался обстрел, капитан не спал всю ночь и, только увидев темный квадратик на шесте скворечни, успокоился и начал обстрел. Раз за разом накрывая цели, капитан видел знаки Коли, который показывал недолёт-перелёт, левее или правее. Уничтожив цели, капитан рванул в совхоз, к домику со скворечней под крышей. Он спешил обнять юного героя, совершившего взрослый подвиг.

 

Пафос:

Дети должны играть, веселиться, должен звучать смех, они не должны знать горя. Однако война нарушила эти представления, искалечила судьбы, лишила детей детства. Так автор показывает нам ужасное лицо войны, не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.

Педагогическое значение:

 

Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, настоящего патриота, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным. Учит быть настоящим патриотом своей Родины. Учит мужеству и стойкости. Учит не поддаваться страху.

Л.Пантелеев "На ялике"

Место произведения в творчестве писателя:

Творчество Л. Пантелеева вносит вклад в развитие жанра автобиографических произведений. Таковым является и рассказ «На ялике». Осень и зиму 1941-1942 годов Л.Пантелеев провел в осажденном Ленинграде. Наряду со взрослыми судьбу блокадного города разделяли дети. Вместе с ребятами писатель дежурил на крыше, тушил зажигалки, дети окружали его и на Каменном острове в больнице, куда его привезли в состоянии крайнего истощения. "Присутствие детей, - пишет Л.Пантелеев, - подчеркивало великий человеческий смысл нашей борьбы".

Первый год Великой Отечественной войны был самый трудный, самый страшный и самый героический год ленинградской блокады. Этот год писатель Леонид Пантелеев (1908–1987) провел в осажденном Ленинграде. На ленинградском блокадном материале он написал несколько рассказов. В основе каждого из них лежит какой–нибудь подлинный случай, и герои этих рассказов, как он сам говорил, тоже невыдуманные, невымышленные. Все они жили в блокадном городе. Перевоз через Неву под грохотом взрывов, списан писателем с жизни. Подвиг стал буднями жизни детей. Они адаптировались к грохоту зенитных батарей. «Легче ведь не будет, если бояться» – сказал главный герой этого рассказа. Как писал Пантелеев: «Такое не выдумаешь, не сочинишь».

Где и когда происходит действие:

Рассказ Пантелеева Алексея Ивановича описывает события, происходившие во время Великой отечественной войны в Ленинграде. Солнечный летний день. Маленькая пристань, река, а за ней Каменный остров. Блокадный Ленинград. Перевоз через Неву, о котором говорится в рассказе «На ялике», связывал Новую деревню с Каменным островом.

Особенности сюжета и композиции:

«На ялике» — одно из самых проникновенных и сильных произведений Пантелеева. «Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы».

В дни ленинградской блокады он перевозил пассажиров через Неву на большой тяжёлой лодке. Когда переправлялся рассказчик, зенитки начали обстреливать вражеский самолет. Осколки дождём падали вокруг лодки. Было страшно — всем, кроме мальчика. «Он только посматривал изредка то направо, то налево, то на небо, потом переводил взгляд на своих пассажиров — и усмехался». Попытка завязать разговор с мальчиком, когда лодка пристала к берегу, не удалась рассказчику. Мотя был суров и немногословен. А на зенитной батарее рассказчик узнал, что мальчик — сын перевозчика, недавно убитого осколком во время переправы.

На обратном пути разговор состоялся. «Я… почему-то очень обрадовался и тому, что он меня узнал, и тому, что заговорил со мной и даже улыбнулся мне… Мне очень хотелось заговорить с мальчиком. Но, сам не знаю почему, я немножко робел и не находил, с чего начать разговор».

Чувство радости и робости возникает при встрече с очень уважаемым и привлекательным, очень достойным человеком. И то, что рассказчик испытал подобное чувство при встрече с одиннадцатилетним мальчиком, определяет и авторское отношение к Моте, и образ самого Моти. Очевидно, мальчик и другим внушает такое же уважение, если без насмешки зовут его «Матвеем Капитонычем» и ласково «адмиралом Нахимовым»…

Беседа вышла значительной — об опасности, о страхе, о смерти. «Всякое бывает. Могут и убить. Тогда что ж… Тогда, значит, придётся Маньке за вёсла садиться».
Как ни далёк этот лирический рассказ от весёлого случая, приключившегося с героем «Пакета», вспоминается, о чем заботился Петя Трофимов, когда его вели на расстрел — «туго небось товарищу Заварухину в деревне Тыри». Мысль о смерти — это и для Моти прежде всего мысль о том, что будет с делом, которое он выполняет.

Наши дети рано взрослели в тяжкие годы войны, рано крепло в них чувство долга, стремление принять участие в борьбе, которую вёл народ. И потому нет ничего неестественного в отношении Моти к страху, отваге, к жизни и смерти. Естественно, но вызывает невольное уважение — каждый взрослый обязан говорить с таким мальчуганом по меньшей мере как с равным.

Разговор с Мотей — философский центр рассказа. А эмоциональная кульминация, и чрезвычайно сильная, — в конце рассказа. Появляется Манька, которой придётся сменить Мотю, если с ним случится несчастье. «Девочка была действительно совсем маленькая, босая, с таким же, как у Моти, загорелым лицом и с такими же смешными, выцветшими, белёсыми бровками.

 

— Обедать иди! — загорячилась она. — Мама ждёт, ждёт!.. Уж горох весь выкипел.
И в лодке и на пристани засмеялись…
— Ладно. Иду. Принимай вахту.
— Это что? — спросил я у него. — Это Манька и есть?
— Ага. Манька и есть. Вот она у нас какая! — улыбнулся он, и в голосе его я услышал не только очень тёплую нежность, но и настоящую гордость.

…Мотя в своём длинном и широком балахоне и в огромных рыбацких сапогах, удаляясь от пристани, шёл уже по узенькой песчаной отмели, слегка наклонив голову и по-матросски покачиваясь на ходу. А ялик уже отчалил от берега. Маленькая девочка сидела на веслах, ловко работала ими, и вёсла в её руках весело поблескивали на солнце и рассыпали вокруг себя тысячи и тысячи брызг».

Читая рассказ, все время думаешь о том, какая огромная нагрузка легла на плечи мальчика, как серьёзно и в то же время просто относится он к своей физически трудной и опасной работе, как сознательна и безусловна для него обязательность выполнения долга, добровольно принятого на себя после гибели отца. И вдруг — приходит девочка, ещё меньше Моти, и, так же просто, как старший брат, взявшись за вёсла тяжёлой лодки, отправляется в путь, из которого может и не вернуться. Именно в том, что девочка так мала, — эмоциональная сила последних строк рассказа. И в то же время этим эпизодом выражена до конца мысль, которая лежит в основе повествования: живое, действенное чувство долга было свойственно детям в тяжёлую годину войны, особенно тем детям, которые были свидетелями каждодневных подвигов отваги и выдержки, как ленинградцы Мотя и Манька.

В скромной, непоказной и в существе своём героичной работе Моти и Маньки, в отношении Моти к опасности мы узнаём характерные черты поведения, мыслей и чувств советского народа на войне.

Есть небольшой эпизод в рассказе, ещё раз показывающий, что Пантелеев больше всего любит, ценит в людях. Рассказчик говорит на зенитной батарее об осколочном дожде, который засыпал лодку. «Командир батареи, пожилой застенчивый лейтенант, из запасных, почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.

— Да, да… — сказал он, вытирая платком лицо, — К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. Но что же поделаешь! Это как раз те щепки, которые летят, когда лес рубят. Но всё-таки неприятно. Очень неприятно. Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут». Смущение лейтенанта, извиняющегося за то, что падают осколки, — одна из тех черт душевности, которые всегда особенно близки Пантелееву. Это не смешно и не сентиментально — это высокое выражение гуманности, страдания за горе, причиняемое народу войной.

«На ялике» — один из самых глубоких и мастерски написанных рассказов Пантелеева. Он нетороплив и в тоже время очень лаконичен. Здесь всё значительно и просто: милое небо над головой, запах смолёного дерева и чуть слышный плеск невской волны — пейзаж, на фоне которого появляется вражеский самолёт; соответствие простоты, лиричности пейзажа простоте и цельности облика Моти, лирическому отношению автора к своему герою; сдержанность в выражении этой лиричности, проступающей, пожалуй, только в описании внешности Моти и Маньки да в тех тысячах брызг, что рассыпают весело поблескивающие на солнце Манькины вёсла; и, наконец, простота, внешняя незатейливость повествования, в котором каждое слово верно найдено и каждая фраза весома.

 

Герой в системе образов; приемы создания персонажей:

В рассказе «На ялике» Л. Пантелеев показывает, как шутливо и в то же время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, когда деловито покрикивает на пассажиров, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Худенький мальчик в отцовском картузе, «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе», правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей.

Матвей Капитоныч (Мотя, Мотенька) – «мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьезное, строгое, темное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы». Правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей. Мальчик понимал, что от того, станет он бояться смерти или нет, ничего не измениться, и потому не боялся. Рассказчик разговорился с Матвеем и поинтересовался, не страшно ли ему перевозить людей под осколками. На что маленький мужчина ответил ему: «Воды бояться, в море не бывать».

Сев в лодку солдат опять поинтересовался у Матвея, боялся ли он тогда обстрела, на что тот ответил, что если бояться, то легче не будет, и если ему суждено будет погибнуть, переправой людей займется его сестра Манька. Мотя не рискует, а принимает возможную смерть как данное, потому что тогда это случалось со всеми и всегда.

Рассказчик – наблюдательный, добрый человек.... Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные весла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой еще, небось, не высохла кровь его отца? Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к веслам, и к черной невской воде. Даже отдаленный орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий!..» — рассуждает рассказчик, профессиональный военный.

Автор сравнивает состояние взрослых в лодке и мальчишки, планомерно продолжающего грести, чтобы доставить людей на берег. Женщины легли на дно лодки, сбились в кучу. Страх охватил мужчину-рассказчика, видавшего уже не один бой, но все они шли на суше. На воде все было ужасно страшнее. Осколки с шипением падали в воду, поднимали столбы воды. На лице мальчика не было «ни страха, ни волнения». Мужчине показалось, что мальчишка просто глуп, беспечен. Он не понимает, что такое смерть. Военный пытается заплатить большую сумму ребенку, но тот сдает ему сдачу и с укором указывает, куда можно положить лишние деньги. Первая встреча поразила мужчину. Он даже почувствовал какое-то злорадство, когда увидел мальчишку под навесом сарая.«…значит, немножко побаиваешься, голубчик!» – мысли военного.

Манька – «девочка действительно совсем маленькая, босая, с таким же, как у Моти, загорелым лицом и с такими же смешными, выцветшими, белесыми бровками». Маленькая девочка ловко заменяла брата, когда тот обедал.

Тогда что ж... Тогда, значит, придется Маньке за весла садиться.
— Какой Маньке?
— Ну какой? Сестренке. Она, вы не думайте, она хоть и маленькая, а силы-то у нее побольше, чем у другого пацана...» Маньке еще не было и десяти лет, хотя и она так же уверенно, ловко, привычно работала тяжелыми веслами. Суть, конечно, не в физической нагрузке. В силе духа! В силе внутренней абсолютной преданности делу, чести, памяти отца своего. В силе нравственной преемственности. В естественности и закономерности диктата сердца, который, одновременно, — диктат жизни в ее бессмертии.

– Обедать иди! – загорячилась она. – Мама ждет, ждет!.. Уж горох весь выкипел.
И в лодке и на пристани засмеялись. А Мотя неторопливо причалил ялик, дождался, пока сойдут на берег все пассажиры, и только тогда повернулся к девочке и ответил ей:
– Ладно. Иду. Принимай вахту.
– Это что? – спросил я у него. – Это Манька и есть?
– Ага. Манька и есть. Вот она у нас какая! – улыбнулся он, и в голосе его я услышал не только очень теплую нежность, но и настоящую гордость.
– Славная девочка, – сказал я и хотел сказать еще что-то.

Пафос:

Дети должны играть, веселиться, должен звучать смех, они не должны знать горя. Однако война нарушила эти представления, искалечила судьбы, лишила детей детства. Так автор показывает нам ужасное лицо войны, не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.

Педагогическое значение:

Рассказ учит любить мир и стремится к тому, чтобы никогда не было войны. Учит мужеству и стойкости. Учит принимать жизнь такой, как она есть. Учит не поддаваться страху. Учит быть патриотом своей Родины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: